Тема 4. Методологический раздел программы социологического и маркетингового исследований
1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования
2. Определение цели и постановка задач исследования
3. Уточнение и интерпретация основных понятий
4. Формулировка гипотез
Основные категории и понятия: проблемная ситуация; проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования; интерпретация понятий; гипотеза исследования.
В методологическом разделе программы формируется теоретическое основание исследования, его логика. Первоначально определяется проблемная ситуация, которая в социологии называется социальным фактом. Проблемная ситуация должна быть актуальной, то есть имеющей социальное значение в контексте дня сегодняшнего.
Проблемная ситуация – это состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития. В качестве проблемной ситуации могут выступать: конфликтные ситуации, отличающиеся острым разногласием участников; трудности в реализации намеченных целей, в преодолении недостатков, в создании более оптимальных, эффективных форм и методов работы. Проблемная ситуация – исходный пункт исследования.
Проблема – это форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию, с другой – указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации. Проблема формулируется как выражение необходимости изучения определенной области социальной жизни, разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, на их разрешение.
Социальная проблема – это противоречивая ситуация, поставленная самой действительностью и требующая анализа и выработки управленческого решения. Социальные проблемы существенно разнятся по своей масштабности. Одни не выходят за рамки определенного коллектива, организации, другие затрагивают интересы целых регионов, этнических общностей, больших социальных групп и общественных институтов. На высшем уровне социальная проблема затрагивает интересы и потребности всего общества в целом, становится социетальной и даже глобальной.
Степень сложности научно-познавательной проблемы зависит: 1) от соотносительной сложности социальных объектов, содержащих противоречия и объективно нуждающихся в целенаправленном регулировании; 2) от уровня зрелости общественной потребности в разрешении данных противоречий; 3) от состояния научного и практического знания в соответствующей области. Обычно исследователь начинает с некоторой общей постановки вопроса (нащупывание проблемы), а затем уточняет его в серии более разветвленных формулировок, т.е. конкретизирует проблему.
В ходе одного исследования может быть изучена только одна проблем.
Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания.
Объект – это носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта общественной жизни, включенная в процесс научного познания.
Выделение объекта осуществляется на основе анализа проблемы. В качестве объекта вычленяют сферу социальной действительности, содержащую социальное противоречие проблемной ситуации. Иными словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию. Поскольку определенная социальная проблема может проявляться на различных уровнях структуры общества, то при ее изучении возможно обращение к различным общностям, группам.
На стадии разработки программы необходимо не только указать объект исследования, но и достаточно полно описать его в системе факторов, влияющих на функционирование, вызывающих проблемную ситуацию. Достаточно эффективно выборочное исследование класса элементов объекта изучения. Уточнение объекта в программе осуществляется через определение генеральной и выборочной совокупности; тем самым задается масштаб самого исследования, границы той области социальной жизни, по отношению к которой применимы его результаты.
Помимо объекта, выделяется также предмет исследования, или те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследователя. Поскольку объект – то, что содержит социальную проблему, постольку предмет – это те его свойства и стороны, которые наиболее выпукло выражают несходство интересов социальных субъектов, личности и организаций, образуют как бы полюса социального противоречия и конфликта.
Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить в нем закономерность или центральную тенденцию. Постановка такого вопроса – источник выдвижения рабочих гипотез. Правильный выбор предмета исследования способствует выдвижению адекватных гипотез, успешному решению проблемы исследования.
Определение предмета исследования зависит как от свойств объекта и характера поставленных проблем, так и от уровня научных знаний, наличных исследовательских средств, которыми располагает специалист. Формируется предмет исследования на основе анализа свойств и признаков объекта исследования, но не совпадает с ним. Один и тот же объект может изучаться при решении различных проблем и предполагать множество предметов исследования. Предмет устанавливает познавательные границы, в пределах которых изучается конкретный объект в данном исследовании. Правильный выбор предмета обеспечивается строгой формулировкой проблемы, системным анализом объекта. В тех случаях, когда проблема исследования не выявлена достаточно ясно, для установления предмета необходимо поисковое исследование.
Итак, формулировка проблемы и отсюда – выделение объекта и предмета исследования – это первый шаг в разработке программы.
Цель исследования ориентирует на его конечный результат, задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования.
Цель – это модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения исследования. Четкая формулировка цели – одно из важнейших методологических требований к программе исследования. В прикладном исследовании цель согласуется с заказчиком.
Для достижения поставленной цели формулируются задачи исследования. Задачи раскрывают содержание предмета исследования, согласуются с гипотезами.
Принято выделять основные (общие) задачи, ориентированные на решение центральной проблемы исследования, и дополнительные, касающиеся отдельных аспектов проблемы, способов ее решения. Основные развертываются с помощью комплекса не основных задач, заданий и требований к этапам и процедурам исследования.
Задачи – это конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы. Они служат средством реализации цели, носят инструментальный характер, указывают на потенциальные возможности достижения цели с помощью процедур исследования.
Специфика задач прикладного исследования состоит в формулировании задач прикладного действия.
Цели и задачи исследования образуют взаимосвязанные цепочки, в которых каждое звено служит средством удержания других звеньев. Программные цели и задачи исследования дисциплинируют работу и повышают ее эффективность.
Уточнение и интерпретация основных понятий (логический анализ / операционализация основных понятий). Обоснованность научных и практических предположений (гипотез) проверяется путем сопоставления общих посылок с менее общими, а в конечном счете – на основе непосредственного соотнесения с описанием элементарных фактов. Чтобы проделать этот сложный путь, необходимо нащупать точки соприкосновения понятийного аппарата исследования с реальными событиями, содержание которых они отражают.
Поиск эмпирических значений понятий называют его эмпирической интерпретацией, а определение этого понятия через указания правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков – операциональным определением.
Интерпретация понятий – это процедура истолкования, уточнения смысла понятий, составляющих концептуальную схему исследования.
Эмпирическая интерпретация достигается путем полной редукции (сведения) значений понятий теории к их эмпирическим признакам. Но содержание научного и вообще достаточно абстрактного термина никогда не переводится в конечное число проявлений его сущности, сохраняется какой-то невыразимый в эмпирических показателях «остаток».
Поэтому эмпирическая интерпретация понятия по необходимости частична. Операциональное определение раскрывает лишь некоторое содержание термина и предполагает частичное пояснение его значения. Тем более невозможна полная эмпирическая интерпретация теории.
Эмпирическая интерпретация как бы передается по цепочке логических связей понятий в направлении, обратном тому, по которому осуществлялось развертывание теории.
При разработке программы исследования специалист должен в первую очередь выделить ключевые понятия, выражающие узловые точки изучаемой проблемы. Именно они и подвергаются эмпирической интерпретации, что позволяет не только сформулировать, но и проверить гипотезы на базе фактических данных.
Интерпретация понятий в определенных терминах означает поиск эмпирических признаков, поясняющих их значение в некотором существенном для поставленной задачи отношении. А существенное отношение, в свою очередь, будет определяться проблемой и предметом исследования.
Существует четыре вида интерпретации: теоретическая, эмпирическая, операциональная и семантическая. Последняя фактически не используется, так как семантическая интерпретация предполагает изучение разговорного, жаргонного языка объекта, с помощью которого впоследствии формулируются вопросы. Такого рода интерпретация, как правило, не имеет смысла, так как все категории населения владеют общими лексическими стандартами в вербальных коммуникациях. Кроме того, семантическая интерпретация требует необоснованных затрат по использованию финансовых и человеческих ресурсов.
Три других вида интерпретации фактически соответствуют трем стадиям логического анализа основных понятий. На первом этапе выделяются основные теоретические понятия, с помощью которых в дальнейшем возможно изучение поставленной исследовательской проблемы. Это теоретическая интерпретация.
Следующая стадия – эмпирическая интерпретация, в ходе которой осуществляется дробление основных теоретических понятий. Такого рода действия обусловлены тем, что все общие теоретические понятия предельно абстрактны и требуют некоего уточнения, причем само уточнение может происходить также в несколько этапов. Например, понятие социальная структура может быть интерпретировано через его элементы: статусы и роли. Их количество, порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества. Совершенно очевидно, что социальные структуры древнего и современного обществ различаются очень сильно.
Завершающей стадией логического анализа основных понятий является операциональная интерпретация, в ходе которой происходит дальнейшее дробление понятий до стадии получения операциональных понятий, то есть однозначно трактуемых терминов, соответствующих разговорной речи. С помощью этих понятий (или индикаторов) строятся шкалы в анкетах и опросных листах, позволяющие производить социальные измерения.
Операциональные понятия также используются и для формулировки гипотез, так как заказчик не обязан владеть специальным категориальным аппаратом, но при этом должен понимать смысл гипотетических суждений исследователя.
Последним звеном в логической цепочке методологической части является построение гипотез, то есть обоснованных предположений.
Гипотеза – это научное предположение о структуре объектов, характере и сущности связей между ними, факторах, обуславливающих эти связи. Гипотезы указывают на способ согласования факторов, составляющих проблемную ситуацию, выражают способ решения проблемы исследования и достижения его целей. Характер основных гипотез предполагает логику исследования; все его последующие процедуры направлены на обоснование, доказательство или опровержение гипотез.
Гипотеза – это главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике. В методологическом отношении гипотезы служат связующим звеном между теоретической концепцией и эмпирической базой исследования; они предназначены для проверки тех зависимостей, которые включены в теоретическую схему и на изучение которых направлены задачи исследования. В этом плане гипотеза есть своеобразный прогноз ожидаемого решения исследовательской задачи. Гипотезы помогают формулировать проблемы, цели, основные задачи, определить объект и предмет исследования, организовать процесс научного поиска, выбор методов исследования. Проверка гипотез осуществляется на основе выведения из них следствий с последующей эмпирической проверкой с помощью процедур операционализации, измерения, регистрации и анализа.
Гипотезы различаются по степени общности предположений (гипотезы-основания и гипотезы-следствия); по отношению к центральным задачам исследования (основные и неосновные гипотезы); по степени разработанности и обоснованности (первичные и вторичные гипотезы); по содержанию предположений о предметной области проблемы (описательные, объяснительные, прогностические гипотезы). При этом следует иметь в виду, что гипотезы могут носить и смешанный характер.
В границах современного знания существуют стандартные требования, которые должна удовлетворять удачная гипотеза, подлежащая прямой эмпирической проверке:
· гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она не проверяема
· гипотеза не должна противоречить ранее установленным наукой фактам
· гипотеза должна быть простой для понимания
· гипотеза должна быть приложима к более широкому кругу явлений, нежели та область, которая непосредственно наблюдается в исследовании
· гипотеза должна быть принципиально проверяемой
· в самой формулировке гипотезы следует указывать способ ее проверки в данном исследовании.
Фактически это те требования, которые определяют статус и уровень состоятельности гипотезы. При этом следует подчеркнуть, что перечисленные формальные требования делают гипотезу «хорошей» лишь при условии, что содержание ее не тривиально и не сводится к суждениям здравого смысла.
Тема 5. Принципиальный (стратегический) план исследования
1. Методический (процедурный) раздел программы исследования
2. Варианты стратегии исследовательского поиска
3. Формулятивный (разведывательный) план исследования
4. Описательный план исследования
5. Аналитико-экспериментальный план исследования
6. План повторно-сравнительного исследования
Основные категории и понятия: формулятивный план исследования, описательный план исследования, аналитико-экспериментальный план исследования, план повторно-сравнительно исследования.
Методический (процедурный) раздел программы социологического и маркетингового исследования предполагает определение принципиального (стратегического) плана исследования, обоснование системы выбора единиц наблюдения, определение основных процедур сбора и анализа исходных данных.
Принципиальный (стратегический) план исследования. Основная предпосылка для выбора принципиального плана – состояние наших знаний к моменту сбора эмпирических данных и отсюда – возможность для разработки гипотез. Можно выделить четыре основных варианта стратегии исследовательского поиска.
1. Формулятивный (разведывательный) план применяется в случае, если об объекте исследования имеется самое смутное представление и специалист не в состоянии выдвинуть никаких гипотез. Цель плана – выявление проблем и формулировка гипотез.
В новой области исследования, где ощущается дефицит соответствующей литературы, исследование начинается с разведки. Это позволяет определить дальнейшие пути поиска с точки зрения выявления и формулирования проблем, разработки гипотез.
Формулятивный план предполагает три основные стадии работы:
а) Изучение имеющейся литературы. Работа на данной стадии начинается с составления возможно полной библиографии и завершается проработкой литературных источников.
б) Беседы с компетентными лицами, а именно со специалистами, работающими над аналогичными проблемами, и практиками, занятыми в изучаемой области. Беседы со специалистами преследуют несколько целей: надо убедиться, что составленная библиография охватывает проблему; необходимо получить дополнительную информацию.
в) Завершающая стадия – разведывательное наблюдение. Оно не формализовано, как в случае описательного плана исследования. В этом случае исследователь имеет лишь перечень вопросов для изучения, в котором отсутствует детальное (формализованное) членение их по пунктам.
Работа по разведывательному плану завершается четкой формулировкой проблем, определением цели, задач их изучения, основных гипотез. Она предваряет переход к описательной и аналитическим стадиям исследования.
Формулятивный план нужно отличать от пробы или пилотажа методик для сбора данных. Цель формулятивного плана – выявление проблем и выдвижение гипотез; проба же проводится для проверки конкретных методов, процедур, приемов организации всего исследования. Она осуществляется при любом стратегическом плане.
2. Описательный (дескриптивный) вариант исследования возможен, когда знания объекта достаточно для выдвижения описательных гипотез. Цель плана – строгое систематическое описание качественно-количественных особенностей социальных структур, процессов и явлений. Главное отличие описательного плана от формулятивного в том, что все элементы, подлежащие описанию, должны быть заранее определены в классификационных и структурных гипотезах. Следовательно, необходима строгость в эмпирической интерпретации понятий и регистрации данных. Сбор информации по описательному плану проводится на основе либо монографического, либо выборочного исследования.
Типичные примеры исследований описательного плана – опросы общественного мнения, в которых фиксируются оценки и суждения населения по проблемам экономической, социальной, политической и культурной жизни.
Дескриптивное исследование заканчивается классификацией данных в рамках поставленных задач (вопросов), детальным описанием структуры предмета с минимально необходимой интерпретацией установленных фактов с особенностями обследуемых общностей в их социально-профессиональном, социально-демографическом, территориально-поселенческом, этнокультурном и других аспектах. В дескриптивный план вводят элементы аналитического, т.е. изучают взаимосвязи между социальными показателями, будь то оценка общественного мнения или другие «переменные».
3. Аналитико-экспериментальный план – наиболее сильный вариант исследовательского поиска. Его применяют лишь при условии достаточно высоких знаний в изучаемой области, что позволяет выдвинуть объяснительные предположения. Цель плана – исследование функциональных взаимосвязей и каузальных отношений. Фактически установление функциональных и каузальных связей в социальных объектах и процессах, а при реализации практического социального эксперимента – поиск управленческих решений.
Особую разновидность аналитико-экспериментального плана образуют исследования, цель которых – поиск управленческих решений. В том и другом случае специалист пользуется логикой экспериментального анализа, но при организации практического эксперимента возникают специфические задачи, отличные от тех, которые приходится решать при работе по аналитико-экспериментальному плану в научных целях.
Перечисленные варианты общего плана относятся к разовым обследованиям, в которых сбор данных осуществляется в максимально короткие сроки во избежание искажающих временных воздействий.
Социальный эксперимент осуществляется либо путем целенаправленного воздействия на реальные объекты (натурный эксперимент), либо с помощью особого анализа информации об объектах, которые в этом случае ставятся в экспериментальные условия лишь мысленно. Мысленный эксперимент иногда можно провести на материалах, полученных по описательному плану, если имеется достаточно полная информация, удовлетворяющая требованиям объяснительных гипотез. В этом случае мы имеем дело с экспериментально-аналитическим или «псевдо-экспериментальным» вариантом плана исследования.
Практически описательный план всегда содержит какие-то элементы аналитического – явно или интуитивно мы стремимся разрабатывать классификационные и структурные гипотезы, опираясь на пусть даже смутные представления о некоторых функциональных и причинных связях изучаемых явлений.
Натурный эксперимент требует специальной системы организации исследования и особенно тщательного контроля условий, в которых оно проводится. Это и особый способ сбора первичных данных, и способ их анализа.
4. План повторно-сравнительного исследования в отличие от трех предыдущих применяется для выявления тенденций социальных процессов и предполагает сопоставление данных в определенном временном интервале. Сравнительные исследования проводятся также и в рамках одного временного интервала для того, чтобы установить общность и специфику социальных проблем в региональном, социально-культурном и других разрезах.
Следует учитывать, что нередко в одном исследовании мы проходим все или несколько стадий: начиная с формулятивного плана, переходим к выдвижению описательных гипотез и осуществляем описательный план, а затем приступаем к уяснению функциональных и причинных связей путем реализации экспериментального или псевдоэкспериментального плана исследования.