Вопрос проверка качества разработки анкеты в ходе пилотажа
Цель: проверить пригодна ли анкета к работе , выявить узкие и проблемные места в анкете, проверить анкету на наличие как смысловых так и технических ошибок.
Два типа пилотажного исследования
комплексное (проверка всех элементов исследования
дифференцированное (тестирование отдельных методик)
Припилотажном исследовании гипотеза проверяется соотнесением предполагаемого утверждения с выясненной в результате исследования числовой величиной. Например, верность утверждения о неудовлетворительном состоянии морально-психологического климата в коллективе не вызывает сомнения, если мы располагаем данными, полученными в пилотажном исследовании, о том, что 50 % опрошенных идут на работу с полным безразличием, а 12 % - ожидая какой-либо неприятности. [
Кабинетный вариант методов исследования подвергается эмпирической, экспериментальной проверке на малой выборке на соответствие методическим критериям - пилотажное исследование. Выявленные погрешности подвергаются окончательной проверке.
11 билет
1 вопрос: Социологическая программа Ст. Милля
Угроза свободе индивида -от тирании правительства,от тирании общ. Мнения большинства. Поэтому важно установить границу, далее которой общественное мнение не может законно вмешиваться в индивидуальную независимость,
" Милль считал, что в обществе закон и общественное мнение должны обязывать людей к исполнению известных правил поведения. Есть несколько принципов, играющих важную роль в образовании правил поведения: 1 интерес господствующего класса. 2 раболепстве, в желании угодить своим временным господам или богам. + общественный интерес.Люди индивидуально или коллективно могут вмешиваться в действия индивидуума только в том случае, если тот причиняет кому-либо вред, но никто не имеет права принуждать индивидуума что-либо сделать или не сделать, ссылаясь на то, что, по их мнению, так ему будет лучше. Сфера жизни индивидуума, которая имеет непосредственное отношение только к нему самому, и есть сфера его индивидуальной свободы. Она вкл. свободу совести,свободу мысли, чувства, мнения касательно всех предметов,свободу выбора цели, устройства жизни по своему усмотрению, свободу действовать сообща с другими для достижения цели, которая не вредна другим людям. Даже у всего рода человеческого, будь оно единого мнения, нет права заставить молчать одного индивидуума, думающего иначе.
Материальное благосостояние людей зависит от их умственного благосостояния, считал Милль. Свобода мнений необходима по следующим причинам:
1) мнение, которое хотят насильственно уничтожить, может быть верным, отрицая это, мы претендуем на непогрешимость;
2) лишенное возможности быть высказанным, мнение обычно содержит часть истины, а господствующее мнение редко или почти никогда не представляет собой всей истины, поэтому толь ко при столкновении мнений может быть открыта недостающая часть истины;
3) если даже общепризнанное мнение истинно, то без права на критику оно превращается в глазах людей в предрассудок;
4) делая себя недоступной для критики, доктрина утрачивает смысл, превращаясь в догму, она утрачивает влияние на характер и поступки людей, препятствует зарождению искренних убеждений, исходящих из разума и опыта.
Все свои усилия человек должен направлять на развитие своей индивидуальности. Для этого необходимы два условия - «свобода и разнообразие личных положений».
Милль поддерживал либеральный принцип невмешательства государства в дела гражданского общества. Во-первых, индивидуумы всегда сделают лучше, чем правительство, всякое дело, которое касается их самих. Во-вторых, предоставление частным лицам возможности быть присяжными, управления большими промышленными и филантропическими предприятиями посредством свободных ассоциаций и служит мощным средством к умственному воспитанию индивидуумов и развитию их способностей. всегда в высшей степени вредно увеличивать правительственную власть без крайней к тому необходимости. ценность государства, по мнению Милля, определяется ценностью его граждан. Альтернативу частной собственности можно найти в кооперативах, муниципалитетах, профсоюзах и других ассоциациях, основанных на добровольном союзе, а не на суверенной власти государства. Частную собственность нужно не разрушать, а стремиться каждого сделать собственником. Необходима «ассоциация рабочих, коллективно владеющих капиталом и работающих под руководством избранных ими менеджеров». Нельзя подавлять личную свободу ради сильного государства.
2 вопрос
Массовые общности. Толпа как массовая общность
Соц. Общ. - группы людей, объединенных какими-либо общими признаками: общими интересами, ценностями, общим делом и т.д.
Массовые общности (квазигруппы) – это реально существующие совокупности людей, случайно объединенные общими условиями существования и не имеющие устойчивой цели взаимодействия. Квазигруппы имеют следующие отличительные черты:
1)спонтанность образования; 2) неустойчивость взаимосвязей;
3) отсутствие разнообразия во взаимодействиях (это либо только прием или передача информации, либо только выражения протеста или восторга и т.д.);
4) кратковременность совместных действий.
Существуют непродолжительное время, после чего-либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. Социологи выделяют следующие виды массовых общностей: аудитория, толпа, социальные круги.
Аудитория. Под аудиторией понимается социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором — индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности. одностороннее взаимодействие, слабая обратная связь аудитории с коммуникатором.
Толпа. Толпа — это временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Структура- разделение на лидеров и всех остальных. Но толпа — это нечто большее, чем простая агрегация индивидов. Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех случаях, когда люди в толпе стараются избегать межличностного контакта
характеристики:
1. Внушаемость. ( принимают мнения, чувства и действия большинства.)
2. Анонимность. (незначительный/неузнаваемость
3. Спонтанность( действия зависят от эмоции).
Неуязвимость. (дейтствуя со всеми вместе как одно целое, не чувст. ответсвенность)
поведение толпы -продукт групповой «инфекции», в результате которой индивиды во многом теряют свою самоидентификацию и даже самоконтроль. сознание у отдельных личностей подавляется и почти полностью исчезает. члены толпы находятся под влиянием некоторого общего воздействия и импульса, присущих только толпе.
Социальные круги— это социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Эти общности не ставят каких-либо общих целей, не предпринимают совместных усилий, не имеют исполнительного аппарата. Основная функция социальных кругов состоит в обмене взглядами, новостями, комментариями, аргументами. Можно сказать метафорически, что круги — это общности дискутирующих людей.
1) общая заинтересованность в теме дискуссии (собрание на улице людей, обсуждающих политические события); 2) принадлежность к определенной субкультуре (например, деловые круги, объединяющие бизнесменов, круги высших слоев общества).
Все социальные круги могут иметь лидеров, т.е. лиц,
3 вопрос. Контент анализ:
Это Метод сбора данных и анализ содержания текста. Контент (содержание) Исп. для анализа текстов, статей, книг, журналов, офиц. Документов, кино и видео записи, песни фотографии. Исп. Для узучения больших объемов текста и для исслед. На расстоянии- историч. Документов.-
- систематическая фиксация определенных элементов содержания некоторой совокупности документов с -Существует два вида контент-анализа - неколичественный и количественный. Неколичественный контент- фиксируется лишь наличие элемента содержания текста - индикатора, соответствующей категории содержания, а количественные меры не используются). позволяет выявить типы качественных моделей содержания . Количественный контент-анализ –кол-во
Контент-анализ позволяет создать картину видения продукта/персоны/бренда/процесса, которая создается в обществе посредством СМИ. Объективность: каждый шаг может быть произведен только на основе явно сформулированных правил и процедур. проверочным механизмом становится повторяемость результатов .Главным оказалось не описание "явного содержания" текстов, а раскрытие латентного, скрытого содержания коммуникации через изучение реальных данных текстового массива как источника информации. Отсюда контент-анализ стал пониматься как качественно-количественный анализ содержания текстового массива в социологических целях . Именно возможность- выявить скрытые элементы содержания текстов, которые могут ускользнуть от внимания исследователя при использовании традиционных методов логико-аналитического анализа, делает контент-анализ столь привлекательным. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних
Прежде, чем непосредственно анализировать текст документа, исследователь определяет категории анализа, т.е. ключевые понятия (смысловые единицы), имеющиеся в тексте и соответствующие . единица анализа текста, может быть принято: а) слово, б) предложение, в) тема, г) идея, д) автор, е) персонаж, ж) социальная ситуация,. Устанавл. единица счета, т.е. количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и многое другое.
Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются:
1. классификатор контент-анализа, (таблица с котагериями и подкатегорями анализа и единициы анализа) Ее основное предназначение – предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании.
2. протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение – бланк контент-анализа,
3. (Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа).)
4. регистрационная карточка или кодировальная матрица,
5. инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета,
6. каталог (список) проанализированных документов.
12 билет.
1 вопрос. Социология О.Конт (1798-1857)
разработал трехстадийную модель развития общества (религиозная, метафизическая и позитивная стадии) и считал, что современное ему общество находится на грани перехода к третьей стадии. необходимо новое знание о самом себе позитивно-научное. Он назвал такую науку «социологией». должна быть доказательной, отличаться нейтральностью, т.е. быть свободной от личных предпочтений и антипатий, как всякая наука.
Социология как наука о человеческом об-ве — самая молодая наука в составленной Контом энциклопедии наук. С ее помощью можно не только объяснять законы общественного устройства и развития, но и поставить на научную основу политику, чтобы она служила прогрессу человека и общества. Чтоб заниматься социологичей нужно усовитть – мат-ку, астрономию, физику, химия , биологию .
две части социологии — социальную статику и социальную динамику.
Социальная статика - гармония элементов, основывающаяся на отношениях общности, и акцентирует внимание на структуре общества, исследует условия его существования и законы социальной гармонии. Социальная статика предполагает, с одной стороны, анатомический анализ структуры общества в данный момент времени, а с другой — анализ элемента или элементов, определяющих консенсус, т.е. превращающих совокупность индивидов или семей в коллектив. Консенсус — основная идея социальной статики Конта.
Социальная динамика изучает общество в развитии. Конт вновь считает социальное развитие трехстадийным — в виде трех форм социально-политической организации общества:
теологическая стадия — военное господство;
метафизическая стадия — феодальное господство;
позитивная стадия — промышленная цивилизация.
Данные стадии закономерно следуют одна за другой, поэтому неравенство между социальными группами связано с уровнем развития. Уровень развития общества определяется не материальными изменениями, а духовно-нравственными отношениями между людьми. Основной закон социальной динамики («закон прогресса») заключается в том, что каждый подъем духа вызывает в силу всеобщей гармонии соответствующий резонанс во всех без исключения общественных областях — искусстве, политике, промышленности. Всем правит дух, образуя силовой центр социальной эволюции.
Основные положения контовской позитивистской социологии
- социальные явления (события) качественно похожи на природные явления (события). Значит, природные и социальные законы являются однотипными по своей сущности и форме.
-методы социального познания (наблюдение, эксперимент, моделирование, анализ и синтез, аналогия и гипотеза и т. п.) однотипны с методами естественнонаучного познания, поэтому можно перенести последние на анализ социальных явлений: социального повеления, социальных связей и отношений, организаций и институтов и т. п.
- задача социологии заключается в выработке системы теоретических положений, которые эмпирически обоснованы. Эти социологические положения должны стать основой объяснения социальных явлений и прогнозирования их развития.
трех стадийинтеллектуальной эволюции человечества и индивида.
теологическая, (например: «Все создано Богом»). Вторая стадия — метафизическая, когда все окружающие человека явления мира объясняются сущностными причинами (абсолютной идеей, законами и т. п.). Третья стадия -позитивная(научная), на ней те же явления объясняются эмпирическими и рациональными основаниями.
Новую науку социологию Конт разделил на две части.Первая часть — социальная статика, изучающую естественные, устойчивые условия, социальную структуру общества и т. п. Сюда он относит географическую среду, семью (ячейку общества), общественное разделение и интеграцию (и солидарность) труда, образующие структуру общества, и другие феномены.
Вторая часть — социальная динамика, изучающая естественные причины и законы общественного развития. Социальная динамика изображает историю человечества как последовательную смену состояний человеческого ума (интеллекта). Развитие идет от военного к индустриальному типу общества, которое базируется на (1) промышленности, (2) проникновении позитивной науки во все сферы экономики и (3) урбанизации населения.
2 вопрос Социальные группы . Первичные и вторичные социальные группы.
Социальная- некоторое множество людей, имеющих какой-либо общий социальный признак. Такая группа выполняет определенную функцию в обществе.
особенностями:
§ в ней существуют устойчивые взаимодействия людей, что способствует прочности и устойчивости группы на протяжении длительного времени;/относительно высокая степень сплоченности; состав группы весьма однороден: она характеризуется аналогичным набором признаков и особенностей;/ может входить в состав более широких общностей в качестве составного элемента, не теряя при этом своей специфики.
К первичным социальным группам обности, хар-иеся высоким уровнем эмоциональных связей, близости и солидарности. Эта солидарность может иметь групповой уровень, а может иметь и общественный размах.
Характерными признаками первичной группы являются:
§ немногочисленный состав;/пространственная близость членов группы;/относительная устойчивость и длительность существования;/общность ценностей, норм и форм поведения;/добровольный характер связей людей;/моральные и неформальные способы обеспечения дисциплины.
К первичным группам относится семья, школьный класс, группа, курс в учебном заведении, круг друзей и единомышленников. В первичной группе человек получает первоначальную социализацию, знакомится с образцами поведения, оценивает старших, возникающих «естественных лидеров», овладевает социальными нормами, ценностями и идеалами.
Вторичная социальная группа представляет собой общность, в которой связи и взаимодействия участников имеют неэмоциональный, чаще всего ориентирована на некоторую цель. преобладают обезличенные отношения, индивидуальные качества личности не имеют особого значения, ценится, главным образом, способность выполнять определенные функции. главные функции — достижение поставленных целей. В составе вторичной группы могут существовать и действовать и некоторые первичные группы.
Как правило, вторичные группы являются многочисленными. Размер группы оказывает значительное влияние на внутригрупповые взаимодействия и на общие социальные отношения. (спортивные болельщики, объединения автолюбителей, любители Интернета). Вторичные группы объединяют людей по этническому принципу, по профессиям, по демографическому основанию и т. п.
В нашей стране принято различать формальные и неформальные группы.
Формальной группой считается социальная общность, положение которой регламентируется нормативными документами — законами, нормами, уставами, служебными инструкциями и т. п. отношения между людьми регламентируются правилами и внутренними регламентами.
особенность такого рода групп состоит именно в том, что они преследуют реальные цели. И дело не в том, что групп, не соответствующих этим свойствам, не бывает. Они возникают, создаются, но продолжительность их с ществования незначительна.
Неформальными группами считаются обычно такие, которые не предусмотрены в юридических нормах, программах и политических документах. Они отличаются самодеятельным характером. В некоторых случаях такие группы приобретают значительное распространение и влияние.
В неформальных группах самодеятельного типа действуют дружеские отношения, отсутствует жесткая иерархия и дисциплина. Численность такого рода групп, как правило, невелика. Они построены по принципу «близости» — территориальной, эмоционально-психологической или по общности интересов (соседи, охотники, болельщики, сверстники, друзья, туристы). Отношения внутри таких групп имеют личностный характер, большую роль играют симпатии, привычки, традиции, взаимоуважение.
Неформальные группы не являются закрытыми в том смысле, что их члены могут одновременно входить в другие сообщества и действовать в них.
3 вопрос
Наблюдение как метод сбора информации.
Наблюдение - это метод сбора первичной социологической информации, основанный на визуальном и слуховом восприятии сведений, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения их фиксации и регистрации.
- наблюдение позволяет фиксировать особенности поведения людей непосредственно в момент его проявления;
- наблюдение дает возможность получать данные независимо как от умения респондента описать словами свое поведение, так и от того, желает ли он вообще что-либо говорить о своем поведении.
Отсутствие опосредующих звеньев между исследователем и испытуемыми.
можно классифицировать по степени формализации процедуры, положению наблюдателя, условиям организации, регулярности проведения. По степени формализации наблюдение на стандартизированное (контролируемое) и нестандартизированное.
Стандартизированное наблюдение - исследователь, заранее определив, какие элементы изучаемой ситуации имеют наибольшее значение для исследователя, сосредоточивает на них свое внимание. используется для проверки результатов, полученных другими методами. Оно может служить основой и для сбора информации, осуществляемого с целью описания предмета исследования, и для проверки гипотез.
Нестандартизированное наблюдение - это способ сбора социологической информации, при котором заранее не определяются элементы процесса, подлежащего изучению, чаще всего такой подход используется на старте исследовательских работ с целью уяснения проблемной ситуации.
В зависимости от положения наблюдателя по отношению к объекту исследования различают невключенное и включенное наблюдение. При невключенном наблюдении исследователь находится вне изучаемого объекта. Включенное наблюдение подразделяется на скрытое (инкогнито) и открытое. Главными условиями для проведения включенного наблюдения являются непосредственное участие наблюдателя в трудовой деятельности обследуемого коллектива; нейтральное отношение к происходящим событиям; личностные качества наблюдателя - контактность, доброжелательность, сдержанность. Включенное наблюдение требует определенного периода адаптации наблюдателя к коллективу. Срок адаптации длится обычно от 4-5 дней до 2-3 недель и зависит от личностных качеств наблюдателя, его пола и возраста.
По условиям организации наблюдения делятся на лабораторные, полевые и лабораторно-полевые.
Лабораторное наблюдение - вид сбора социологической информации, осуществляемый в искусственно созданных для наблюдаемой группы и контролируемых исследователем условиях..
Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации. Получаемая таким образом информация намного чище, достовернее. Недостаток полевого наблюдения - в воздействии на испытуемых разнообразных внешних факторов, не характерных для данной проблемной ситуации. Лабора-торно-полевое наблюдение производится в естественных условиях, но с отдельными ограничениями. Здесь предпринимается попытка снять недостатки, присущие как лабораторному, так и полевому наблюдению.
По регулярности проведения наблюдения делятся на систематические, эпизодические и случайные.
Систематическое наблюдение позволяет выявить закономерности взаимодействия процессов и явлений, происходящих в данном предприятии. Оно проводится по строго регламентированному графику, с регулярной фиксацией заранее обусловленных признаков.
При эпизодическом наблюдении регистрируются факты, однако регламент такой регистрации программой наблюдения строго не фиксируется, хотя наблюдатель рассчитывает получить эти факты в какой-либо момент исследования.
Случайное - это наблюдение, при котором единицы наблюдения заранее не определяются, а фиксируются интересные, по мнению исследователя, факты.
Для фиксации результатов наблюдения используется дневник, в которой вносятся описание наблюдаемого явления, реакция членов наблюдаемой группы, примечания наблюдателя. Используя метод наблюдения, всякий раз необходимо четко выяснить цель, задачи и характер исследуемого объекта, а также позитивные и негативные свойства его различных видов.
13 билет
1 вопрос
Г.Спенсер и эволюционная социология
Герберт Спенсер англ. философ и социолог; Подобно тому как человеческое тело состоит из органов — почек, легких, сердца и т.д., общество состоит из различных институтов, таких, как семья, религия, право. Каждый элемент незаменим, поскольку выполняет свою собственную социально необходимую функцию
По степени интеграции Спенсер различает простые, сложные, вдвойне сложные общества; по уровням развития распределяет их между двумя полюсами, нижний из которых составляет военное общество, а верхний — индус триальное. Военные об-ва единая система веры, а кооперация между индивидами достигается посредством насилия и принуждения; здесь государство доминирует над индивидами, индивид существует для государства. Индустриальные общества, где экономическая система,-демокр. принципами, многообразием систем веры и добровольной кооперацией индивидов. Не индивид сущ. для гос-ва, а гос-во — для инд-ов. Соц. Развитие-движение от военных обществ к индустриальным.
мир делится на познаваемый (мир явлений) и непознаваемый («вещь в себе», мир сущностей).
Основоположник органической социологии- общество возникает в результате длительной эволюции живого и само представляет собой организм, подобный живому.состоит из органов,кот. выполняет определенные функции. Эволюция природы (неживой и живой) представляет собой восхождение от простого к сложному, от малофункционального к многофункциональному и т. п. Эволюци противостоит разложение, их борьба сущность процессадвижения в мире.
Социальные организмы — это вершина природной эволюции. . Крестьянские хоз-ва объедин. в большие феод. Системы,те объед. в провинции, потом королевста, потом империи. социальный организм состоит из трех основных органов (систем): 1) производственного (сельское хозяйство, рыболовство, ремесло); 2) распределительного (торговля, дороги, транспорт и т. и.); 3) управленческого (старейшины, государство, церковь и т. п.). Большую роль в социальных организмах играет управленческая система, определяющая цели, координирующая остальные органы, мобилизующая население. Она действует на основе страха перед живыми (государство) и перед мертвыми (церковь).
Механизм социальной эволюции включает три фактора:
§ люди изначально неравны по своим характерам, способностям, условиям жизни, появл. Дифференция по всем признакам/существует тенденция к усилению специализации ролей, росту социального неравенства (власти, достатка, образования);/общество делится на экономические, политические, национальные, религиозные, профессиональные и т. п. классы, что вызывает его дестабилизацию и ослабление.
С помощью механизма социальной эволюции человечество проходит четыре этапа развития:
-простые и изолир-е друг от друга чел-ие общ-ва, люди заняты примерно одинаковой дея-тью;
-военные общества(времен. Терр., разделением труда, ведущая роль у централизованной пол. Орг-ии;
-индустриальные общества, (постоянной территорией, конституцией и системой законов;)
-цивилизации, которые включают в себя национальные государства, федерации государств, империи.
на первом этапе развитие - полным контролем теологии, потоми эта роль перешла к философии: не Бог, священник, а философ, Затем мыслительсменили ученые (естествоиспытатели), ввели в научный оборот эмпирическое обоснование истинности знаний, а не авторитет Бога или филос.. возникла позитивистская теория социопознания, которая включает в себя следующие основные положения:
§ объективный мир дан человеку в форме чувственных явлений (ощущения, восприятия, представления), сам человек не может проникнуть в сущность объективного мира, а может только эмпирически описать эти явления;
§ общество является результатом взаимодействия (а) сознательной деятельности людей и (б) объективных природных факторов;
§ социальные явления (факты) качественно те же, что и природные явления, в силу чего методы естественно-научного познания применимы и в социологических исследованиях;
§ общество подобно животному организму, оно имеет определенные органы-системы, взаимодействующие между собой;
§ развитие общества является результатом увеличения численности людей, дифференциации и интеграции труда, усложнения прежних органов-систем и появления новых;
§ наука представляет собой подлинное благо для людей, и развитие человечества непосредственно зависит от развития науки, в том числе социологической;
§ социальные революции представляют для людей беду, являются результатом неправильного управления людьми, возникающим от незнания законов социологии;
§ для нормального эволюционного развития руководители и ведущие классы должны знать социологию и руководствоваться ею при принятии политических решений;
§ задача социологии заключается в выработке эмпирически обоснованных универсальных законов социального поведения, чтобы ориентировать его на общественное благо, разумный общественный строй;
§ человечество состоит из разных стран (и народов), которые движутся по единому пути, проходят одни и те же этапы, а значит, подчиняются одним и тем же законам.
2 вопрос
Понятие социального института
Это исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.
Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями
Основнаяцель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяютфункции институтов:
§ удовлетворение потребностей общества;
§ регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).
потребность в безопасности- инст. обороны, духовные потребности — церковью, потребности в познании окружающего мира — наукой. Одна потр. Может удовлт. Несколькими инст.
Структуруобразуют:социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;/совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;/система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);/идеологические обоснования деятельности социального института;/социальные ресурсы, используемые в деятельности института.
Признаки:совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;/система культурных образцов, норм, ценностей, символов;/система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;/материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;/общественно признанная миссия, цель, идеология.
Признаки инста на примере мред. Проф образ-ия, вкл. В себя:
§ преподавателей, чиновников, администрации учебных заведений и т.д.;/нормы поведения студентов, отношение общества к системе профессионального образования;/сложившуюся практику отношений между преподавателями и студентами;/здания, аудитории, учебные пособия;/миссию — удовлетворение потребности общества в хороших специалистах со средним профессиональным образованием.
В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:
§ экономические институты - разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и т.д.;
§ политические институты — государство, армия, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;
§ институты стратификации и родства - класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление,
§ институты культуры — школа, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.
Осн. Институты и функции:Семья (восп. Эконом. Репр.)/ гос-во (стабил.защита,координация)/образ-ие (профес., гуман., культ,гражд)/ Церковь (мирозовр./общекульт)/наука(объясн,/ миров./соц-ая/прогн.), право- (охранит. И регулят)
§ Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.
§ Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.
§ Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.
§ Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.
3 вопрос:
Интервью как метод сбора информации.
Интервью–личный контакт с респондентом.
В формализованном интервью (зачитывание вопросов по анкете, повтор вопрос, изменение интонации и скорости но порядок вопросов жестоко фиксирован, их нельзя менять
Неформализованное интервью (сводное повествование) функция интервьюера состоит в том, чтобы задать импульс беседе, а далее он должен лишь стимулировать поток сознания, задает направление беседе. Иногда социолог заранее готовит вопросы, однако в ходе интервью он их не зачитывает и не перебивает собеседника во время рассказа. После того как опрашиваемый сам все рассказал, социолог может задать дополнительные вопросы.)
Промежуточные варианты. Это свободное интервью, интервью с открытыми вопросами (с путеводителем), фокусированное (направленное) интервью, интервью со свободными ответами
14 билет
1 вопрос: Психологизм в социологии и его разновидности
Ближе к концу XIX в. в социологии возникает психологическое направление, оказавшее сильное влияние на развитие ее как науки, обусловлено успехами эксперимент. психологии. Психология начала изучать соц. Поведение. возникает психологическое направление в социологии- появился интерес к проблемам мотивации чел поведения.
Психологическое направление в социологии, сформировавшееся на рубеже веков, имело сложную структуру :психологический эволюционизм, групповую психологию, психологию подражания, психологию народов, инстинктивизм, интеракционизм (направление, изучающее межличностное взаимодействие.) содержание проблематики имеем социологический ракурс.
Стремление искать ключ к объяснению всех социальных явлений и процессов в психических факторах развития человека и общества. Представители психологической социологии обратили внимание на проблему соотношения общественного и индивидуального сознания как наиболее значимую.
Под психологизмом социологии принято понимать ориентацию ее отдельных представителей и направлений (течений, школ) на объяснение социальных явлений и процессов лишь с помощью данных психологической науки. По существу, это психологический редукционизм (полное или частичное сведение многообразных социальных явлений и процессов к действию тех или иных психических факторов), поскольку при таком подходе внимание обращается, прежде всего, на психологические механизмы человеческого поведения и межгрупповых, а также внутригрупповых отношений. Более того, не допускается рассмотрение социальных систем (подсистем) и институтов вне психологических составляющих индивидуальной (групповой) деятельности.
Что касается самого психологического подхода (а не психологизма как черты социологии), то различают три его разновидности: индивидуалистскую, групповую, социетарную. Первая разновидность означает, что социальные явления и процессы обусловлены действием индивидуальных психических факторов, поэтому следует постоянно обращаться к анализу психики индивида и в ней искать причины того, что происходит в обществе. Вторая разновидность — групповая — ориентирует на поиск причинно-следственных связей в объяснении общественных явлений и процессов в психологии групп (рода, племени, семьи, коллектива и др.) и их поведении. Согласно третьей разновидности, объяснение социальной жизни и деятельности должно осуществляться с позиций общественной психологии, а психику индивида следует рассматривать как продукт общества.
2 вопрос