Взаимовлияние личности и социальной роли.

В целом поведение каждой личности складывается из отдельных действий в рамках тех или иных социальных ролей, все же можно сказать, что любая роль, как таковая, существует отдельно от личности, выполняющей ее. Конечно, любая личность обычно привносит индивидуальное своеобразие в процесс выполнения той или иной социальной роли. Ее интересы, установки, убеждения могут проявляться при этом явно или неявно. Порой индивид даже стремится подчеркнуть свою независимость от роли, демонстрируя так называемую ролевую дистанцию. Проблема соотношения психических свойств личности и ее ролевого поведения сложна и мало изучена.

5.3. Самостоятельная работа по теме:

· Методики вида деятельности: Групповая дискуссия

Тема: Объективные методы изучения личности в социальной психологии

Тема и цель дискуссии Тема: Объективные методы исследования личности в социальной психологии Цель: Выработка представлений о наиболее объективном и эффективном методе исследования личности в социальной психологии    
Время дискуссии 1 час 20 минут
Заинтересовать участников, создать необходимую мотивацию Большое количество методов не всегда обеспечивают объективность полученных данных, какой метод можно назвать наиболее объективным методом исследования личности в социальной психологии
Добиться однозначного понимания проблемы всеми участниками   Методы активного социально-психологического обучения способны дать более объективную информацию о социально-психологических характеристиках личности в процессе межличностных отношений
Начать обмен мнениями (по возможности без оценок)   Участники высказываются по кругу
2. По отношению к группе:
Познакомить участников дискуссии, если они незнакомы Каждый участник представляется по кругу
Ориентировать на коллек­тивное решение Сообщить о преимуществах группового решения
Создать доброжелательную, деловую атмосферу, устано­вить положительный эмо­циональный фон Доброжелательное отношение ко всем участникам — добро­желательные обращения, же­сты, мимика, улыбка и т. п.
По отношению к каждому участнику:
Добиться, чтобы в дискуссии принимали участие все члены группы Каждый участник дискуссии высказывается по кругу
Активизировать пассивных Обратиться к молчащему с вопросом, просьбой помочь. Предложить задание, в кото­ром необходимо участие каж­дого
Оказывать поддержку, помощь выступающим Внимательно выслушать каж­дого, лучше не перебивать. Порекомендовать без боязни высказывать свои мнения, по­скольку важно учесть каждое
Этап II. Оценка
   
1. По отношению к проблеме:
Собрать максимум предло­жений. Постараться осветить все аспекты проблемы Выслушать всех. Свои пред­ложения высказать только после того, как выслушаны мнения участников
Провести анализ собствен­ных мнений Подвести частичные итоги, выделить основные положе­ния, сделать предваритель­ные выводы
Держаться в «русле» проблемы, не допускать повторов и отклонений от темы Тактично останавливать отклонившихся от темы, напоминать о целях и задачах дискуссии
2. По отношению к группе:
   
   
Поддерживать высокий уровень активности всей группы Всем поочередно предостав­лять слово. Не допускать за­тянувшихся диалогов и моно­логов, чрезмерной активности одних за счет других
Поддерживать деловую атмосферу Требовать ясного изложения мыслей, уточнять неясные по­ложения. Руководителю боль­ше опрашивать и слушать. Самому стараться говорить меньше, но по существу
Не допускать личной кон­фронтации участников   Устранять недоразумения меж­ду участниками дискуссии. Пресекать оценочные сужде­ния, направленные на личные качества оппонента
Поддерживать теплую, дружескую атмосферу Например, использовать улыбку, поощрительные вы­сказывания типа: «Хорошо, мы продвигаемся»
3. По отношению к каждому участнику:
Уделять максимум внимания мнению каждого участника Внимательно выслушивать каждого. Преждевременно не прерывать говорящего
Требовать ясной аргумен­тации Уточнять неясные положения, просить объяснить свою точ­ку зрения
Активизировать пассивных Обратиться к «молчуну» с вопросом. Любезно попросить его высказать свою точку зрения
По возможности сохранять беспристрастность Уделять равное внимание каждому, оказывать поддерж­ку воем участникам
Этап III. Завершение дискуссии
   
1. По отношению к проблеме:
   
Четкое и внятное подведение итогов Формулировка вывода, решения или спектра решений
Сравнить итог с поставлен­ной целью Напомнить цель, сопоставить с ней результаты дискуссии
Если тема не исчерпана стимулировать продолжение дискуссии Предложить группе продолжить дискуссию в следующий раз
   
2. По отношению к группе:
   
  Принятое решение должно быть групповым При подведении итогов учи­тывать по возможности мне­ния всех членов группы. Каж­дый должен высказать свое мнение по поводу группового решения
Помочь группе прийти к согласованному мнению Умелая постановка вопросов, обобщение полученных ре­зультатов
Сохранить деловую, добро­желательную атмосферу, несмотря на возможную конфронтацию мнений Подчеркнуть важность раз­нообразия предложений и подходов в дискуссии для нахождения оптимальной альтернативы
   
3. По отношению к каждому участнику:
   
Добиться того, чтобы у каж­дого или по крайней мере у большинства осталось чувство удовлетворения от участия в дискуссии Подчеркнуть вклад каждого в общий итог. Не жалеть заслуженных похвал. Побла­годарить всех членов группы за участие в дискуссии




5.4. Итоговый контроль знаний:

-ответы на вопросы по теме занятия;

1.По итогам группового обсуждения написать эссе на тему «Объективный метод исследования личности в социальной психологии»

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия

1.Составить таблицу «Психологическая защита личности». На конкретном примере показать влияние методов психологической защиты на социальное поведение и мышление.

2.Сформулировать определение идентичности с учетом того, чтобы оно было понятно: подростку, взрослому человеку, не обладающему психологической подготовкой, коллеге из смежной области

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

8. Рекомендованная литература по теме занятия:

- обязательная:

3. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1 (общие основы психологии). - М.: ВЛАДОС, 2005.

4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.

- дополнительная:

1. Урбанович А.А. Психология управления: Учебное пособие.— Мн.: Харвест, 2003.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебное пособие. - М.: Аспект-пресс, 2007.

- электронные ресурсы:

1. Электронный каталог КрасГМУ.

2. Электронная библиотека Absotheue.

3. БД МедАрт.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации»

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития

России

Наши рекомендации