Религия как социальный институт. Социологический анализ религии

Религия представляет собой один из наиболее важных социальных институтов, включающих систему социальных норм, ролей, обычаев, верований и ритуалов, предписаний, стандартов поведения, организационных форм. Религия представляет собой:

1. Активно действующий компонент человеческой жизнедеятельности, возникающий в процессе становления человека и общества.

2. Способ преодоления самоотчуждения человека.

3. Отражение действительности.

4. Общественную подсистему.

5. Феномен культуры.

Для социологии религия как социальный феномен – это верования, которые в наиболее существенных аспектах разделяются многими, т. е. существуют только в интеракциях групп. Сугубо личные убеждения могут иметь религиозный аспект, но они не являются религией как таковой [1, с. 43].

Социологический анализ религии предполагает выявление социальных, гносеологических, психологических основ и предпосылок религии.

Социальные предпосылки делятся на первичные (материальные) и вторичные – области духовной сферы (политика, государство, мораль, искусство, философия, наука).

На базе социальных действуют психологические и гносеологические предпосылки. Гносеологические предпосылки связаны с формированием религиозных представлений в сознании человека в ходе его познавательной деятельности. Формирование религиозного сознания связано не только с особенностями человеческого познания, но также и со спецификой человеческой психики.

В качестве психологических оснований религии могут быть выделены составные элементы человеческой психики – различные эмоции, настроения, переживания.

Религия представляет с бой сложное, многослойное и многоуровневое явление. Соответственно изучение этого феномена осуществляется в рамках различных научных дисциплин, направлений и школ. Религиоведческие знания накапливались в течение многих столетий. Начиная с XIX в. на стыке философии, этики, эстетики, социологии, психологии, истории, лингвистики, этнологии, археологии и других наук начинает складываться самостоятельная отрасль знания – религиоведение.

Философия религии дает объяснение религии с помощью философских понятий, концепций, принципов (натурализм, материализм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм и т. д.). В широком смысле понятие «философия религии» может рассматриваться как осмысление природы и функций религии, обоснование существования Бога, рассуждения о его природе и отношении к миру и человеку. В узком смысле философия религии – это автономное философское рассуждение о Божестве и религии в рамках конкретной конфессии.

Психология религии изучает психологические законы развития и функционирования религиозных явлений (чувств, настроений, потребностей и др.), структуру и направленность этих явлений, влияние их на нерелигиозные сферы жизнедеятельности общества.

Феноменология религии дает систематическое описание и классификацию явлений религии на основе их сопоставления и сравнения.

Герменевтика религии – это учение о понимании религиозных объектов, теория истолкования священных текстов, перевода текстов с языка оригинала на иные языки, понимания первоисточников каждым новым поколением.

Социология религии изучает:

социальные условия возникновения религии;

место и роль религии в функционировании и развитии социальной системы;

социальные закономерности функционирования и развития религии;

социальную структуру и взаимодействие ее элементов;

социальные закономерности функционирования и развития религии как специфической подсистемы в контексте развития социальной системы в целом;

влияние религии на другие элементы социальной системы и обратное влияние данной социальной системы на религию.

В предмет изучения социологии религии не входит изучение “сверхъестественного”. Социология религии изучает те моменты социальной действительности, которые можно измерить, наблюдать, зафиксировать, подтвердить или опровергнуть. Для социологии религия – совокупность поведенческих актов индивидов и групп, вербальные (речевые) действия людей и продукты их деятельности.

Религия как предмет социологического анализа – это совокупность структур общества, социальных связей и отношений по поводу религиозного феномена. Социология религии изучает общие правила, образцы поведения, способы религиозной мотивации индивидов.

Результаты социологического анализа религии во многом зависят от того, насколько широко используются данные, полученные в результате исследования религии другими областями научного знания – историей, этнологией, антропологией и др. Социологическая концепция религии, в свою очередь, используется в других научных дисциплинах, так как религия оказывает существенное влияние на традиции, обычаи, образцы поведения людей.

Социология религии является одной из религиоведческих дисциплин, но в тоже время она является частью социологии.

Современная социологическая наука представляет собой разветвленную систему знаний разного уровня обобщений и включает в себя: 1) фундаментальные, общесоциологические теории; 2) специальные (частные) социологические теории (или теории среднего уровня); 3) конкретно-социологические исследования.

Социология религии относится к числу теорий среднего уровня. Такие теории обобщают и структурируют эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания – изучение семьи, образования, армии, политики, конфликтов и т. д.

Выделение теорий среднего уровня в социологии создает ряд преимуществ:

а) возможность создания теоретической основы для исследования без использования громоздкого понятийного аппарата общесоциологических теорий;

б) осуществление тесного взаимодействия с реальной жизнью общества;

в) демонстрирование возможностей и убедительности социологических исследований в глазах специалистов несоциологических областей знания.

Главный предмет социологического анализа религии составляет взаимодействие религии и общества. Связь между религией и обществом нельзя рассматривать как взаимодействие двух самостоятельных величин: религия – часть общественной жизни, от которой она не может быть изолирована.

Религия как социальный феномен входит также в понятие культуры, является звеном социокультурных связей, функционирование которого позволяет понять способ жизнедеятельности общества. Религия выступает как фактор:

– во-первых, возникновения и формирования социальных отношений;

– во-вторых, легитимации социальных отношений, тех или иных форм социальных действий.

Тип религиозной жизни связан с культурой определенного региона, зависит от нее. В свою очередь, культура складывается и функционирует во многом на основе религии.

Религия устанавливает градацию ценностей, придает им святость, что ведет к тому, что религия упорядочивает ценности «по вертикали»: от земных до небесных. Следуя требованиям постоянного морального совершенствования в русле предлагаемых религией ценностей, человек регулирует свое поведение. Это способствует консервации ценностей и культурных традиций.

В социологических теориях религия рассматривается как фактор, способствующий поддержанию стабильности общества и одновременно как фактор, стимулирующий его развитие. В основе этих проявлений религиозной активности лежит основная функция религии – смыслополагание.

Религия делает осмысленной человеческую жизнь, показывает, что значат те или иные события жизни человека в свете понимания конечных целей и устремлений. С этой функцией религия может справиться, если она ориентируется не только на индивидуально-психологическое воздействие, но и способствует поддержанию коллективной идентичности, то есть воздействует на общество.

В современной социологии религии разрабатываются концепции эволюции религии как двустороннего процесса: воздействия религии на общество и развитие самой религии под влиянием социальных факторов.

Для анализа роли религии в современном мире важное значение имеет понятие секуляризации. Секуляризация – процесс освобождения различных сфер общества от влияния религии. Понятие это охватывает комплекс процессов, происходящих на уровне общества в целом, социальных институтов, групп, личностей. По мнению некоторых ученых, секуляризация не равнозначна вытеснению религии или попыткам ее насильственного разрушения, но выражается в изменении характера взаимодействия между религией и обществом.

Наши рекомендации