Тема 1. Методология, методы, техника, процедуры социологического и маркетингового исследования
1. Предмет социологии
2. Предмет маркетинга
3. Методология
4. Методы, техника, процедуры
Основные категории и понятия: предмет науки; предмет социологии, предмет маркетинга, методология, метод, техника, методика, процедура исследования.
Изучение любой науки не случайно начинается с выяснения ее предмета, структуры, метода, места и роли в системе наук и в жизни общества. Очень важно уже в начале изучения четко и аргументировано определить сущность и специфику определенной науки. Без этого нельзя правильно подойти к рассмотрению любой из последующих более частных тем курса.
Между тем, содержание предмета любой науки может быть более или менее полно уяснено лишь в результате самого изложения соответствующего учебного курса.
Вопросы о предмете науки – это вопросы о том, что и как изучать, чему и как учить в данной области знания и где границы компетентности специалиста.
Говоря о методологии и методах социологического и маркетингового исследования необходимо прежде всего определиться с предметом социологии и маркетинга.
Предмет науки не может быть стабильным. Он находится в постоянном движении, развитии, становлении, как и сам процесс познания. Его движение зависит от двух решающих факторов: прогресса самого научного знания, с одной стороны, и меняющихся потребностей общества, социального запроса, с другой. Социология и маркетинг претерпели изменения в своей предметной области.
В его современном виде предмет социологии можно определить следующим образом: социология – это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта – общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения. Маркетинг – это теоретическая и практическая система, направленная на разработку и производство новых товаров с учетом рыночной ситуации и изменения потребностей людей с целью получения максимальной прибыли путем удовлетворения потребностей.
В качестве самостоятельных отраслей знания социология и маркетинг реализуют все присущие социальным наукам функции: теоретико-познавательную, описательную и прогностическую, практически-преобразовательную, мировоззренческую и просветительскую.
Главные прикладные функции социологии и маркетинга состоят в объективном анализе социальной действительности: познании глубинных закономерностей социальных процессов и правдивом описании феноменологии социальной жизни, т.е. представлении обществу достоверной информации о его состоянии как реальном положении социального субъекта с его особыми и разнообразными интересами, взглядами, мнениями, иллюзиями и заблуждениями, чаяниями и надеждами.
«Методология и методика социологических и маркетинговых исследований» - это учебная дисциплина, реализующая прикладные функции социологии и маркетинга, направленная на разработку, изучение и описание методологических, методических и технических приемов, предназначенных для сбора первичной информации, ее обработки и анализа.
Это достаточно самостоятельная дисциплина, для которой иногда используют и другие названия (Например, «Методика и техника конкретных социологических и маркетинговых исследований»).
Методологией называют систему принципов научного исследования. Именно методология определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным обоснованием объективного знания.
С формальной точки зрения, методология не связана с сущностью знания о реальном мире, но, скорее, имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. Поэтому термином «методология» принято обозначать совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных.
Содержательно понимание методологии исходит из того, что в ней реализуется эвристическая (т.е. поисковая) функция предметной области исследования. Любая теоретическая система знаний имеет смысл лишь постольку, поскольку она не только описывает и объясняет некоторую предметную область, но одновременно является инструментом поиска нового знания.
Поскольку теория формулирует принципы и законы, отражающие объективный мир в ее предметной области, она оказывается в то же время и методом дальнейшего проникновения в еще не изученные сферы действительности на базе имеющегося знания, проверенного практикой. «Всякая наука – прикладная логика», - писал Гегель.
Можно выделить три основные методологические функции теории: ориентирующую (направляет усилия в отборе данных); предсказательную (опирается на установление каузальных зависимостей в некоторой специальной области); и классифицирующую (помогает систематизировать факты путем выявления их существенных свойств и связей, т.е. не случайно).
Высший уровень методологии диктует соблюдение общенаучных требований, каковые не остаются неизменными. Общенаучные методологические принципы разрабатываются в логике и методологии научного исследования, являются, таким образом, следствием продвижения, развития философского знания.
Следующий «этаж» методологической пирамиды занимают методологии различных областей знания. Здесь мы обнаруживаем и общую методологию социологических и маркетинговых исследований, в которой реализуется эвристическая функция общесоциологической теории и теории маркетинга.
Итак, «методология» - собирательный термин, имеющий различные аспекты. Всеобщая научная методология является инструментом поиска наиболее общих подходов к изучению предмета. Общесоциологическая и маркетинговая методология, функции, которых выполняет социологическая теория и теория маркетинга, дают указания относительно принципиальных основ разработки частных социологических и маркетинговых теорий в соотношении с их фактуальным базисом. Последние же, в свою очередь, содержат особые методологические функции, выступая в качестве прикладной логики исследования данной предметной области.
Понятие «методология» сохраняет также и более узкий смысл, нередко употребляется в нашей литературе в значении конкретно-научной системы приемов исследования, например, измерения социальных характеристик. Основная проблема, которая здесь ставится, - вопрос о соотношении между теорией и эмпирическими данными, между различными уровнями научного обобщения, о теории и эксперименте.
В курсе понятие «методология» мы будем использовать лишь в первом смысле, т.е. обозначать этим термином логико-гносеологическую функцию теории.
В отличие от методологии методы и процедуры исследования – это система более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа доступной информации. Но и здесь методологические посылки играют важнейшую роль, прежде всего, в выборе тех или иных приемов для изучения поставленной проблемы. Затем обнаруживается, что конструирование методики для изучения отдельных сторон вопроса так или иначе включает исходные посылки, касающиеся природы объекта в целом и отсюда – способов, с помощью которых мы должны извлечь необходимые сведения.
Ни в отечественной, ни в зарубежной практике нет единого словоупотребления относительно частных приемов социологического и маркетингового исследования. Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие – техникой, третьи – процедурой или методикой, а иногда – методологией. В нашем курсе мы будем пользоваться следующим определением содержания понятий.
Метод – основной способ сбора, обработки и анализа данных.
Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.
Методика – понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.
Процедурой обычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования. Это – наиболее общее, притом собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической и маркетинговой информации.
Если охватить все методические, технические и процедурные особенности работы социолога и маркетолога, доля таких приемов исследования, которые бы не встречались в других социальных и естественных науках, будет не столь уж велика. Социолог и маркетолог использует наряду со специальными общенаучные методы. Помимо того, многие приемы заимствованы из других социальных дисциплин, особенно из экономических, исторических, этнологических, психологических. Социолог и маркетолог должны владеть приемами статистического анализа, иметь представление о соответствующих разделах математики и статистики.
Итак, в нашем курсе мы будем иметь дело с методами, техникой и процедурами, которые образуют совокупность операций с эмпирическими данными о массовых социальных процессах.