Этноцентризм и культурный релятивизм.
Этноцентризм – это тенденция судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной. Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремятся обратить «варваров» в свою веру. Этноцентризм связан с ксенофобией – страхом, неприязнью к чужим взглядам и обычаям.
Американский социолог Уильям Грэм Самнер писал об этом в книге «Народные обычаи». Опубликованной в 1906 году. По его же мнению, культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей в ее собственном контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом. Читатели книги Самнера были потрясены, прочитав, что людоедство и детоубийство имели смысл в тех обществах, где практиковались подобные обычаи.
Другой американский ученый – антрополог Рут Бенедикт (1934) усовершенствовала эту концепцию следующим образом: каждая культура может быть понята лишь в собственном контексте и рассматривать ее надо как единое целое. Ни одна ценность, ритуал или другие особенности данной культуры не могут быть вполне поняты, если рассматривать их в отдельности.
Формы культуры.
В большинстве европейских обществ к началу 20 века сложились две формы культуры.
Высокая (элитарная) культура – вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей (элите). Народная культура – традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ — коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Это культура бесписьменная, именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу трансляции жизненно важной для общества информации.
Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, массовых почтовых изданий, телевидения, Интернета) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая связана с региональными, религиозными или классовыми субкультурами. СМИ и массовая культура неразрывно связаны между собой.
Культура становится «массовой», когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.
Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория.
Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называется субкультурой.
Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства. Термин «субкультура» не означает, что та или иная группа выступает против культуры, господствующей в обществе. Но иногда группа активно стремится выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известная контркультура в западном обществе – богема, а наиболее яркий пример в ней – хиппи 60-х годов.
ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
1. Понятие девиации.
2. Теории, объясняющие девиацию
3. Типы девиаций
4. Социальный контроль
Понятие девиации.
Девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. В связи с этими трудностями вполне вероятно, что один и тот же поступок может считаться одновременно девиантным и недевиантным; более того, один и тот же поступок (например, вызов, брошенный Жанной д'Арк католической церкви) мог рассматриваться как серьезное преступление в эпоху, когда он был совершен, и как великий подвиг, вызывающий всеобщее восхищение последующих поколений.
Следует учитывать, что девиацию нельзя отождествлять с преступностью (делинквентным поведением), хотя анализ девиантности часто фокусируется на криминальном поведении. Преступность, или поведение, запрещенное уголовным законодательством, является одной из форм девиации.
Девиантное (отклоняющееся) поведение –поступок, деятельность человека или социальное явление, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, которые влекут за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание нарушителя.
На основе данного определения можно выделить три основных компонента девиации: человек, которому свойственно определенное поведение; ожидание, или норма, которая является критерием оценки девиантного поведения, и некий другой человек, группа или организация, реагирующая на поведение.