Организация интерактивных телеконференций с помощью Интернет
Творчески использующий интернет-технологии учитель имеет реальную возможность дистанционно повышать свой профессиональный уровень: через участие в видеоконференциях, постоянно работающих форумах, в сетевых педагогических журналах, общаясь в чатах, по электронной почте со своими коллегами, обмениваясь опытом, задавая вопросы консультантам. Цикл семинаров и итоговая видеоконференция способствовали формированию сетевых методических объединений, которые финансирует сегодня Федерация Интернет Образования, и они успешно развиваются, их деятельность отражена на сайте Московского Центра ФИО ( http://center.fio.ru/som). Таким образом, методика организации видеоконференций отрабатывалась в сотрудничестве с учителями, научными сотрудниками, программистами и другими специалистами. В процессе проведения разнообразных сетевых конференций, семинаров, встреч, мостов и т.п. были выделены инвариантные составляющие методики и отобраны ее наиболее эффективные компоненты. Типичную организацию проведения нами видеоконференций можно проиллюстрировать на примере. В рамках Всероссийского интернет-педсовета ИОСО РАО традиционно проводит видеоконференции по актуальным вопросам педагогики, в том числе новых технологий в образовании. Технология и методика их организации может быть использована для многих видов образовательных мероприятий, обладает универсальностью и содержит ряд инвариантных компонент. Участник видеоконференции, открывая главную страницу, видит перед собой тех, на кого направлена камера. Здесь же он может перейти к просмотру тезисов выступающих, задать вопрос, принять участие в чате, проголосовать по ряду вопросов, разместить свои высказывания или тексты на форуме. Пользователю предоставляется помощь и возможности регулирования звука, частоты кадров и др. Предусмотрена специальная форма для отправки вопросов выступающим, также участник может послать вопросы через чат или электронную почту. Настройки сервера позволяют автоматически распечатать вопросы, и координатор передает их ведущему конференции, который распределяет их среди выступающих. Обычно конференция разделена на 2-3 части. В первой части – пленарные выступления. После ее окончания выступающие отвечают на вопросы в прямом эфире. Вторая и третья части конференции обычно группируются по секционному принципу. Участники, ознакомившись заранее с программой, уточняя время интересных для него выступлений, может принять участие в работе своей секции. Организуемый в рамках конференции чат обычно начинается за час до первых выступлений. Его цель познакомить участников, наладить взаимодействие и включиться в тематику обсуждаемых вопросов. Чат может продолжаться во все время конференции и короткое время после завершения выступлений. Участникам видеоконференции предлагается несколько видов обратной связи:
- голосование по поставленным вопросам, связанным с тематикой конференции;
- книга отзывов;
- форум;
- чат;
- электронная почта.
12. Планирование самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов.Самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия
Одним из важнейших резервов повышения эффективности высшего образования является оптимизациясамостоятельной работы студентов, которая варьируется по объему от 100 % при обучении экстерном до примерно 50 % в очной форме обучения.
Самостоятельная работа студентов (СРС) наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей профилирующими кафедрами, учебной частью, методическими службами учебного заведения.
Самостоятельная работа выполняется с использованием опорных дидактических материалов, призванных корректировать работу студентов и совершенствовать ее качество [8].
Лучшая организация такой работы и, главное, улучшение ее материально-технической базы (обеспечение литературой, компьютерами, доступом в Интернет и т.п.) позволяют решить несколько важнейших задач:
· студенты получают возможность черпать знания из новейших источников (материалы лекций и методических разработок отстают, как правило, на несколько лет).
· студенты приобретают навыки самостоятельного планирования и организации собственного учебного процесса, что обеспечивает безболезненный переход к непрерывному послевузовскому образованию (прежде всего к самообразованию) по завершении обучения в вузе.
· самостоятельная работа позволяет снизить негативный эффект некоторых индивидуальных особенностей студентов (например, инертность, неспособность распределять внимание, неспособность действовать в ситуации лимита времени и др.) и максимально использовать сильные стороны индивидуальности благодаря самостоятельному выбору времени и способов работы, предпочитаемых носителей информации и др.
В процессе выполнения самостоятельной работы можно выделить следующие уровни:
Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т.д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование умений, навыков.
Реконструктивные самостоятельные работы. В ходе таких работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты.
Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты).
Таким образом, мы рассмотрели основные формы организации учебного процесса в высшей школе и требования к их организации.