Схема № 1.Взаимовлияние социальной и духовной жизни

Деятельность, состоящая в решении духовно-идеологическими средствами социальных проблем

СЖ
ИЖ
СЖ – социальная жизнь

ИЖ – идеологическая жизнь

Зависимость духовной деятельности людей от их социальных особенностей

Схема № 2.Особенности воздействие форм общественного сознания на людей.

Схема № 1.Взаимовлияние социальной и духовной жизни - student2.ru

Искусство  
представляет, впечатляет

Наука
объясняет, доказывает

Религия
проповедует, внушает

Таблица № 2.

Основные отряды интеллигенции
Инженерно-техническая Услуговых профессий Научная Управленческая Военная Худо жественная

Вопросы

1. Какой духовной деятельностью занимается подавляющая часть населения?

2. В чем причины того, что сегодня значительная часть населения ориентирована на религию?

3. Приведите примеры культуросоциальных групп населения.

4. В чем принципиальное отличие действий людей в духовной сфере от их действий в экономической сфере?

5. Почему интеллигенция рассматривается как изотерическая группа?

Задания по социологии.

В обязанности студента входит до сдачи экзамена по социологии выполнение одного из учебных заданий. Они представляют собой: контрольные работы, тесты, логические упражнения, эссе и вопросы. Студент выполняет контрольную работу или эссе, либо даёт ответы на один вариант тестов или 10 логических упражнений или 15 вопросов. Задание подаётся на кафедру в письменном (печатном) виде. Его титульный лист оформляется как у курсовой работы с указанием фамилии студента, индекса специальности и учебной группы.

Контрольная работа.

Она включают в себя введение, текст, разбитый по вопросам, заключение.

Эссе.

Это размышления автора на определённую тему, исходя из её личного понимания или своего опыта (наблюдений, действий и их осмысления).

Тест.

Это вопрос, на который дано несколько вариантов ответа, но из них только один (или несколько – это оговаривается) является правильным. Его (их) и надо указать.

Логические упражнения.

Это задачи на сообразительность.

Вопросы.

Все они требуют развёрнутых аргументированных ответов.

Контрольные работы.

1. Субкультуры современной России.

2. Девиантное поведение.

3. Средний класс.

4. Типы и формы социальной стратификации.

5. Социальная структура Перми.

6. Миграция в Россию.

7. Структура сельского населения России.

8. Формы отчуждения на современном российском предприятии.

9. Нетрадиционные формы семьи.

10. Трудовые и производственные взаимоотношения работников.

11. Каналы мобильности в современном российском обществе.

12. Казачество как русский субэтнос.

13. Интеллигенция современной России.

14. Роль науки, искусства, религии в социальной жизни людей.

15. Личность и индивидуальность человека.

Эссе.

1. Что, на Ваш взгляд ущемляет достоинства людей как работников?

2. Моя профессия: плюсы и минусы.

3. Моё видение проблемы нетрадиционных браков.

4. Какую социализацию можно считать удачной?

5. Моё видение проблемы нестабильности семьи.

6. Что, на Ваш взгляд, надо сделать для улучшения национального устройства российского государства?

7. Чего, по Вашему мнению, недостаёт для того, чтобы работа была в радость?

8. Принято говорить о женской эмансипации, а нет ли нужды в мужской?

9. Как Вы считаете, жить стоит ради того, чтобы «быть» или «иметь»?

10. Моя семья: социологическая характеристика.

Тесты.

Первый вариант.

1. В перечисленных ниже формах жизни людей укажите социетальные формы:

o Демографическая;

o Экономическая;

o Семейная;

o Политическая;

o Профессионально-трудовая;

o Духовно-идеологическая.

2. Благодаря каким «силам» происходит объединение (сцепление) людей в социальные группы, общности? Благодаря (дайте 1 ответ):

o Общему для них образованию;

o Общему уровню жизни;

o Общим для них интересам.

3. Выделите достигаемый статус в позициях людей в обществе:

o Чуваш;

o Старик;

o Мужчина;

o Узник;

o Больной;

o Сквернослов;

o Чиновник;

o Студент;

o Отец.




4. Нуклеарная семья – это:

o Супружеская пара, проживающая совместно с детьми, не состоящими в браке;

o Семья без отца;

o Семья, в которой есть дедушка и бабушка;

o Семья, в которой несколько братьев и сестёр;

o Деревенская семья.

5. Выезд из России в Германию – это (подчеркните):

o Миграция;

o Иммиграция;

o Эмиграция;

o Географическая мобильность.

6. Укажите основной признак, отличающий интеллигенцию от других социальных групп:

o Хорошее воспитание;

o Одарённость;

o Профессиональная компетенция;

o Творческая работа;

o Умственная деятельность;

o Высокое образование.

7. Рестрикционизм – это (дайте 1 ответ):

o Работа не на себя;

o Плохая работа;

o Работа не по специальности;

o Саботаж работы;

o Задержка оплаты труда.

8. Укажите реальные (+) и номинальные (√)группы.

o Пассажиры автобуса

o Покупатели стирального порошка «Дося»

o Многодетные семьи

o Русские

o Молодёжь

o Учителя

o Горожане

9. В чём особенности семьи:

o Номинальной_________________________________________________________

o Фиктивной___________________________________________________________

o Неполной____________________________________________________________

o Гомогенной__________________________________________________________

o Матрилокальной______________________________________________________

10. Кем являются: социальной общностью, социальной группой, стратой:

o Жители Перми ___________________________________________

o Коми-пермяки ___________________________________________

o «Новые русские» Перми ___________________________________

o Футбольная команда «Амкар» ______________________________

o Пермские нищие _________________________________________

o Артисты драмтеатра _______________________________________

o Трамвайщики Перми ______________________________________

o Старшеклассники города ___________________________________

11. Что такое пауперизация (дайте 1 ответ):

o Радостное настроение;

o Запой;

o Охлаждение к работе;

o Обнищание;

o Отчуждение от труда.

12. В перечисленных ниже формах жизни людей укажите социальные формы:

o Демографическая;

o Экономическая;

o Семейная;

o Политическая;

o Профессионально-трудовая;

o Духовно-идеологическая.

13. Выделите прирождённые статусы людей:

o Немец;

o Мужчина;

o Домосед;

o Больной;

o Сквернослов;

o Обыватель;

o Прохожий;

o Путник;

o Принц;

o Дочь.

14. Соедините понятия с их определениями стрелками.

Геноцид – Любовь к своей нации и недооценка ролидругих народов

Национализм – Чувство любви к своей родине

Шовинизм – Стремление к отделению и образованию самостоятельного государства

Апартеид – Идеология превосходства своей нации

Сепаратизм –Политика ограничения прав национальных меньшинств

Патриотизм – Политика уничтожения какой-либо этнической (расовой) группы

15. Какой признак точнее выражает суть классов? (дайте 1 ответ)

o Богатые и бедные;

o Группы разного профессионального труда;

o Управляющие и управляемые;

o Группы, различающиеся по их отношению к средствам производства;

o Группы с разными доходами;

o Группы с разным престижем;

o Объединения людей;

o Группы со своими идейными представлениями.

Второй вариант.

1. Выделите приписываемый статус людей:

o Депутат;

o Украинец;

o Обыватель;

o Новобранец;

o Больной;

o Заключённый;

o Тёща.

2. Выделите стратификационные признаки групп, общностей:

o Наличие общих интересов членов группы;

o Уровень их образования;

o Размер получаемого ими дохода;

o Внутренняя конфликтность.

3. Социальный характер труда работника указывает на его особенности в связи с разделением труда на (дайте 3 ответа):

Управленческий – Исполнительский

Лёгкий – Тяжёлый

Умственный – Физический

Сложный – Простой

В помещении – На открытом месте

С перерывами – Без перерывов

4. Коллективистский тип личности предполагает:

o Поглощение личного интереса общественным;

o Заботу личности о себе;

o Единство интересов группы, личности и общества;

o Стремление личности быть не хуже других.

5. Укажите главный признак, характеризующий сущность личности. Это человек:

o Способный;

o Физически развитый;

o Соответствующий требованиям общества;

o Умеющий работать;

o Образованный;

o Воспитанный;

o Семейный;

o Непохожий на других;

o Обладающий социальными чертами;

o С чувством собственного достоинства.

6. К каким этническим группам относятся указанные ниже народы:

Финно-угорские Чуваши

Тюркоязычные Якуты, Эвенки

Тунгусо-манчжурские Мордва, Мари

7. Укажите основной признак культуры человека:

o Опрятно одетый;

o Многознающий;

o Всюду успевающий;

o Искусно действующий;

o Стремящийся быть первым;

o Пользующийся всеобщим вниманием.

8. Какая из перечисленных ниже позиций является наилучшим примером предписанного статуса?

o Дантист;

o Жених;

o Обвиняемый;

o Женщина;

o Отец.

9. Результатом процесса социализации является:

o Формирование личности;

o Формирование темперамента;

o Получение образования;

o Формирование роли;

o Формирование статуса.

10. Достигаемым называется статус, который:

o Достаётся через личные усилия и конкуренцию;

o Достаётся при рождении;

o Навязывается обществом вне заслуг и усилий личности.

11. Многоженство разрешается исламом и существует в некоторых мусульманских странах. Такая форма брака называется

o Групповой брак;

o Полиандрия;

o Полигиния;

o Эндогамия.

12. Харизма – это:

o вариант этнических предрассудков;

o форма религии;

o форма легитимации власти;

o ролевой конфликт;

o то же самое, что и дискриминация.

13. Группа, с которой мы себя идентифицируем, хотя и не являемся её членами, – это:

o Внутренняя группа;

o Внешняя группа;

o Позитивная референтная группа;

o Негативная референтная группа;

o Маргинальная группа.

14. Люди, собравшиеся вокруг места уличного происшествия – это:

o Аудитория;

o Публика;

o Толпа;

o Социальная организация;

o Социальное движение.

15. Переход из одного социального слоя в другой – это:

o Профессиональная мобильность;

o Вертикальная мобильность;

o Горизонтальная мобильность;

o Миграция;

o Урбанизация.

Третий вариант.

1. Классовая принадлежность индивида определяется:

· Его национальностью

· Местом жительства (город – деревня)

· Его связью с собственностью

· Членством в политической партии

· Деньгами

2. При заключении брака будущий муж согласился взять фамилию жены. Как правильнее будет называть такую молодую семью?

· Патриархальной

· Матриархальной

· Ни тем, ни другим

3. Социальная стратификация указывает на (дайте только 1 ответ):

· Межгосударственные отношения

· Этническую напряженность

· Межличностные отношения в семье

· Иерархическое неравенство в обществе

4. Какие социальные образования играют приоритетную роль в социальной структуре современной России:

· Бюрократия

· Рабочий класс

· Класс предпринимателей (буржуазия)

· Священнослужители

· «Средний класс»

5. Функциональное содержание труда – это:

· Связь работника со средствами труда

· Профессия работника

· Размер его заработной платы

· Гигиенические условия труда

· Сложность труда

6. К маргинальным группам относятся:

· Межэтнические семьи

· Супруги, находящиеся в состоянии развода

· Путешественники

· Гастарбайтеры

· Многодетные семьи

7. Номинальная группа – это:

· Футбольная команда

· Протестующие автомобилисты

· Владельцы собак

· Молодые люди, ожидающие автобус

8. Выделите приписываемый статус людей:

· Депутат;

· Украинец;

· Обыватель;

· Новобранец;

· Больной;

· Заключённый;

· Тёща.

9. Укажите реальные (+) и номинальные (√)группы.

· Жильцы дома

· Рабочие завода

· Неплательщики за квартиру

· Посетители театра

· Участники авторалли

· Очередь за товаром

· Воинская часть

· Детсадовская группа

10. В перечисленных ниже формах жизни людей укажите социальные формы:

· Демографическая;

· Экономическая;

· Семейная;

· Политическая;

· Профессионально-трудовая;

· Духовно-идеологическая.

11. Выделите достигаемый статус в позициях людей в обществе:

· Чуваш;

· Старик;

· Мужчина;

· Узник;

· Больной;

· Сквернослов;

· Чиновник;

· Студент;

· Отец.

12. Укажите основной признак, отличающий интеллигенцию от других социальных групп:

· Хорошее воспитание;

· Одарённость;

· Профессиональная компетенция;

· Творческая работа;

· Умственная деятельность;

· Высокое образование.

13. Выделите прирождённые статусы людей:

· Немец;

· Мужчина;

· Домосед;

· Больной;

· Сквернослов;

· Обыватель;

· Прохожий;

· Путник;

· Принц;

· Дочь.

14. Хорошим примером эгалитарных социальных отношений является:

· Отцовство;

· Дружба;

· Воинская служба;

· Консультация и адвокатская защита.

15. Группа «бритоголовых» – это:

· первичная группа;

· контркультура;

· конформисты;

· этническое меньшинство.

Логические упражнения.

1. Вам попала в тексте такая фраза: «Инбридинг стал следствием табу на инцест». Объясните смысл.

2. Есть выражение: «Что ни город, то свой норов». Чем этот «норов» определяется? Что играет ведущую роль в его передаче от одного поколения горожан к другому?

3. В западной социологии для обозначения экономической стратификации широко используются такие понятия как: высший класс, средний класс, рабочий класс. В чем недостаток данной классификации населения?

4. Какому из приведенных ниже суждений автора следует верить:

1) При социализме существует наемный труд и в роли работодателя выступает государство.

2) При социализме нет ни рынка труда, ни наемных работников.

(А.И. Кравченко. Социология. Справочное пособие. М., 1996, с.168, 202).

5. Можно ли считать переселение с первого этажа на шестой мобильностью? Аргументируйте ответ.

6. Вставьте в текст цифры, обозначающие пропущенные в нём слова: 1) адаптация, 2) менталитет, 3) мотивация, 4) рестрикционизм.

Проблема … стала предметом обсуждения в администрации предприятия. Мнения выступавших были разными. Одни видели причину в недостаточно продуманной системе …рабочих к производству, другие – в слабой … поступающих на работу. нашлись такие, кто посчитал, что всё дело в отсутствии у многих работников профессионального ….

7. Согласно взглядам видного американского социолога 20-х годов Томаса: «Социология не просто объясняет нам то, что происходит в обществе она, в известном смысле, творит социальную реальность». Прокомментируйте текст.

8. Ниже приведены два суждения о причинах социального неравенства. Дайте им обоснованную оценку.

«Общество – это часть живой природы. Как и во всей живой природе, в человеческих существах существует доминирование неравенства, состязательность, и это есть жизнь общества. Социальное равенство – это утопия и социальная смерть общества». (Директор института этнологии и антропологии РАН В.А.Тишков).

«Социальные отношения в примитивных обществах показывают, что человек не является генетически подготовленным к этой психологии доминирования и подчинения. Анализ исторического общества, с его 5-6-тью тысячами лет эксплуатации большинства господствующим меньшинством, демонстрирует с полной очевидностью, что психология доминирования и подчинения является следствием адаптации к социальному порядку, а вовсе не его причиной. Для апологетов социального порядка, основанного на власти элиты, разумеется, очень удобно верить, будто социальная структура есть результат врожденной необходимости человека, а потому является естественной и неизбежной. Уравнительное общество примитивных групп показывает, что это не так». (Видный американский социолог Э. Фромм).

Цитировано по: «Наш современник», 1997, № 1, с. 224-225.

9. Верно ли суждение: «Как мы будем думать и действовать, таким и будет наше будущее»? (Д.э.н. Е. Мельникова «Век», 1997, № 13, с 10).

Дайте аргументированный ответ.

10. Объект социологической науки объективен. Но и предмет социологической науки объективен. В чем разница в объективности объекта и предмета социологии?

Вопросы

1. В чем заслуга К. Маркса в создании социологической науки?

2. Какие два крупнейших на Западе социолога изучали русский язык?

3. В чем основное различие во взглядах К. Маркса и М. Вебера на возникновение капитализма?

4. К. Маркса и Р. Дарендорфа обычно относят к представителям конфликтной социологии. В чем разница в их взглядах на социальные и общественные конфликты?

5. Изучает ли социология отдельную личность?

6. Как правильно сказать: «потребление культуры» или «культура потребления»?

7. В чем отличие формационного подхода к анализу общества от цивилизационного?

8. Каковы основные особенности эволюционного и революционного изменения общества?

9. Укажите в списке лица с приписанным и достигаемым статусами:

10. а) пермяк, б) принц, в) депутат, г) директор, д) лекарь, е) зять, ж) дама, з) белорус, и) киллер, к) внук, л) нувориш.

11. Охарактеризуйте классовый и статусный подходы к анализу социальной структуры общества. В чем их достоинства и недостатки?

12. Как Вы считаете, какие статусы человека – предписанные или достигаемые – приведены ниже: домосед, больной, сквернослов, обыватель, прохожий, путник?

13. Какие группы нашего населения относятся к высокостатусным?

14. Какие гетеросоциальные общности Вы можете назвать?

15. Назовите субкультурные группы населения, дайте их характеристики?

16. В чем состоит угроза профессионально-трудовым общностям от складывающегося информационного общества?

17. Правильно ли определение работы, быта и досуга как времени разного труда людей? Обоснуйте ответ.

18. Чем объясняется разное отношение людей к своей деятельности на работе, в быту и на досуге?

19. Что имеется в виду под гендерными особенностями людей?

20. Наблюдается размывание границ половозрастных общностей. Каковы положительные и отрицательные моменты этого явления?

21. Кто относится к дальним родственникам?

22. Чем отличаются друг от друга нуклеарная и расширенная семья? Каковы причины того, что одна из них вытеснила другую?

23. Какие слои городского населения относятся к люмпенам?

24. Что в большей мере, на Ваш взгляд, «выдает» статус индивида: одежда, речь, друзья, манеры поведения, личные вещи, походка? Ранжируйте признаки.

25. Приведите примеры несовпадения статусных рангов человека.

26. Покажите связь статусов и культуры людей?

27. В чем главное различие участия в духовной жизни интеллигенции и других социальных групп населения?

28. Покажите значение для людей науки, искусства, религии.

29. Какие этнические признаки являются в настоящее время наиболее значимыми?

30. Являются россияне единой нацией?

31. Зависит ли социальный статус человека от его этнической принадлежности?

32. Что такое этноцентризм? В чём он проявляется?

33. Лидер в семье – анахронизм или реальность?

34. Почему в благополучных семьях появляются дети с девиантным поведением?

35. Чем различается труд на государственном, акционерном и частном предприятиях?

36. Достаточно ли хорошей зарплаты для удовлетворённости трудом?

37. В какой мере социология является наукой об обществе?

38. Что изучается социология?

39. В чём отличие реальных групп от номинальных?

40. Укажите референтную вам группу.

41. Совместимы ли призвания человека к науке, искусству и религии?

42. В чём различие классовой, статусной и стратификационной дифференциации современного российского общества?

43. В чём различие между деятельностью людей и их взаимоотношениями?

44. Следствием какой дифференциации является средний класс: классовой, статусной, стратификационной?

45. В чём проявляется и чем обусловлен общественный прогресс?

46. Кто является личностью?

47. Что может быть альтернативой культуре?

48. Укажите на какие группы подразделяется современное русское крестьянство?

49. В чём различие между обществом и социумом?

50. Между людьми много различий, какие из них не справедливы, мешают им?

Сдано в печать «___»__________ 2009 г. Формат 60х90/16. Объем _____ Заказ _____

Тираж экз.

Компьютерная верстка: Смольников С.Н.

[1] Следует различать предмет науки и предмет социологического исследования. См. тема 3, п. 7.

[2] Близкие мысли о специфике объекта познания социологии можно встретить в трудах таких выдающихся русских ученых как П.А.Сорокин и Н.И.Кареев. Первый считал, что социология «изучает наиболее общие родовые свойства явлений человеческого взаимодействия» (Система социологии. Петроград, 1920, Т.1, С.22). Второй отмечал, что социология изучает характер совершающихся в обществе процессов вне зависимостей от времени и места их происхождения, т.е. то в обществе, что исторически сохраняется. (Общие основы социологии. Петроград, 1919, С. 8).

[3] Хотя еще раньше термин «социология» использовал А. Сен-Симон.

[4] О. Конт сначала называл предложенную им науку социальной физикой.

[5] Эти изменения в производительных силах становятся возможными лишь при наличии у людей необходимых для них знаний и технико-технологических средств.

[6] Всё, что касается содержания той или иной производственной деятельности, функций, связанных с её выполнением, то это изучается «технологическими» науками.

[7] Здесь мы обозначили магистральный путь исторического изменения труда, опустив сопутствующие ему зигзаги и проблемы.

[8] Другое дело, что даже для простого воспроизводство надо рожать больше.

[9] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 1, С. 242.

[10] Напомним, что совершенными и тем самым культурными действия человека становятся только в результате следования его предписывающим образцовое выполнение этих действий стандартам.

[11] В задачи эмпирической социологии входит изучение особенностей культуры, зависящих и от общественных характеристик субъекта деятельности.

Наши рекомендации