Коллаж как метод изучения субъективного мира человека и группы
Техника «коллажа» при всей своей привлекательности очень трудна для интерпретации, поэтому здесь также очень важны комментарии респондентов: они должны раскрывать основной замысел, центральную идею (следует попросить респондента вербализовать ее), сопутствующие идеи (что хотел выразить автор и каких образов ему не хватило, происхождение использованных образов: личный опыт, реклама, упаковка, СМИ и пр.).
Анализ коллажа может идти по нескольким направлениям:
- Структура коллажа: основная идея, тематические блоки, центральные и периферические образы, преобладающая проблематика.
- Центральная идея: подтверждения или противоречия, однозначность или многозначность, выраженные вербально.
- Содержательные элементы: персонажи (характеристики изображения людей, их чувства, состояние), ситуации и их типичность.
- Несодержательные элементы: композиция, цветовая гамма, линии, пространство, надписи.
При использовании проективных методов следует учитывать их особенности особо на стадии анализа полученных данных. В основу проведения исследования, положен постмодернистский принцип, когда исследователь выступает по большей части в роли ведомого респондентом, лишь очерчивая круг проблем, мнение о которых он хотел бы услышать, а форму, порядок степень глубины раскрытия проблемы выбирает респондент.
Опыт исследователей показывает, что графические проективные методики выявляют гораздо больше информации о неосознанном отношении респондента, чем вербальные (неслучайно этот метод так широко распространен в психологии). Следует также учитывать такую сложность, как несовпадение рисунка с вербальным сопровождением, так как рисунок обращен, прежде всего, к бессознательному, а вербальная информация контролируется.
Что касается изучения внутригрупповых отношений с помощью проективного рисунка, то научной литературы по данному направлению нет. Можно предположить, что использование данного метода для выяснение комфортности, агрессивности группы, взаимоотношения личности и группы, общегрупповых целей обосновано. В нашем случае рисунок – лишь «начальный импульс» в глубинном интервью, основа для получения информации от сотрудников о психологическом микроклимате, существующих проблемах, их представлении об организации, о своём месте в структуре организации, о своих задачах.
Основная трудность - многозначность возможного толкования, поэтому трактовка отдельных деталей должна: во-первых, подчиняться основной тенденции, общему смыслу высказываний и действий респондента; во-вторых, при интерпретации важно помнить контекст исследования, напоминать респонденту, в какой связи (в связи с предметом исследования) он использует эти методы; в-третьих, и самое главное, быть подкреплена вербальными комментариями респондентов относительно тех или иных стимулов.
Выявлен ряд закономерностей, отражающих отношение человека к изображаемому:
- объекты вызывающие положительные эмоции рисуются с большим количеством деталей, линии спокойные, закругленные без сильного нажима, преобладают светлые тона;
- объекты вызывающие негативное отношение часто изображаются недетализированно, размашистыми прерывистыми линиями, темными красками;
- части рисунка подвергающиеся изменению (стиранию), зачернению, штриховке - часто наиболее болезненные для респондента, пугающие. Также анализируется последовательность рисования, символы, паузы.
В социологии выделяют 2 этапа интерпретации рисунка:
• Оценка формальных характеристик (образы, цвета, персонажи, завершенность композиции, занятое пространство)
• Оценка эмоциональных характеристик объекта (оценка динамичности, агрессивности, комфортности и т.д.).
Методология длинного стола.
«Длинный стол» — это метод групповой работы научного коллектива по созданию и применению методологии и методики социологического исследования и организации всех этапов полевого исследования от подготовки программы и инструментария до анализа первичной информации и представления отчетных документов.
«Длинный стол» как способ организации работы социологов над разработкой программы качественного социологического исследования, его проведения, необходимой коррекции инструментария и уточнения понятий, как работа по постановке новых задач и анализу собранного в поле материала сочетал в себе элементы различных методов групповой работы: «мозгового штурма», групповой дискуссии, фокус группы, ЕСG (расширенные креативные группы) и даже групповой психотерапии.
Как в любой рабочей группе «Длинный стол» осуществлял три основные функции, необходимые для длительного межличностного взаимодействия научного коллектива:
— решения исследовательских задач социологического проекта (организация эффективной коллективной и индивидуальной работы исследовательской группой на всех этапах работы);
— психологической поддержки членов коллектива (обеспечение оптимального социально-психологического климата в научном коллективе, обеспечение психологической и моральной поддержки полевых исследователей);
— контроля и проверки исполнения рабочих заданий в ходе исследования.
Правила и ритуалы длинного стола:
• правила ведения групповой дискуссии (не перебивать друг друга, высказываться по очереди, все разговоры «в круг», т. е. во время дискуссии не разговаривать с соседом и т. п.)
• критикуй работу, а не коллегу
• каждая группа отчитывается по очереди, выступает один из группы, остальные дополняют
• не принято выделять лидера в группе
• не принято придираться к словам
Сценарии заседаний «Длинного стола»
Работа Длинного стола строится в основном по трем сценариям, отражающим этапы качественного социологического исследования:
1) подготовка программы нового исследования;
2) анализ результатов текущей полевой работы и корректировка задач исследования и его инструментария;
3) завершение цикла исследования и подготовка отчетных материалов.
Общие моменты:
• план работы на время встречи (не менее трех дней)
• политинформация – методологические и организационные проблемы проекта
требования к ведущему стола – как в фокус группе. Но ведущий «Длинного стола» после начала работы активно включается в обсуждение как обычный участник, а не устраняется. Руководитель в процессе может менять роли от участника к руководителю и обратно несколько раз, и этих ролей может быть много.