Динамическая теория конфликта Р. Дарендорфа.
Немецкобританский социолог Ральф Дарендорф (р. 1929) уже к концу 50х гг. XX в. разработал и обосновал свою теорию конфликтной модели общества. Конфликт является центральной категорией всей его социологической деятельности. Она представлена в его книге «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957) и более зрелой публикации «Современный социальный конфликт» (1992) . Взгляды социолога на конфликт перекликаются с его более ранними диссертационными изысканиями, посвященными критике теории Маркса. Поэтому классовая борьба между пролетариатом и буржуазией признана Дарендорфом как основной конфликт, но не объясняет конфликты современного общества.
Общество, по Дарендорфу, представлено как постоянно меняющаяся система взаимоотношений между конфликтующими социальными группами или классами. Социальные конфликты неизбежны и необходимы. Отсутствие конфликта считается ненормальным для общества.
Дарендорф выделяет разные уровни, на которых может происходить конфликт:
1) между несогласующимися ожиданиями, которые предъявляются к человеку, играющему ту или иную роль;
2) между социальными ролями, которые мы должны играть одновременно;
3) внутригрупповые конфликты;
4) между социальными группами;
5) конфликты на уровне общества в целом;
6) межгосударственные конфликты.
Дарендорф выстраивает иерархию конфликтов, различающихся уровнем действия– от микроуровня до макроуровня, насчитывающую 15 типов конфликтов. Классовый конфликт как центральный конфликт общества зависит от характера власти, преобладающей на конкретном историческом этапе. В современном обществе этот конфликт определяется как конфликт между индустриальным ипостиндустриальным обществом. Конфликты индустриального общества теряют свою остроту изначимость. Появляются новые конфликты, порожденные сменой характера власти и отношений вобществе. Например, конфликт образа и стиля жизни. Влиять на подобные конфликты, как считает Дарендорф, бессмысленно и нецелесообразно, так как они образованы естественным эволюционным путем развития общества.
Одно из направлений теории конфликта Дарендорфа посвящено развитию либерализма в обществе, поощрению реформ и других изменений в обществе, раскрытому в книгах «Жизненные перспективы» (1979), «Закон и порядок» (1985).
Другим важным направлением его теории стал анализ исторических событий, оказавшихся переломными для общества XX в. Социолог изучает глобальные изменения, происходившие в Европе в целом и в Британии в частности, отыскивая причины социальных конфликтов и преобразований в обществе под воздействием революций.
Развитие конфликтологии во второй половине XX в. (К. Боулдинг, Л. Крисберг, Дж. Бертон, С. Хантингтон).
Кеннет Боулдинг.
На формирование конфликтологии значительное влияние оказал американский социолог Кеннет Боулдинг (1910–1993).
В своем труде «Конфликт и защита: общая теория» (1963)он попытался отразить свою концепцию «Общей теории конфликта». Боулдингубежден, что конфликт является характерной чертой любого процесса и любой среды в обществе, в том числе химической, биологической, физической. Независимо от условий, в которых родился конфликт, его функции, этапы развития, способы разрешения будут идентичными. Конфликт – это всеобщая и универсальная категория.
Боулдингобъяснял это особой природой и формой поведения человека. Человеку свойственно использовать насильственные методы в достижении своих целей, бороться с окружающими индивидами за необходимые ресурсы.
Именно поэтому все социальные взаимодействия преимущественно конфликтны.
Противостоять этому могут:
– человеческий разум;
– нормы морали и нравственности.
Общая теория конфликта выделяет две модели конфликта:
1) статистическую;
2) динамическую.
В статистической модели конфликт – это система из двух элементов:
1) конфликтующие стороны или объекты;
2) отношения, возникающие между ними.
При статистическом конфликте стороны конкурируют друг с другом за ту или иную позицию или ресурс, исключающие обоюдное обладание. В основе динамической модели конфликта лежит принцип бихевиоризма, утверждающий, что поведение человека или животного основано на стимуле, который поступает из среды «стимул– реакция». Действуя согласно своим интересам и разнообразным мотивам и сталкиваясь с трудностями в удовлетворении своих социальных запросов, человек вынужден строить свое поведение в рамках конфликта. Мотивы людей отличаются более сложным характером в сравнении с мотивами действия животных, некоторые из них могут быть латентными. Столкновения в обществе могут иметь название «реактивные процессы» и считаться конфликтами.
В динамической модели конфликт многообразен и динамичен.
Боулдингсчитает, что можно определить главную причину конфликта – несовместимость потребностей противоборствующих сторон. Или, по-другому, принцип, который социолог назвал «scarcity» – дефицит и ограниченность ресурсов, к обладанию которыми стремятся индивиды.
Разрешать или предотвращать конфликты можно, также используя принципы бихевиоризма, в частности принцип научения. Конфликты в обществе можно моделировать и с помощью игр прорабатывать рациональные способы поведения, создавая план или стратегию поведения в конфликтной ситуации. Последние в итоге приводят к гармоничному и ненасильственному взаимодействию в обществе.
Луис Крисберг.
Американский политолог и социолог Луис Крисберг (1926) в работе «Социология социального конфликта» (1973) обосновал универсальную модель конфликтного поведения как процесса, который описывается системой структурных и динамических индикаторов. Анализ этих общих параметров позволяет осуществлять диагностику и развитие конфликтов различных типов.
Сущность концепции Крисберга составляют следующие положения:
Во-первых, конфликт представляет собой рациональную деятельность в том смысле, что конфликтующие стороны оформляют свои интересы в виде определённых целей, выбирают пути их достижения и т.п. В то же время необходимо учесть и иррациональные переменные.
Во-вторых, возникновение, завершение и развитие конфликта определяются, прежде всего, взаимодействием конфликтующих сторон. В этой связи рациональные действия каждого конкретного участника могут в итоге привести к непредвиденным результатам.
В-третьих, взаимодействие конфликтующих сторон происходит в определённой социально среде с присущими ей ценностями, процедурами регулирования конфликтных отношений.
В-четвёртых, социальные конфликты, как правило, развиваются в достаточно сложной системе взаимоотношений, где наряду с ними существуют сотрудничество и партнёрство.
К структурным параметрам конфликта Крисберг отнес: характеристики субъектов-участников конфликта, состояние отношений между ними, природу спорного вопроса, влияние социальной среды. Динамика конфликта состоит из 5 стадий:
- «объективные отношения (противоречия), составляющие основу конфликта;
- осознание целей как несовместимых (возникновение конфликтной ситуации);
- выбор пути достижения цели каждой из сторон;
- стадия прямого и активного конфликтного взаимодействия (эскалация, деэскалация конфликта);
- завершение конфликта и его последствия».
Общая теория конфликта Л.Крисберга позволяет описывать и анализировать развитие, завершение различных конфликтов на основе взаимосвязи ее типовых этапов в структурно-динамическом измерении.
Джон Бертон.
Появление потребностной конфликтной парадигмы связано, прежде всего, с именем Дж.Бертона. Как отмечается Е.И.Степановым, «эта теория рассматривает в качестве логического основания анализа любых человеческих отношений универсальные человеческие потребности, а человеческие личности и составленные из них социальные группы и общности – как активных субъектов, контролирующих социальную среду в связи с необходимостью удовлетворения данных потребностей». Универсальные человеческие потребности, согласно этой концепции, выступают основанием для анализа любых человеческих отношений и поэтому, анализируя человеческие потребности, мы тем самым анализируем и сами человеческие отношения.
Потребностная теория конфликта Бертона проводит различия между позициями, интересами, ценностями и, собственно, потребностями. Позиция – ряд общественных требований, связанных с интересами, могущими быть предметом переговоров. Ценности относятся к сфере культуры и менее открыты для перемен. Потребности относятся к основным человеческим запросам. К этим запросам, т.е. к базовым потребностям, прежде всего, относятся:
1) идентичность,
2) безопасность,
3) признание.
Потребность в идентичности – потребность жить среди себе подобных, побуждает индивида развивать способность осваивать мир путём объединения на различных основаниях таких же как и он индивидов. Как только удовлетворение потребностей внутри объединения затрудняется, индивид, испытывающий давление со стороны группы и чувствуя несоответствие своих замыслов установкам группы, ощущает неприязнь к абстрактным формам своего бытия, неудовольствие от любого знака или имени, говорящих ему о принадлежности к данному объединению.
Потребность в безопасности точнее была бы названа как потребность в отсутствии опасностей. Индивид присваивает не опасные предметы, идеи, отношения. И подобное присвоение, ставшее привычным, укрепляется в сознании как неопасное присвоение. Внешнее давление на привычное присвоение разрушает его, тем самым – разрушается безопасность.
Потребность в признании – вряд ли может быть отнесена к тем, ущемление которых может привести к конфликтам. В современном обществе признанным является тот, кто наделён денежным богатством. Поэтому, в конечном счёте, не потребность в признании толкает индивидов на конфликт, а потребность в деньгах.
Они не могут быть предметом взаимных уступок, и их удовлетворение является весьма важным для развития человека и сохранения социальной стабильности. Конфликт порождается в результате ущемления базовых потребностей индивидов, и в этом смысле базовые потребности выше по значимости обычных нужд. Здесь он оказывается не только способом взаимодействия, влекущим за собой изменение среды удовлетворения потребностей, её расширения до пределов, необходимых для их не ущемлённого удовлетворения, но и – средством контроля над этой средой. Наличие в социальной среде индивидов с ущемлёнными потребностями и факт их ущемления говорят о том, что среда эта контролируется теми другими людьми, кто, собственно, ущемляет потребности остальных. Когда социальные институты не удовлетворяют эти потребности или посягают на них – это может привести к протесту, мятежу и насилию. По выражению Дж. Бертона, «успешное и окончательное завершение любого конфликта должно включать в себя удовлетворение тех потребностей его участников, которые оказались фрустрированными в данных условиях при данных отношениях».
Самуэль Хантингтон.
Цивилизационная школа относится к нейтралистскому направлению: возникновение конфликта между цивилизациями.
Самуэль Хантингтон утверждает, что географическое соседство цивилизаций нередко приводит к их противостоянию и даже конфликтам между ними.
Цивилизации — это большие конгломераты стран, обладающие какими-либо общими определяющими признаками (культура, язык, религия и т. д.). Как правило, основным определяющим признаком наиболее часто является общность религии. В отличии от стран существуют долгое время (более 1000л); Каждая цивилизация видит себя самым важным центром мира и представляет историю человечества соответственно этому пониманию;
Некоторые цивилизации (западная, индуистская, синская, православная, японская и буддистская) имеют свои «стержневые», то есть главные, страны (corestates - стабильны), а другие цивилизации (исламская, латиноамериканская и африканская) не имеют стержневых стран., - менее.
Список цивилизаций:
1.Синская цивилизация(Китай и родственные культуры). 2.Японская цивилизация.
3.Индуистская цивилизация. 4.Исламская цивилизация.
5.Православная цивилизация. 6.Западная цивилизация.
7.Латиноамериканская цивилизация. 8.Африканская(возможно) цивилизация.
в некоторых цивилизациях стержневых государств еще не появилось.
2.Разорванные страны. Это страны, относящиеся к определенной цивилизации, но их правящая верхушка желает видеть их в другой цивилизации. Чаще всего это ведет к сильным проблемам в обществе и чаще всего приводит лишь к ухудшению ситуации, так как такое государство не хотят видеть в другой цивилизации, но и от своей оно начинает отрываться. Наиболее яркие примеры расколотых цивилизаций это Мексика, Россия и Турция.
3.Страны одиночки. Страны, которые не могут отнести себя ни к какой цивилизации, хотя сюда так же можно причислить и Японию, являющуюся государством-цивилизацией.
Главенствующую роль на данный момент занимает западная цивилизация, но ей в спину активно дышат синская и исламская цивилизация, так же Хантингтон предположил, что следует ожидать и укрепление позиций индуистской цивилизации. Основные конфликты будут идти между Западом и исламской и синской цивилизацией, так как Запад будет стараться сохранить свое положение.