Институциональный и групповой подходы к изучению семьи

Социология брака и семьи изучает семью с двух позиций – как социальный институт и как малую группу. Изучение семьи как института в ряду других институтов общества находится на макроуровне. Макросоциология ищет принципы, раскрывающие суть изменения всей массы семей в социальном пространстве и времени при взаимодействии с остальными элементами макроструктуры. Исследование структуры и динамики отдельных семей относится к микроуровню социологии семьи, который, наоборот, сосредоточивается на жизненном цикле семьи, на возникновении – функционировании – распаде отдельных семей. Рассмотрению здесь подвергается «биография» семьи, ее становление и старение, укрупнение и дробление, сплочение и отчуждение, распад в связи со смертью ее членов и т. д.

В общем виде социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д.

Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп. В институте семьи это ее члены, родительский союз и их дети, родственники.

Еще одним важнейшим элементом институционализации является организованное оформление социального института. Семья представляет собой совокупность лиц, имеющих место проживания, материальные средства, блага и выполняющих определенную социальную функцию.

Для социальных институтов характерно также четкое разграничение функций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, регуляция и контроль за этим взаимодействием, благодаря чему в обществе достигается большая предсказуемость поведения людей, стабильность и надежность социальных связей, устойчивость социальной структуры.

Процесс формирования семьи, с институциональной точки зрения, предстает как растянутый во времени процесс усвоения социальных норм, ролей и стандартов, регулирующих ухаживание, выбор брачного партнера, стабилизацию семьи, сексуальное поведение, отношения с родителями супругов. Таким образом, семья является классическим социальным институтом. Семья имеет:

– основные функции (регулирование рождаемости, социализация и защита детей и др.);

– группы и организации (все родственники, группы, объединенные родственными связями);

– ценности, связанные с самоутверждением личности, удовлетворяющие физиологические потребности, потребность в родительстве, в любви, общении, в возможности чувствовать относительную стабильность и защищенность;

– роли (жена, муж, мать, отец, сын, ребенок, бабушка, дедушка и т. д.);

– нормы (супружеская верность, обязанность воспитания детей; материальное обеспечение семьи; взаимопомощь, сотрудничество, общие цели и т. д.)

Социолог С. Фролов указывает на следующие признаки семьи как социального института:

– установки и образцы поведения – привязанность, уважение, ответственность;

– культурные символы – брачный ритуал, обручальные кольца;

– утилитарные культурные черты – дом, квартира (комната), мебель;

– устные и письменные кодексы поведения – Конституция, Кодекс о браке и семье;

– идеология – любовь в основе создания семьи, стремление к успешности и стабильности брачных отношений, желание создать, укрепить и сохранить семью.

Таким образом, семья как социальный институт обладает моральным и правовым узаконением, общественной и государственной поддержкой; характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, и другими родственниками.

Семью как социальный институт социологи отличают от семьи как малой группы. Изучать семью как одну из малых групп в системе первичных и вторичных групп предложил социолог М.С. Мацковский.

Малая социальная группа есть немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личностном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Малая группа имеет первичные и вторичные признаки. Основными первичными признаками являются: общие цели и общая деятельность; личный контакт; определенный эмоциональный климат внутри группы; особые групповые ценности и нормы; относительная автономность этой группы от других; социально-психологический контроль поведения членов группы и др.

Вторичными признаками малой группы являются: конформность членов группы (степень уступчивости в пользу группового решения); интимность отношений; стабильность группы; добровольность объединения в группу и др.

Всеми этими признаками обладает и семья.

Американский социолог Ч. Кули считает, что семья является первичной группой, так как ее влияние на человека первично как по времени, так и по содержанию. Она формирует личность в целом, тогда как вторичные группы воздействуют на личность лишь в определенных аспектах. Кроме того, семья представляет собой «интимную» ассоциацию и кооперацию, которая сама себя воспроизводит.

Также малые группы могут быть формальными и неформальными. Неформальные группы объединяются на основе общих интересов вне профессиональной деятельности. Они отличаются в первую очередь структурой социальных ролей, которые формируются в процессе каждодневного взаимодействия людей. Формальные группы создаются для выполнения каких-либо специальных заданий. Отношения между членами такой группы определяются инструкциями, главное значение – деловые контакты, чаще косвенные, а отношения регулируются формальной системой контроля.

Семья является малой группой, объединяющей и формальные, и неформальные признаки. Она имеет свою структуру, определяемую социальными ролями ее членов (мужа, жены, дочери, сына, брата, сестры, бабушки), на основе которых складываются межличностные отношения в семье. Но одновременно семья имеет и неформальные признаки, которые основываются на образцах поведения старших поколений, передаваемых молодым поколениям посредством обычаев и традиций.

Члены малой группы обладают чувством взаимной принадлежности. В семье поддерживаются связи, традиции, взаимная симпатия, общность духовных ценностей. Сплоченность малой группы – одно из основных условий ее существования. Группа с высокой степенью сплоченности оказывает на индивида более сильное влияние, в ней создается наибольшая однородность поведения ее членов, развивается чувство коллективизма, люди охотно выполняют работу для общей цели, готовы защищать свою группу от несправедливости, жертвовать личными интересами.

Есть ряд факторов, усиливающих сплоченность в группе и угрожающих ей. К первым относятся: удовлетворение потребности в безопасности и эмоциональном покое; перевес позитивных эмоциональных межличностных связей над негативными; общие идеалы и интересы; климат равенства и справедливости; групповые символические церемониалы; единые ценностные ориентации всех членов.

Угрожают сплоченности семьи: необузданность влечений членов группы (сексуального, агрессивного, потребительского характера и т. д.); эгоцентризм, зависть, соперничество, ревность; чувство неудовлетворенности; насилие в семье.

По мнению социолога М. С. Мацковского, при анализе семьи как малой группы целесообразно выделить три основных типа характеристик:

1. Характеристика группы в целом: цели и задачи, состав и структура семьи, групповая сплоченность, групповая деятельность и характер группового взаимодействия семейной группы, структура власти, коммуникации в семье и т. д.

2. Характеристика связей и отношений семейной группы с более широкими социальными системами в рамках социальной структуры общества. Здесь, прежде всего, следует выделить функции семьи по отношению к обществу.

3. Цели, задачи и функции семьи по отношению к индивиду, групповая регуляция поведения и взаимодействия в семье, групповой контроль, групповые санкции, включенность индивида в семью.

Таким образом, семья является первичной малой группой, обладающей как формальными, так и неформальными признаками, и выполняющей ряд функций по отношению к ее членам.

Социальные функции семьи

Функция (лат. functio – совершение, исполнение) – это деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, работа, которая производится неким органом или неким организмом.

Под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов во имя семьи и для ее блага. Функции семьи глубоко историчны, социально, культурно и национально обусловлены, изменчивы во времени как по характеру, так и по их иерархии.

Американские социологи У. Огборн, К. Циммерман, Т. Парсонс и многие другие рассматривали функции семьи как показатели ее сущности, как индикаторы семейных перемен. В частности У. Огборн в начале ХХ в. заметил, что американская семья меняется и многое из того, что делалось в семье раньше, ушло из семьи и стало выполняться другими социальными институтами. Из шести выделенных им функций (аффективная, защитная, экономическая, образовательно-воспитательная, религиозная, досуговая) пять (кроме аффективной) перемещаются за пределы семьи.

В советской социологии функции семьи исследовались А.Г. Харчевым, М.С. Мацковским, И.В. Гребенниковым, Н.Г. Юркевичем, А.И. Антоновым, В.М. Медковым, Г. Навайтисом и др.

Согласно А.Г. Харчеву семья имеет имманентно присущие ей функции и навязанные извне. Специфические функции семьи вытекают из ее сущности и отражают ее особенности как социального явления. К ним относятся: деторождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция), их воспитание (функция воспитания/социализации). По мнению социолога, эти функции остаются неизменными при всех социальных преобразованиях, хотя при этом исторический характер связи между семьей и обществом может изменяться. А неспецифические функции выполняются семьей по принуждению или же семья к ним приспосабливается в определенных исторических обстоятельствах.

Развивая мысль А.Г. Харчева, А.И. Антонов пишет, что неспецифические функции семьи связаны с накоплением и передачей собственности, приобретением социального статуса, организацией производства и потребления и т. д. Другими словами, эта та деятельность, которая отражает характер исторической связи семьи с обществом. Функции семьи могут сужаться или расширяться, появляться или исчезать, передаваться другим социальным институтам. Например, воспитательно-образовательная функция во многих современных обществах выполняется не семьей, а социальными институтами образования и воспитания: детскими садами, школами, колледжами, университетами и т. д.

С социологической точки зрения наиболее удачна классификация функций, предложенная М.С. Мацковским в его работе «Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики» (1989). Она основана на сферах семейной жизнедеятельности и включает следующие функции: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-бытовую, экономическую, первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусную, досуговую, эмоциональную, сексуальную. Эту классификацию и ее модификации сегодня используют многие социологи.

Содержание функций может несколько изменяться в зависимости от того, рассматриваем ли мы их общественное или индивидуальное значение (см. таблицу 1).

Таблица 1. Функции семьи

Функция Общественное значение Индивидуальное значение
Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение потребностей в детях
Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей
Воспитательная Воспитание, социализация молодого поколения Удовлетворение потребности в родительстве
Хозяйственно-бытовая   Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других
Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других
Первичный социальный контроль Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах, ответственность и обязательства между родителями и детьми Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за нарушение социальных норм в общественной жизни и семейных отношениях
Духовное общение Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи
Социально- статусная Предоставление социального статуса членам семьи и воспроизводство социальной структуры Удовлетворение потребности в социальном продвижении
Досуговая Организация рационального досуга, социальный контроль в сфере досуга Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга
Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье; удовлетворение потребности в личном счастье и любви

[Источник: Обществоведение : пособие для подготовки к централизованному тестированию / М.И. Вишневский [и др.] ; под ред. М. И. Вишневского. – Минск : Аверсэв, 2011. – 383 с.]

Семья нацелена на удовлетворении как биологических (физиологических) потребностей своих членов, так и социальных (в образовании, в личностном развитии, в коммуникациях и т. д.). Способы удовлетворения этих потребностей меняются по мере развития общества. Семья подстраивается под новые социальные обстоятельства, видоизменяет свою деятельность. Кроме того, в разные периоды жизненного цикла семьи изменяется иерархия семейных функций. Так, для молодой семьи наиболее важной является репродуктивная функция, тогда как для пожилой пары важнее рекреационная. Доминирование тех или иных функций в семье определяется не только историческим временем, но и этапом жизни конкретной семьи.

Наши рекомендации