Вопрос роль первичных и референтных групп в социализации
Сеть взаимодействия людей в обществе достаточно сложна, но особую, принципиально важную разновидность такого взаимодействия составляют отношения, возникающие между людьми, постоянно и непосредственно взаимодействующими между собой. В ходе такого взаимодействия складываются первичные социальные группы. Простая совокупность людей (например, пассажиры автобуса) первичной группой не является, так как они не взаимодействуют между собой, они просто сосуществуют. Но если в автобус входит хулиган, и пассажиры дружно реагируют на его поведение, пресекают его — на время такого взаимодействия они образуют социальную группу.
Если подобное взаимодействие носит не случайный, эпизодический характер, но осуществляется с некоторым постоянством, то налицо — первичная социальная группа.
Наряду с первичными существуют многочисленные вторичные социальные группы (производственные, служебные, спортивные, общественные и т. д.), создаваемые в силу необходимости объединения усилия людей для достижения желаемых целей. Здесь возникновение, характер и направленность действий групп предопределяются их функциональным предназначением. Подобное предназначение определяет и особенности взаимодействий между индивидами в данных группах. В отличие от первичных групп здесь доминирует рациональная составляющая таких взаимодействий; отношения во вторичных социальных группах во многом формализованы, обезличены. Сказанное позволяет отнести первичные социальные группы к числу неформальных групп, а вторичные группы — к числу формальных социальных групп.
Поведение человека и система разделяемых им моральных ценностей могут быть направлены на достижение соответствия его поведения нормам, разделяемым группой, которой индивид фактически не принадлежит, но в которую он стремится быть включенным. Группы, чьи нормы и стандарты поведения разделяются лицом, в принципе не принадлежащим к самой этой группе, именуются референтными. Такие лица избирают нормы, принятые в подобных группах, как образец для оценки собственных действий. Рассматриваемые группы могут существовать в реальности, но могут быть и «сконструированы» в сознании человека. Тем не менее, если приверженность индивида к ценностям, нормам и стандартам подобной референтной группы достаточно интенсивна, то именно так, путем согласования своих действий с нормами референтной группы, и строится его поведение.
Наличие референтной группы также может иметь значение для объяснения отклоняющегося поведения:
-возможны случаи, когда участник обычных, нормальных социальных групп избирает в качестве референтной группу правонарушителей (романтика уголовного мира) и, следовательно, стремится воплотить в своем поведении оценки и стандарты противоправного поведения;
-в современных условиях смены социально-политической структуры общества стремление к завладению новыми символами успеха, избрание в качестве референтных норм и стандартов групп, достигших экономического процветания при отсутствии возможности достичь этого законным путем, часто ведет к вспышкам агрессивного поведения правонарушителей, включению их в структуры завладения такими символами вне или против закона.
3 вопрос виды вопросов в социологической анкете
По функции вопросы можно разделить на следующие:
• основные — вопросы, направленные непосредственно на решение поставленных задач;
• вспомогательные, предназначенные что-то уточнить, конкретизировать или дополнить;
• вопросы-фильтры, ставящие цель разделить аудиторию опроса на отдельные группы (например, «На этот вопрос отвечают только мужчины...»);
• вопросы-«переключатели», позволяющие перейти от одного смыслового блока анкеты к другому.
По форме анкетные вопросы можно разделить на:
• открытые, предполагающие, что респондент ответит на вопрос в свободной форме, самостоятельно записав свой ответ (с последующей формализацией через квантификацию и кодировку в процессе первичной обработки анкет);
• закрытые, в которых формулировка вопроса содержит готовые варианты ответов (альтернатавы), из которых можно выбрать один или несколько вариантов;
• полузакрытые, представляющие собой фактически закрытые вопросы, в которых добавляется альтернативный вариант «другое». Это дает респонденту возможность высказать свое мнение, если среди готовых вариантов нет такого, который совпадал бы с его мнением;
• прямые, которые формулируются в категорической форме («Нравится ли вам учиться в данном вузе?»);
• косвенные, направленные на выявление искомого признака через скрытые настроения и установки респондента («Хотели бы вы перевестись в другой вуз?);
• прожективные— вопросы, которые предлагают некие ситуации («Представьте себе, что вы на один день обладаете возможностями ректора... Какой бы вы приняли приказ в первую очередь?»).
Табличные
Главное — составить вопросы так, чтобы они отражали и раскрывали цели и задачи исследования.