Объект и предмет социологии.
Литвинчук Е.В.
ОМ «ЭКОНОМИКА»
Социология
- Объект и предмет социологии.
- Социологические подходы к определению общества.
- Уровни анализа общества (микро- и макросоциологические теории).
- Функции социологии.
- Межличностное взаимодействие и социальная структура: понятие роли и социального статуса.
- Характеристика ролей по Р. Мертону.
- Ролевой конфликт и ролевая напряженность: понятие, виды, способы разрешения.
- Понятие и виды социальных групп.
- Функции и роли социальных групп.
- Понятие девиации. Причины отклоняющегося поведения.
- Биологические теории девиации.
- Психологические объяснения причин девиантного поведения.
- Социологические концепции девиации (теории аномии, стигматизация, культурологические объяснения).
- Теории аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона.
- Социальный контроль. Понятие, виды, функции.
- Понятие социальной стратификации. Исторические типы стратификации.
- Классы. Модели классовой структуры общества.
- Социальная мобильность (понятие, типы и виды).
- Каналы вертикальной мобильности.
- Понятие института семьи и брака. Семья как малая группа.
- Размеры, виды и типы брачно-семейной структуры.
- Альтернативы семьи.
- Социальные функции семьи.
- Объекты семейной политики Республики Беларусь.
- Сущность культуры и ее основные элементы.
- Этноцентризм и культурный релятивизм.
- Формы культуры (высокая, народная, массовая; контр- и субкультура).
- Сущность и этапы прикладного социологического исследования.
- Виды прикладных социологических исследований.
- Процедура прикладного социологического исследования (программа социологического исследования).
- Понятие выборки. Виды выборки.
- Методы сбора социологической информации: опрос, изучение и анализ документов, наблюдение, эксперимент (общая характеристика).
- Опрос как метод сбора социологической информации. Виды опроса.
- Социологическое наблюдение. Понятие и виды.
- Эксперимент и анализ документов в социологическом исследовании.
Социология как наука.
1. Объект и предмет социологии.
2. Структура социологии.
3. Функции социологии.
О. Конт – основоположник социологии как науки.
В 1839г. он впервые употребил термин «Социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе в третьем томе своего труда «Курс позитивной философии».
Объект и предмет социологии.
Объектом социологического познания является общество, рассматриваемое как единый социальный организм. Иными словами, в качестве объекта социологического познания выделяется вся совокупность свойств, связей и отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.
Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен столь же однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное его понимание. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.
Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология — это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологиисоциальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.
С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология — это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать.Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.
Широкое распространение в нашей отечественной литературе имеет следующее определение социологии. Социология — это наука об обществе как социальной системе в целом, о функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты(Г.В. Осипов).
Ни одно определение социологии не является исчерпывающим, вследствие разнообразия концепций и направлений.
Структура социологии.
При изучении и объяснении различного рода социальных явлений и процессов социологи используют пять основных подходов.
1.Демографический. Демография – изучение населения, в особенности рождаемости, смертности, миграции и связанной с этим деятельности людей. Например, демографический анализ стран третьего мира мог бы объяснить их экономическую отсталость тем, что им приходится тратить большую часть средств, чтобы прокормить быстро растущее население.
2.Психологический. Он объясняет поведение с точки зрения его значимости для людей как личностей. Изучаются мотивы, мысли, навыки, социальные установки, представления человека о самом себе.
3.Коллективистский. Применяется при изучении двух и более людей, образующих группу или организацию. Данный подход можно также применять при изучении групп, бюрократических организаций и различного рода общностей. С его помощью можно анализировать конкуренцию между политическими партиями, конфликты на расовой и конфессиональной основе, соперничество между группами. Кроме того, этот подход важен при изучении коллективного поведения, например, действий толпы, реакции аудитории, а также таких общественных движений, как борьба за гражданские права и феминизм.
4.Интеракционный. Общественная жизнь рассматривается не через определенных участвующих в ней людей, а через их взаимодействие друг с другом, обусловленное их ролями.
5.Культурологический. Этот подход применяется при анализе поведения на основе таких элементов культуры, как общественные правила и общественные ценности. При культурологическом подходе правила поведения, или, нормы, рассматриваются как факторы, регулирующие поступки отдельных людей и действия групп.
Уровни исследования общества:
1. уровень фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;
2. уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую ценность проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;
3. социальная инженерияуровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий. Данная классификация позволяет вычленить в структуре социологии три уровня: теоретическую социологию, прикладную социологию, социальную инженерию.
Наряду с этими тремя уровнями, социологи выделяют также внутри своей науки макро- и микросоциологию.Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы(функционализм – Мертон, Парсонс, теория конфликта – Маркс, Дарендорф, Козер). Микросоциология изучает повседневное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии (теория обмена – Джордж Хоманс, Питер Блау, этнометодология – Г.Гарфинкель, символический интеракционизм – Чарльз Кули, У.Томас, Г.Зиммель, Дж.Г.Мид).
Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевые социологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.
Оригинальную концепцию развития социологии выдвинул американский социолог Р. Мертон. В 1947 году, полемизируя с Т. Парсонсом, который ратовал за создание в социологии «всеохватывающей теории, опирающейся на теории социального действия и структурно-функциональный метод». Р. Мертон считал, что создание подобных теорий преждевременно, так как еще нет надежной эмпирической базы. Он считал, что необходимо создавать теории среднего уровня. Они призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания.Теории среднего уровня таким образом относительно самостоятельны и вместе с тем тесно связаны как с эмпирическими исследованиями (которые поставляют необходимый «сырой» материал для их развития), так и с общесоциологическими теоретическими построениями.
Все теории среднего уровня условно делятся на три группы: теории социальных институтов (социология семьи, образования, науки, религии, искусства, армии, политики, религии, труда), теории социальных общностей (социология малых групп, организаций, толпы, этносоциология, феминистская социология), теории социальных процессов (социология девиантного поведения, конфликтов, мобильности и миграции, города, социальных движений).
Функции социологии.
Познавательная- прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества.
Прикладная функция – решение практических социальных проблем.
Функция социального контроля. Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни.
Прогностическая функция социологии -выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом плане социология способна: 1) определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбранных решений; 3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия и т. д.
Функция социального планирования. Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем.
Идеологическая функция. Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Социологическое знание зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных предпочтений и т. д.
Гуманистическая функция. Социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что, в конце концов, способствует совершенствованию общественных отношений.
Социальная структура.
1. Межличностное взаимодействие и социальная структура: понятие роли.
2. Характеристика ролей.
3. Ролевой конфликт и ролевая напряженность
4. Социальные институты.
ХАРАКТЕРИСТИКА РОЛЕЙ
Попытка систематизации социальных ролей была сделана Талкоттом Парсонсом и его коллегами (1951). Они считали, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:
1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или владельца похоронного бюро) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.
2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами - например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о докторе медицины, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.
3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.
4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день, с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.
5. Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами - его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что работник социальной сферы вроде Бюро пособий по безработице трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды.
Как считает Парсонс, любая роль включает какое-нибудь сочетание этих характеристик.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.
Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной социальной потребности.
Одной из важных черт института является его соответствие "социальной потребности".
Практически все теоретики общественных наук стремились определить, что необходимо для поддержания жизнедеятельности общества. Карл Маркс считал, что основой общества является потребность в материальном обеспечении выживания, которую можно удовлетворить только посредством совместной деятельности людей; без этого общество не может существовать. Другими словами, тип общества определяется способом организации деятельности людей в целях их материального выживания.
Другие теоретики общественных наук иначе рассматривают социальные потребности. Герберт Спенсер (1897), сравнивавший общество с биологическим организмом, выделял потребность в "активной обороне" (речь идет о военном деле) для борьбы с "окружающими врагами и грабителями", потребность в деятельности, поддерживающей "основные средства существования" (сельское хозяйство, производство одежды), потребность в обмене (т.е. в рынках) и потребность в координации этих различных видов деятельности (т.е. в государстве).
Наконец, более современные исследователи Г.Ленски и Дж.Ленски (1970) составили следующий перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества.
1. Коммуникация между членами общества. В любом обществе имеется общий разговорный язык.
2. Производство товаров и услуг, необходимых для выживания членов общества.
3. Распределение этих товаров и услуг.
4. Защита членов общества от физической опасности (штормов, наводнений и холода), от других биологических организмов (например, насекомых-вредителей) и врагов.
5. Замена выбывающих членов общества путем биологического размножения и посредством усвоения индивидами определенной культуры в процессе социализации.
6. Контроль над поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами.
Институты служат не только организации совместной деятельности людей ради удовлетворения их социальных потребностей. Они также регулируют использование ресурсов, которыми располагает общество. Одной из важных функций институтов является стабилизация деятельности людей, путем сведения ее к более или менее предсказуемым образцам социальных ролей. Институты очень редко остаются устойчивыми в течение длительного времени. Условия, воздействующие на них, постоянно меняются.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
1. Понятие социальной группы. Виды социальных групп.
2. Функции и роли групп.
3. Структура и динамика групп.
Виды групп.
Малые группы.
Малыми группами являются только те группы, в которых индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым.
Малая группа – небольшое количество людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют между собой.
Пример: спортивная команда, школьный класс, молодежная тусовка, производственная бригада.
Иногда в литературе термин «малая группа» приравнивается к термину «первичная группа».
Основные признаки малой группы:
· Ограниченное число членов группы. Верхний предел – 20, нижний – 2 человека. Если группа превышает «критическую массу», то распадается на подгруппы.
· Стабильность состава.
· Внутренняя структура. Включает в себя систему неформальных ролей и статусов, механизм социального контроля, санкции, нормы и правила поведения.
· Чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в ней взаимодействие.
· Размеры группы зависят от характера деятельности группы.
· Взаимодействие в группе лишь тогда устойчивое, когда оно сопровождается взаимным подкреплением участвующих в нем людей.
Функции и роли групп.
Поддерживающая роль групп
Люди объединяются не только для выполнения совместной деятельности и удовлетворения социальных потребностей, но также и для ослабления неприятных чувств.
Структура и динамика групп.
Когда совокупность людей становится группой, формируются нормы и роли, на основе которых устанавливается порядок (или образец) взаимодействия. Социологи изучают эти образцы, и им удалось установить ряд факторов, воздействующих на их формирование. Среди этих факторов одним из самых важных является размер группы.
РАЗМЕР ГРУППЫ
Диады
Диада, или группа, состоящая из двух человек(например, влюбленных или двух лучших друзей), отличается некоторыми уникальными чертами. Она является очень хрупкой и разрушается, если один из членов выбывает из группы.
Триады
Когда к группе из двух человек присоединяется третий, образуется триада, в которой обычно складываются сложные отношения. Рано или поздно произойдет сближение между двумя членами группы и исключение из нее третьего. "Два человека составляют компанию, трое образуют толпу": именно так недвусмысленно дают понять третьему члену группы, что он лишний. Согласно точке зрения немецкого социолога XIX в. Георга Зиммеля, который оказал большое влияние на исследование групп, третий член группы может играть одну из следующих ролей: безучастного посредника, оппортуниста, который использует других в своих интересах, и тактика, следующего принципу "разделяй и властвуй".
Более крупные группы
Увеличение размера группы влияет на поведение ее членов во многих отношениях. Более крупные группы (состоящие из пяти или шести человек) более продуктивны, чем диады и триады. Члены более крупных групп обычно вносят больше ценных предложений, чем представители меньших групп. В более крупной группе, меньше согласия, но также меньше и напряженность. Кроме того, крупные группы оказывают большее давление на своих членов, усиливая их конформизм. В таких группах наблюдается неравенство между членами. Существуют данные, что группы с четным числом членов отличаются от групп с нечетным составом. В первых в большей мере проявляются разногласия, чем в последних, поэтому группы с четным числом членов менее устойчивы. Они могут распадаться на фракции с равным числом членов. Это невозможно в группах с нечетным числом членов: в них одна из сторон всегда имеет численное преимущество.
ДИНАМИКА ГРУППЫ
В группах имеют место события и динамические процессы, периодически повторяющиеся в определенной последовательности. К ним относятся давление на членов группы, способствующие их конформизму, исключение из группы и формирование ролей.
Семья.
1. Понятие семьи.
2. Размеры семейной структуры
3. Альтернативы семьи
4. Социальные функции семьи
5. Семейная политика
Понятие семьи.
В любом обществе семья носит двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. Брак – санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений.
Семья – это малая группа, члены которой связаны отношениями брака и родства, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.
РАЗМЕРЫ СЕМЕЙНОЙ СТРУКТУРЫ
Характер семейной структуры зависит от ряда факторов: формы семьи, формы брака, лежащей в основе, распределения власти, места жительства и т.д.
Форма семьи.
Социологи и антропологи ввели ряд параметров, на основе которых можно сравнивать различные семейные структуры. Это дает возможность делать обобщения о многих обществах.
Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят. Многим американцам этот тип семьи кажется естественным.
Расширенная семья (в отличие от первого типа семейной структуры) включает нуклеарную семью и многих родственников, например, дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер.
ФОРМА БРАКА
Основная форма брака – моногамия – брак между одним мужчиной и одной женщиной. Однако имеются сведения о нескольких других формах. Полигамия – брак между одним и несколькими другими индивидами. Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами – полигиния; брак между одной женщиной и несколькими мужчинами – полиандрия. Еще одной формой является групповой брак- между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.
ТИПЫ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР
Большинство семейных систем, при которых расширенные семьи считаются нормой (например, крестьянские семьи в Ирландии), являются патриархальными. Этот термин обозначает власть мужчин над другими членами семьи. Такой тип власти считается общепринятым и часто узаконенным в Таиланде, Японии, Германии, Иране, Бразилии и многих других странах. При матриархальной семейной системе власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются редко. Во многих семьях в патриархальных обществах женщина приобретает неформальную власть, но это не является нормой.
В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это главным образом обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриально-развитых странах. При такой системе влияние и власть распределяются между мужем и женой почти в равной мере.
ПРЕДПОЧИТАЕМЫЙ ПАРТНЕР
Правила, регулирующие браки вне определенных групп (например, семей или кланов), являются правилами экзогамии. Наряду с ними существуют правила эндогамии, предписывающие заключение брака внутри определенных групп.
АЛЬТЕРНАТИВЫ СЕМЬИ
За последние десятилетия возникало несколько альтернатив семейной жизни. Среди них основными являются совместная жизнь без вступления в брак и создание коммуны.
Совместная жизнь
За последние годы значительно увеличилось число гетеросексуальных пар, живущих вместе, но не вступающих в брак. Некоторые нетрадиционные семьи основаны не на сексуальных отношениях, например они включают пожилых женщин, сдающих комнаты студентам колледжа, или пожилых мужчин, нанимающих медсестер или экономок, которые живут в их доме.
Большинство несупружеских пар не имеют детей. Однако они бросают вызов монополии семьи на регулирование интимных связей между взрослыми людьми. Особое беспокойство вызывает юридический аспект этих связей, поскольку нет закона, контролирующего поведение партнеров.
Во многих отношениях пары, не вступающие в брак, напоминают супругов. Например, получены данные, что такие партнеры имеют ценности, взгляды и цели, обычно присущие супругам. Но, как правило, они менее религиозны и реже посещают церковь, чем законные мужья и жены (Ньюкомб, 1979).
Жизнь в коммуне
Тенденция к созданию коммун возникла в 60-е годы как форма протеста против существующего социального устройства. Многие люди, выбравшие коммунальную жизнь, считали традиционную семью неустойчивой и неэффективной. Некоторые коммуны также ставили перед собой религиозные и другие утопические цели. В большинстве коммун проживало много взрослых людей; некоторые состояли в браке друг с другом; вместе со взрослыми жили их дети. Однако брачные и кровные связи играли лишь второстепенную роль в жизни коммун.
Тенденция к созданию коммун как форма идеологическою протеста стала ослабевать в 70-е годы, и в настоящее время ее нельзя считать жизненно важной (Заблоки, 1980). Тем не менее в течение 70-х годов число коммунальных связей продолжало расти, хотя они стали создаваться не по идеологическим, а скорее по практическим мотивам. Например, в коммунах людям могут быть предоставлены более широкие возможности для экономического сотрудничества, чем в нуклеарной семье (Уайтхэрст, 1981).
Некоторые социологи находят сходство между коммунами и расширенными семьями из низшего и рабочего классов (Бергер, Хэкетт, Миллер, 1972). Как и дети в семьях рабочих, юные жители коммун имеют множество образцов для подражания среди мужчин и женщин, часто их опекает несколько людей, заменяющих им отцов и матерей (Бергер, 1972).
Наконец, в коммунах, где принято откровенно выражать свои чувства и не слишком церемониться, отцы часто бросают жену и детей. В результате возрастает число женщин, которые должны быть единственным родителем для своих детей, что тоже характерно для низшего класса. Как и женщины из низшего класса, одинокие женщины, живущие в коммунах, обычно надеются обрести поддержку и любовь со стороны окружающих.
4. Социальные функции семьи:
1. Организация и регулирование сексуального поведения;
2. Рождение детей;
3. Забота о детях, пока они не могут сами о себе заботиться;
4. Социализация детей;
5. Эмоциональная функция (любовь, забота, обеспечение эмоциональной безопасности);
6. Обеспечение досуга и отдыха для членов семьи.
Мердок выделил 4 основные жизненно важные общественные функции семьи:
1. Регулирование потенциально деструктивной сексуальности с помощью такой социально одобренной системы контроля, как брак;
2. Воспроизводство потомства легко определяемыми и ответственными родителями;
3. Производство и распределение таких ресурсов для поддержания населения, как пища, одежда, средства к существованию;
4. Передача культурных образцов от поколения к поколению путем воспитания и обучения.
СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА
Сегодня произошло много перемен в семье и семейной жизни; многие наблюдатели рассматривают их как социальные проблемы, заслуживающие внимания со стороны общества. Среди них следует выделить следующие проблемы:
· снижение уровня браков;
· возрастание числа разводов и супругов, живущих отдельно;
· повышение численности совместно проживающих пар, не вступающих в брак;
· увеличение числа детей, родившихся вне брака;
· возрастание числа семей с одним родителем, возглавляемых женщинами;
· уменьшение уровня рождаемости и размера семьи;
· изменение в распределении семейных обязанностей, обусловленное растущим вовлечением женщин в трудовую деятельность; участие обоих родителей в воспитании ребенка.
В то время как эти перемены происходят неравномерно и вызывают тревогу в разной мере, все вместе они повлияли на создание новой области знания, получившей название "семейная политика" (Каммерман, Кан, 1978). Этот термин относится ко всем аспектам социальной политики, оказывающим прямое или косвенное воздействие на размер семьи, ее устойчивость, здоровье, достаток и т.п.
Социальная мобильность
Социальная мобильность – перемещение индивидов между различными уровнями социальной иерархии. Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. По П. Сорокину, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».
Типы социальной мобильности:
1. Горизонтальная мобильность – это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне (переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства). Во всех этих случаях индивид не меняет социального слой, к которому он принадлежит, или социального статуса.
2. Вертикальная мобильность – совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой (служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность) или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность)). Вертикальная мобильность бывает восходящая(социальный подъем) инисходящая(социальное падение).
Формы мобильности: индивидуальная и групповая.
Закрытый тип общества характеризуется нулевой вертикальной мобильностью в отличие от открытого.
Понятие культуры.
Культура – это убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.
Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Как вы знаете, люди уникальны, поскольку их поведение лишь частично обусловлено инстинктами.
Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.
Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности ребенка и регулирование его поведения.
Итак, культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует поведение.
Нельзя преувеличивать возможности культуры. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг. Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры.
Поддержание устойчивого общественного порядка также ограничивает влияние культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения таких поступков, как убийство, воровство, поджог.
Элементы культуры.
Общие черты, свойственные всем культурам, - культурные универсалии.
Джордж Мердок (1965) выделил более 60 культурных универсалий. К ним относятся спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки, язык, религиозные обряды, сексуальные ограничения, изготовление орудий труда и попытки влиять на погоду.
Однако для разных культур могут быть характерны разные виды спорта, украшений и т.д. Окружающая среда является одним из факторов, вызывающих эти различия. Кроме того, все культурные особенности обусловлены историей определенного общества и формируются в результате уникального развития событий. На основе разных культур возникли разные виды спорта, запреты на кровные браки и языки, но главное – в той или иной форме они имеются в каждой культуре.
Основные элементы культуры.
По мнению антрополога Уорда Гуденау, культура состоит из четырех элементов:
1.Понятия (знаки и символы). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря ним становится возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего нас мира, но в разных культурах мир организован по-разному. В немецком языке прием пищи людьми и прием пищи животными обозначается разными словами, в то время как в английском языке и то и другое обозначает одно слово. В уэльском языке имеется слово glas, обозначающее все цвета, которые в английском обозначаются как зеленый, синий и серый.
2.Отношения.Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой – в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности. В нашем языке есть слова, обозначающие Землю и Солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи.
3.Ценности. Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что нет.
4.Правила.Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Нормы могут представлять собой стандарты поведения. Но почему люди склонны подчиняться им. Даже если это не соответствует их интересам? Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, - негативные санкции (штр