Ролевой конфликт и ролевая напряженность
Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей во множестве различных ситуаций (в семье, среди друзей, в какой-либо общности, в обществе), между ролями всегда существуют конфликты.
Ролевой конфликт возникает:
1. из-за необходимости удовлетворять требованиям двух или более ролей (Мертон, 1957). Это - обычное явление для высокоорганизованных обществ, где каждый человек исполняет огромное множество ролей.
2. при переходе людей из одного общественного класса в другой, когда они стремятся поддерживать уже сложившиеся отношения с членами своей семьи и старыми друзьями.
3. между различными аспектами одной и той же роли.
Способы преодоления ролевого конфликта
Мертон (1957) считает, что имеются несколько способов ослабления ролевого конфликта.
Первый способ: некоторые роли признаются более важными, чем другие.
Второй способ: отделение одних ролей от других.
Существуют и другие, более тонкие способы ослабления ролевого конфликта. Одним из них является шутка. Ролевые конфликты, особенно возникающие внутри семьи, создают напряженность. Шутка может помочь нам дать выход своим чувствам, скажем, если муж приходит ночью домой пьяный или постоянно ворчит свекровь. В шутках "сочетаются наше дружелюбие и в то же время наше неодобрение тех или иных поступков; они помогают преодолеть враждебность, обычно возникающую в конфликтных ситуациях" (Брэйн, 1976. С. 178).
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.
Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной социальной потребности.
Одной из важных черт института является его соответствие "социальной потребности".
Практически все теоретики общественных наук стремились определить, что необходимо для поддержания жизнедеятельности общества. Карл Маркс считал, что основой общества является потребность в материальном обеспечении выживания, которую можно удовлетворить только посредством совместной деятельности людей; без этого общество не может существовать. Другими словами, тип общества определяется способом организации деятельности людей в целях их материального выживания.
Другие теоретики общественных наук иначе рассматривают социальные потребности. Герберт Спенсер (1897), сравнивавший общество с биологическим организмом, выделял потребность в "активной обороне" (речь идет о военном деле) для борьбы с "окружающими врагами и грабителями", потребность в деятельности, поддерживающей "основные средства существования" (сельское хозяйство, производство одежды), потребность в обмене (т.е. в рынках) и потребность в координации этих различных видов деятельности (т.е. в государстве).
Наконец, более современные исследователи Г.Ленски и Дж.Ленски (1970) составили следующий перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества.
1. Коммуникация между членами общества. В любом обществе имеется общий разговорный язык.
2. Производство товаров и услуг, необходимых для выживания членов общества.
3. Распределение этих товаров и услуг.
4. Защита членов общества от физической опасности (штормов, наводнений и холода), от других биологических организмов (например, насекомых-вредителей) и врагов.
5. Замена выбывающих членов общества путем биологического размножения и посредством усвоения индивидами определенной культуры в процессе социализации.
6. Контроль над поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами.
Институты служат не только организации совместной деятельности людей ради удовлетворения их социальных потребностей. Они также регулируют использование ресурсов, которыми располагает общество. Одной из важных функций институтов является стабилизация деятельности людей, путем сведения ее к более или менее предсказуемым образцам социальных ролей. Институты очень редко остаются устойчивыми в течение длительного времени. Условия, воздействующие на них, постоянно меняются.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
1. Понятие социальной группы. Виды социальных групп.
2. Функции и роли групп.
3. Структура и динамика групп.