Социальное упр-ния: понятие и структура. Особенности социального упр-ния в РБ

СУ – осн. на достоверном знании систематич.возд-вие субъектов упр-ния(управляющей подсистемы) на соц. объект(управляемую подсистему), в кач-ве каковой может выступать общ-во в целом и его отдельные сферы: экономика, политика, соц., дух. сфера или определен. звенья(предприятия, фирмы, банки, организации и т.п.) с тем, чтобы обеспечить сохранение их кач-ной специфики и целостности, их норм.функц-ние, соверш-ние и р-тие, успешное движение к заданной цели. Структура упр-ния хар-ся подвижностью и изменчивостью. Она предполагает систематич. возд-вие субъекта упр-ния на соц. объект, составляющ. предметную обл.управленч. деят-ти. =>двумя исходными, первичными компонентами управленч.стр-ры явл-ся субъект и объект упр-ния.

Субъект упр-ния - это лицо, группа лиц или специально созданный орган, являющийся носителем управленч.возд-вия на соц. объект (управляемую подсистему), осуществляющий деят-ть, напр-ную на сохр-ние кач-ной специфики, обеспечение его нормального ф-ния и успешное движение к заданной цели.

Объект упр-ния - это соц. система (страна, регион, отрасль, предприятие, коллектив и т.п.), на кот. направлены все виды управленч. возд-вия с целью ее совершенствования, повышения кач-ва ф-ий и задач, успешного достижения запланированной цели (целей).Объекты упр-ния хар-уются большим разнообразием. Их можно типологизировать по нескольким основаниям.По масштабам и ур-ям управленч. возд-вия объекты упр-ния подразделяются след.образом: страна, отрасль, регионы, предприятия и т.п.

По видам регулируемой деят-ти объекты упр-ния дифференцируются на: производственную, соц., полит., социокультурную деят-ть.

По адресату управленч.возд-вия объекты упр-ния подразделяются на:

• население и все организацион. структуры страны, выступающей в кач-ве единой и целостной соц.-территориальной общности;

• население областных, районных, городских соц.-территориальных общностей;

• персонал министерств и ведомств;

• персонал предприятий, учреждений, научно-исследовательских институтов и учебных заведений;

• персонал органов здравоохранения, соц. обеспечения, правоохранит. органов, воинских частей и подразделений и т.п.

Особенности социального упр-ния в РБ

В связи с тем, что в системе упр-ния наряду с горизонтальными связями функционируют и связи вертикальные, существует и вертикальные структуры упр-ния. Типичным упр-ниям такой управленч. структуры является управленч. вертикаль, функц-щая ныне в РБ. На вершине этой вертикали действует Президент страны- высшее должностное лицо, гарант суверенитета, независимости и территориальной целостности гос-ва. В его непосредственном подчинении -Администрация президента. Ниже ее по степени убывания властности и масштабов управленч. деятельности расп-ются областные администраии, еще ниже –администрации районов и городов. В итоге складывается и функц-ет многоступенчатая, построенная по принципу вертикальной зависимости пирамидовидная структура упр-ния.




29.Структура и содержание социальной политики.

Соц. обл. охват. интересы людей, общ-ва и гос-ва и хар-ется отношениями в сфере произв-ва и распределения, труда и быта, здоровья и досуга, благосостояния и защиты. Существенными при этом остаются региональные проблемы и межнациональные отношения. Отношения в этой сфере развиваются под влиянием соц. политики как составной части внутренней политики гос-ва, воплощенной в его соц.программах и практике. Она регулирует отношения в общ-ве в интересах соц. групп и через интерес соц. группы, контролирующей власть. Она производна от экономики, но не второстепенна, если иметь в виду ее значение для развития мат. произв-ва и дух. к-ры общ-ва. Ее главная задача – гармонизация общ. отношений, обеспечение полит. стабильности. Это достигается поддержанием баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами, созданием условий для решения жилищной проблемы, степенью удовлетворения спроса населения на кол-во и кач-во товаров и услуг, созданием базы для укрепления здоровья населения, роста его образованности и к-ры. Составным эл-ом соц. политики гос-ва дб программа соц. защиты населения. Ее нельзя понимать лишь как наличие тех или иных выплат и льгот отдельным группам населения.Соц. защита – это система законов, экономич. и соц.гарантий для нормальной жизнедеят-ти всем соц.-уязвимым слоям населения: пенсионерам и инвалидам, многодетным семьям, безработным. Простое увеличение пенсий и пособий, стипендий и других денежных выплат без обеспечения роста выпуска промышленной и с/х продукции, т.е. без прироста товарной массы и налоговых поступлений у государства, неизбежно ведет к росту цен и углублению инфляции. В этих условиях возрастает роль соц. прогнозирования, кот.должно охватывать все обл. ч-кого взаимод-вия. Только при тщательном изучении состояния соц. сферы, выявлении возможных тенденций изм-ний в ней соц. политика может стать реалистичной и эффективной.Содержание соц. политики заключается в деят-ти гос-ва и др.полит.институтов по управлению развитием соцю сферы общ-ва. Соц.политика дб своеобразной концентрацией всех иных видов политики, ибо она направлена на специфический объект – соц. отношения в обществе. Это отношения по поводу жизнедеят-ти, образа жизни, соц.положения ч-ка, этнич. и демографич. групп. Соц. политика в современном мире осущ-ся прежде всего гос-вом. Гос-во явл-ся одним из политич.соц. институтов как исторически сложившихся устойч. форм организации совместной жизнедеят-ти людей. Это осн. институт полит.системы, призванный осущ-лять упр-ние общ-вом, охрану его экономич. и соц. структуры, подавление соц.противников. Обычно в соц. политике выделяют научно-познавательный и практически-организационный компоненты. Научно-познавательный компонент выступает как рез-т анализа и осмысления потребностей и тенденций развития, назревших в общ-ве, как оценка предшествующего курса соц. политики. Он также отражает ур-нь противоречий в соц. сфере общ-ва. Это все призвано способствовать корректировке соц. политики или же ее кардинальному совершенствованию. Практически-организационный компонент связан с непосредственным осущ-нием осн.задач соц. политики. И здесь многое зависит от ур-ня управленч. организацион. работы служб соц.. защиты и помощи.




Наши рекомендации