В каких случаях принимают решение о качественном исследовании проблемы?
Выбор качественной стратегии как наиболее подходящей для анализа данной проблемы определяется слет дующими моментами.
Во-первых, если исследователь намерен обратиться к пониманию повседневной жизни людей и в этом ракурсе объяснить «логику» функционирования индивидуального в социальных структурах.
Во-вторых, если проблема вообще не сформулирована, но лишь туманно просматривается (например, польские мигранты, одни успешны в адаптации, а другие — нет. Почему? Кто успешен? И т. д.). Именно в этом случае она нуждается в том, чтобы ее исследовали, так как составляющие не поддаются простому обнаружению стандартными методами, а теория не дает ответа на этот вопрос.
В-третьих, если необходимо детальное глубокое описание проблемы, тогда как широкое обозрение массовыми методами не позволяет отразить ее достаточно глубоко.
В-четвертых, если необходимо описание индивидов в естественной обстановке, в полевых условиях.
В-пятых, если требуется подробное текстовое изложение состояния проблемы с привлечением свидетельств непосредственных участников событий.
В-шестых, если для раскрытия проблемы нужна позиция активного исследования, когда важно раскрыть ситуацию глазами и словами участников, а не с позиции внешнего «научного эксперта». То есть при изучении тех аспектов, которые связаны прежде всего с эмоциональной сферой человеческой деятельности и практикой жизни.
В чем состоит предварительная подготовка к исследованию?
Мы упоминали, что на подготовительном этапе исследовательская проблема формулируется в самом общем виде и разрабатывается общий подход к стратегии ее анализа без детализации плана и формулировки концепций.
Наиболее важный момент подготовки — общетеоретическое определение координат, в рамках которых будет осуществляться проект. Это включает в себя:
1. Теоретико-методологическое представление исследователя о возможностях качественной методологии, что направляет логику его работы. Имеется в виду знание философских концепций понимающей социологии, о которых шла речь во II главе. Схема 4 демонстрирует, как постулаты гуманистической социологии становятся руководящими принципами действия исследователя на полевом этапе.
2. Предварительно определяется также теоретико-методологическая ориентации исследования. Например, как практически-ориентированное (улучшение дел в данном аспекте социальной реальности), познавательное в рамках определенных теорий (интеракционистское, феноменологическое и т. д.) или теоретико-прикладное (ориентированное на построение частной теории). Как результат это приводит к выбору тактики: кейс-стади, история жизни, восхождение к теории и т. д., в разной степени ориентированных на теоретический или практический результат.
3. Желательно предварительно определить, в рамках какой отрасли социологического знания преимущественно будет проводиться исследование (к примеру, социология культуры, урбанистика или теории социальных изменений). Это необходимо для определения основных научных категорий, которыми будет оперировать исследователь в дальнейшем, на этапе анализа.
Схема 4
Перевод теоретических постулатов в практические принципы при организации
Качественного исследования
Теоретические постулаты: | Практические принципы: |
понимание субъективных смыслов поведения индивидов; | исследователь использует высказывания и образы, описывающие ситуацию языком ее участников; |
познание реальности через формы коммуникативного общения; | реальность изучается путем непосредственного диалога с участниками; |
обращение к скрытым от прямого наблюдения смыслам; | исследователь идет на длительный контакт с участниками и становится "своим"; |
познание повседневности языком и образами участников общения; | используется повествовательный стиль информации о повседневной жизни, представленный в основном цитатами от первого лица и словами участников; |
понимание символов общения неотрывно от определенного контекста реальности, в рамках которого он существует; | исследователь собирает все виды информации о социальном контексте события начиная от узко-локального до социально-исторического и анализирует объект строго в выбранных рамках; |
познавательный процесс основан на различении двух равноправных ситуаций: ситуации участников исследования и исследовательской ситуации. | в ходе анализа и обобщения социолог постоянно пересматривает формулировки, корректирует их непосредственным опытом жизни участников исследования. |
Последнее требование не всегда является обязательным на подготовительном этапе. В некоторых тактиках, например grounded theory, открытый анализ предшествует последующей категоризации в терминах той или иной теории.