Тема 5. Социальные изменения в обществе
Тематика социальных изменений, социального развития, социальной устойчивости и стабильности составляет важный и необходимый раздел социологии как науки. Социальное изменение – это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» конкретизируется понятием развития. Развитие – это необратимое, направленное изменение материальных и идеальных объектов. Развитие предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т.д. Социологи выделяют различные типы механизмов социальных изменений и развития: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный, имитационный и инновационный и т.д. Социальное развитие или прогресс не только фиксирует факт социальной перемены, социального изменения, но и содержит определенную оценку этого изменения. Оно применяется к процессам совершенствования, улучшения, усложнения. Обычно социальное развитие как реальный процесс характеризуется тремя взаимосвязанными чертами – необратимостью, направленностью и закономерностью. Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен. Направленность – ту линию или линии, по которым совершается накопление. Закономерность – процесс накопления не случайный, а необходимый. Принципиально важная характеристика социального развития – время, промежуток времени, в течение которого осуществляется развитие. Результатом процесса социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, что может выражаться в повышении (или понижении) уровня его организации, изменении места в общественной эволюции и др.
В XIX веке под влиянием дарвинизма прочные позиции в социологии занял эволюционизм – система взглядов, признающая объективный характер социального развития как естественноисторического процесса. Социальный эволюционизм представляет собой попытку глобального осмысления исторического процесса, как части общего, бесконечно разнообразного и активного процесса эволюции Космоса, планетной системы, Земли, культуры. Наиболее ярко социальный эволюционизм представлен в системе английского социолога Г. Спенсера. Он видел сущность эволюции в усложнении общества, в усилении его внутренней дифференциации, сопровождающейся ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе развития. Усложнение общества ведет к ослаблению социального контроля и увеличению свободы и самостоятельности его граждан. У Э. Дюркгейма содержание эволюции сводится к переходу от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации. Благодаря этому обеспечивается взаимозависимость людей на принципиально иной основе, происходит их интеграция в единый социальный организм, формируется чувство солидарности как высший моральный принцип общества. Переход от одного общества к другому происходит длительным эволюционным путем, основные пункты которого выглядят следующим образом: 1) в сегментарном обществе растет население; 2) это увеличивает «моральную плотность», многократно умножает общественные отношения, в которые включен каждый человек, и, следовательно, усиливается конкуренция; 3) отсюда возникает угроза сплоченности общества; 4) разделение труда призвано устранить эту угрозу, так оно сопровождается дифференциацией (функциональной, групповой, ранговой и т.д.) и требует взаимозависимости специализированных индивидов и групп.
Значение эволюционизма заключается, прежде всего, в признании объективности развития. Ход истории неотвратим, и общество изменяется во времени. Однако со временем выявилась неспособность эволюционизма ответить на целый ряд вопросов, которые ставила социологическая наука. Прежде всего, в рамки традиционного эволюционизма, исходящего из принципа поступательного, восходящего развития общества, не укладывались явления регресса – развития от высшего к низшему, от сложного к простому, деградация, понижение уровня организации, ослабление и затухание функций, застой, кризисы и распады обществ, затухание целых цивилизаций.
Наряду с концепциями социального эволюционизма довольно широкое распространение имела теория революционного преобразования общества, основоположником которой были К. Маркс и Ф. Энгельс. Социальная революция – это коренной качественный переворот всей системы общественной жизни. Это изменения радикальные, предполагающие коренную ломку общественного объекта, это всеобщие изменения, опирающиеся, как правило, на насилие. Экономической основой социальной революции является углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в усилении социальных антагонизмов и обострении классовой борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенными классами. С точки зрения марксизма, великая и стратегическая роль революций состоит в том, что они устраняют преграды с пути общественного развития, служат мощным стимулом для всего общественного развития. К. Маркс называл революции «локомотивом истории».
Наряду с этими типами существуют и так называемые тупиковые линии развития, приводящие к гибели тех или иных социокультурных форм или структур, примером чего могут служить разрушение и гибель некоторых культур и цивилизаций. Эти явления послужили основанием для ряда теоретиков (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.) сформулировать теории исторического круговорота или циклического развития, согласно которым общество или отдельные его сферы развиваются по замкнутому кругу. Эволюция общества представала теперь не как прямолинейное движение к более совершенному состоянию, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, повторяющийся по мере его завершения. Менее пессимистическими, но также отрицающими прямолинейность развития выглядят маятниковые концепции развития. В соответствии с ними, выведенное из равновесия под воздействием каких-либо факторов общество начинает совершать колебательные движения от одной крайней точки к другой, застывая где-то посередине и восстанавливая стабильность. Социальный прогресс в этих концепциях фактически отрицался.
Одной из распространенных и пользующихся широким влиянием в социологии, является концепция культурно-исторических типов развития общества. В этой концепции делается акцент на многолинейности развития общества и культуры. Основоположником теории культурно-исторических типов является русские социологи Н.Я. Данилевский. Он подразделял все народы на «исторические» и «неисторические». «Неисторические народы» - это этнографический материал, тупиковые ветви в развитии общества. Они не в состоянии решать свою судьбу. «Культурно-исторические типы», по Н.Я. Данилевскому, различаются по своеобразным сочетаниям четырех основополагающих элементов: религиозного, культурного, политического и общественно-экономического. Почти все культурно-исторические типы, считал он, одноосновны, т.е. в них при сочетании элементов преобладает какой-то один: например, в европейском – религиозный, в греческом – культурный, в романо-германском – общественно-экономический. И лишь славянскому типу с его православием, культурной самобытностью, самодержавием и крестьянской общиной предначертано стать полным четырехосновным культурно-историческим типом. Таким образом, теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского служила методологической основой славянофильской идеологии.