Социальный Прогресс- глобальный, всемирно - исторический процесс вхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации.

Билет 1

1)

Социальный Прогресс- глобальный, всемирно - исторический процесс вхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации.

Социальный регресс-обратное понятие.

Социальная драматургия И. Гофмана.

Согласно предложенному Гофманом драматургическому подходу жизнь можно уподобить бесконечному спектаклю и личность можно рассматривать как особый стиль исполнения ролей в этой жизненной драме. Бывают исполнители, которые полностью увлечены исполнением роли и не сомневаются в том, что она и есть подлинная реальность. Бывают, однако, и такие «актеры», которые совершенно не верят в свою роль и при ее исполнении впадают чуть ли не в цинизм.

Основную цель своей самой известной книги Гофман формулирует так: «Это исследование посвящено некоторым обычным повседневным приемам, с помощью которых люди поддерживают создаваемые друг у друга впечатления, и некоторым следствиям, связанным с применением этих техник... Здесь исследуются исключительно драматургические проблемы, касающиеся человека в социальной группе, связанные с презентацией себя перед другими людьми».

Билет 2

2)Этноцентризм - механизм межэтнического восприятия, заключающийся в склонности оценивать явления окружающего мира сквозь призму традиций и норм своей этнической группы, рассматриваемой в качестве всеобщего эталона.

Культурный релятивизм - концепция, согласно которой каждая культура может быть оценена только на основе ее собственных принципов, а не универсальных критериев. Доведенный до крайности культурный релятивизм, суть которого — полное игнорирование других культур, проявляется в крайне негативном отношении к другим нациям или обществам.

Билет 3

1) Организация - крупная вторичная группа , образуемая для достижения определенных целей

Экономическое действие – осуществление контроля над ограниченными ресурсами ненасильственными методами в целях удовлетворения своих потребностей.

Социальное действие – это форма деятельности, которая содержит в себе внутреннее субъективное смысловое единство и по этому смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на эти действия.

Билет 4

Анкетирование – наиболее распространенный вид опроса, в котором общение исследователя и респондента опосредовано текстом анкеты.

Виды анкетирования

По числу респондентов

· Индивидуальное анкетирование — опрашивается один респондент;

· Групповое анкетирование — опрашиваются несколько респондентов;

· Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;

· Массовое анкетирование — участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны).

По полноте охвата

· Сплошное — опрос всех представителей выборки;

· Выборочное — опрос части представителей выборки.

По типу контактов с респондентом

· Очное — проводится в присутствии исследователя-анкетёра;

· Заочное — анкетёр отсутствует:

· Рассылка анкет по почте;

· Публикация анкет в прессе;

· Публикация анкет в Интернете;

· Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Классический период — это своего рода социологическое «осевое время», предопределившее дальнейшее развитие социологической мысли.

2. Основные направления и представители классической социологии

2.1 Натурализм: Герберт Спенсер

2.2 Позитивизм: Огюст Конт

2.3 Исторический материализм: Карл Маркс

2.4 Социологизм: Эмиль Дюркгейм

2.5 «Понимающая социология»: Макс Вебер

Билет 5

1)Структурный функционализм — методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию.

2) Социологическое исследование - это система последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур получения достоверных данных об изучаемом объекте, социальных явлениях и процессах с целью приращения научного знания или решения конкретных социальных задач .

Социологическое исследование включает в себя следующие этапы:

1. Подготовительный: на этом этапе происходит разработка программы

исследования.

2. Основной: включает в себя проведение самого исследования.

3. Завершающий: идёт обработка, анализ данных, а так же формирование

выводов.

Задачи- совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы.

Основные задачи соответствуют цели исследования. В теоретически ориентированном исследовании приоритет отдаётся научным задачам, в практически ориентированном- прикладным.

Неосновные задачи ставятся для подготовки будущих исследований, решения методических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой.

Билет 6

Билет 7

2) Группы социальные-относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определённого общества.

Классификация социальных групп.
по численности: большие и малые;
по характеру взаимодействия: первичные и вторичные;
по способу организации и регулирования взаимодействия: формальные и неформальные;
по количеству ценностей, вокруг которых они объединены: односторонние и многосторонние;
Условные, номинальные (объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом) и реальные (действительно существующие объединения людей, связанных между собой определёнными отношениями и осознающих свою принадлежность к нему).

Билет 8

1)Социальные отклонения- форма проявления нарушений и нравственных императивов, устоев и норм.

Классификация соц.отклонений:

1. Позитивные девиации, которые выше нормы, лучше нормы, они служат развитию общества (например, открытия гениев, создающих новые ценности и нормы).

2. Негативные девиации, которые хуже нормы, ниже нормы, разрушающие, дестабилизирующие общество (например, преступность).

1. Социально одобряемые девиации (например, героизм).

2. Социально осуждаемые девиации (например, наркомания).

3. Социально-культурные отклонения – это отклонения от социальных норм.

4. Первичные – незначительные отклонения на фоне поведения, в основном соответствующего нормам.

5. Вторичные – повторные проступки, существенные отклонения, которые социум определяет как девиантные, часто возникающие из-за «ярлыка», который общество «наклеивает» на человека, совершившего незначительный проступок.

6. Индивидуальные – мало распространены.

7. Массовые – присущие многим, распространенные.

2) Социальная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений.

Типы ролей:

1)Семейно-родственная(супруга, мать, брат и т.д.)

2)Общественно-бытовые(покупатель, гость, пассажир, хозяин)

3)Профессионально-производственные(работник,владелец,руководитель)

4)Социально-политические (депутат, избиратель, президент, член партии)

5)Национально-этнические

Билет 9

1) Та часть культуры, которая направляет поведение человека, указывает, как и что он должен или не должен делать, называется нормативной культурой. Нормативную культуру нередко описывают как «дисциплинарное пространство», действующее на уровне индивидуального сознания, «внутреннее обстоятельство», которое отражает «склонность подчиняться требованиям нормы или уклоняться от них независимо от соответствующих позитивных или негативных санкций».

2) Этническое предпринимательство — рыночные отношения, опирающиеся на земляческие связи и этническую групповую (клановую) солидарность национальных меньшинств (диаспоры).

Билет 10

1) Самое простое определение гласит, что общество - это группа людей, объединенных определенной территорией и культурой. В социологии данное определение дополняется тем, что общество является еще и социальной структурой, полем взаимодействия людей. Стало быть, общество - не только группа людей и их культура, но и отношения между людьми и институтами в рамках этой группы.Социологический подход, о возможности которого впервые заговорил французский социолог Эмиль Дюркгейм. По Дюркгейму, общество — это не просто люди, а sui generis (нечто особое), которое он определяет как социальную реальность.

Обобщив все существующие определения общества можно сделать вывод, что общества, это:

· Система взаимодействий, заставляющая людей вступать в контакт не хаотично, а по определенным правилам.

· Результат взаимодействия установления устойчивых социальных связей и отношений.

Билет 11

1)Анализ документов - это совокупность методических приемов, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой для решения исследовательских задач.

2) Структурно-функциональный анализ- один из принципов системного исследования социальных явлений и процессов как структурно расчленённой целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определ. функциональное назначение.

Структурно-функциональный анализ в социологии-разновидность и вместе с тем один из основных компонентов системного анализа социальной действительности: исходные посылки С.-ф. а. состоят в том, что общество, социальная общность или социальный процесс рассматриваются в качестве целостной структуры, отд. элементы к-рой проникают друг в друга и т.о. выполняют как бы служебную (функциональную) роль по отношению друг к другу и к системе в целом.

Билет 12

1) Культура-исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Функции культуры:

1)Информационная

2)Коммуникативная

3)Нормативная(регулятивная)

4)Духовная(нравственная)

2) Неформальные институты – спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий и норм межличностного и межгруппового общения. Неформальные институты возникают там, где неисправность формального института вызывает нарушение важных для жизнидеятельности всего социального организма функций. В основе механизма такой компенсации лежит определенная общность интересов организаций ее членов. Неформальный институт основан на личном выборе связей и ассоциаций между собой, предполагая личностные неформальные служебные отношения. Нет жестко закрепленных стандартов. Формальные институты опираются на жесткую структуру отношений, в то время как в неформальных институтах подобная структура носит ситуационный характер.
Неформальные организации создают больше возможностей для творческой продуктивной деятельности, разработке и внедрению нововведений.

Примеры неформальных институтов- национализм, организации по интересам
- рокеры, «дедовщина» в армии, неформальные лидеры в группах, религиозные общины, деятельность которых противоречит законам общества, круг соседей.
Со 2-й пол. 20 в. во многих странах появилось множество неформальных организаций и движений (в т. ч. «Зеленые»), занимающихся природоохранительной деятельностью и экологическими проблемами, неформальная организация любителей телевизионной драмы.

Билет 13

1) Социальное изменение обозначает перемены любого рода, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами; социальное изменение — наиболее общее понятие, характеризующее социальную динамику.

Социальное развитие рассматривается как частный случай социальных изменений, имеющих либо направленность в сторону улучшения/усложнения/совершенствования/прогресса, либо в сторону регресса.

Таким образом, социальные изменения, включающие в себя социальный прогресс, определяют развитие. Другие же, которые не несут на себе ни положительного, ни отрицательного смысла, определяются как социальные перемены. При этом, одни и те же социальные изменения в обществе, иногда могут характеризоваться как прогресс/регресс, а иногда как простые социальные изменения.

2) Стратификация- социологическое понятие обозначающее: структуру общества иотдельных ее слоев; систему признаков социального расслоения, неравенства.В нашем обществе выделяется три основных страты:1)Средний слой находится междудвумя основными слоями (высший и низший). Различают также старый среднийкласс (ремесленники и мелкие собственники) и новый средний класс(управляющие, профессиональные работники умственного труда, менеджеры и такдалее). Данный новый слой неоднороден, часть стоит ближе к рабочему классу,а часть ближе к буржуазии.2) Высшая страта(элита)3) Низшая(как правило безработные)

Билет 14

1) Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в мировой рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем.

Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

2) Анкета- это опросной лист, имеющий определенную структуру. Анкета имеет название и введение.

Во введении содержится информация о целях исследования, кто проводит исследование, краткая инструкция о способе заполнения, указание на то, что анкета анонимная и желательна краткая вежливая формула.

Источником вопросов являются задачи исследования, рабочие гипотезы(как сущностные, так и факторные), пожелания заказчика, вопросы из анкет, ранее проведенных аналогичных исследований.

В конце анкеты содержатся вопросы о социально-демографических признаках респондента(паспортичка), таких как пол, возраст, образование, род занятий и т. п. Типы вопросов.

Открытый вопрос не содержит готовых вариантов ответа.

Закрытый вопрос содержит заранее подготовленные ответы.

Респондент должен выбрать один или несколько вариантов.

2. Альтернативные или развернутые вопросы. Альтернативный вопрос требует ответа «да» или «нет». Развернутый вопрос, типа «меню», содержит несколько вариантов ответа. Шкальный вопрос позволяет измерить интенсивность, силу, степень важности того или иного варианта ответа. Шкала может выглядеть в виде предложений, типа: «В большой степени», «средней степени», «небольшой степени».

Билет 15

1)Социальная мобильность — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).

Горизонтальная мобильность — переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

· Восходящая мобильность — социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).

· Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

2) Семья — социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Социальные функции семьи

1. репродуктивная (биологическое продолжение рода)

2. воспитательная (подготовка молодого поколения к жизни в обществе)

3. хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи)

4. духовно-эмоциональная (развитие личности, духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений в брачном союзе)

5. досуговая (организация нормального досуга, взаимообогащение интересов)

6. сексуальная (удовлетворение сексуальных потребностей)

Типы семьи и ее организации

При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.

В зависимости от форм брака:

1. Моногамная семья — состоящая из двух партнёров.

2. Полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров.

3. Полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх.

4. Полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.

В зависимости от пола супругов:

1. Однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов.

2. Разнополая семья.

В зависимости от количества детей:

1. Бездетная, или инфертильная семья.

2. Однодетная семья.

3. Малодетная семья.

4. Среднедетная семья.

5. Многодетная семья.

В зависимости от состава:

o Простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:

o элементарная— семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

o полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок

o неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей

o составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных.

o Сложная семья или патриархальная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места человека в семье:

1. Родительская — это семья, в которой человек рождается.

2. Репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам.

В зависимости от проживания семьи:

1. Матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены.

2. Патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа.

3. Неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

В зависимости от типа воспитания детей:

1. авторитарный

2. либеральный (строится на самоопределении личности, вне зависимости от традиций, привычек, устоявшихся догм)

3. демократический (постепенное привитие ребенку таких черт, как сопричастность к судьбам других людей, приобщение к общечеловеческим ценностям)

Билет 16

Социологизм

- методологич. и теоретич. позиция в социологии и соц. философии, начавшая развиваться с конца XIX в. С. явился реакцией на натурализм и психологизм в обществ. науках, полное выражение нашел во взглядах Э. Дюркгейма и его школы. В методологич. плане С. защищает принцип объективного научн. подхода к соц. явлениям, а главное – принцип социологич. объяснения соц. фактов, объяснения “социального социальным” и отвергает биологич. и психологич. редукционизм. По существу, это соц. детерминизм, попытка при объяснении любого соц. явления исключить все факторы (географич., психологич., нравственные и др.), кроме собственно соц. С т. зр. С. об-во считается более богатой и авторитетной реальностью по сравнению с индивидом, оно предшествует ему и создает его. Основная идея Дюркгейма заключается в том, что об-во существует как некая целостная система, несводимая к сумме индивидов: нельзя выводить коллективные представления из индивидуальных, как нельзя выводить об-во из индивида, целое – из части, сложное – из простого. Стремясь построить социологию как объективную науку, Дюркгейм кладет в ее основание понятие соц. факта, к-рый существует вне и независимо от индивида и обладает по отношению к нему принудительной силой. Позднее он модифицирует эту позицию реализма социологического (см.) и начинает учитывать значение ин-тернализации человеком моральных ценностей.

2)Основных социальных институтов обществе пять.
1)институты брака и семьи - потребность в воспроизводстве рода и первичной социализации;
2)экономические (производство, собственность и др.) - потребности в добывании средств существования;
3)политические (государство, партии и др.) потребности в безопасности, порядке и управлении;
4)институты образования – потребности в социализации подрастающих поколений, передаче знаний, подготовке кадров;
5) религиозные – потребности в решении духовных проблем, смысла жизни;

Билет 17

1)Выделяется четыре основных метода эмпирического социологического исследования : анализ документов, наблюдения, опрос и социальный эксперимент, разделяющиеся в зависимости от состояния фактов сознания, а также способа их фиксации.

2) Ролевой конфликт – 1) ситуация, в которой индивид, занимающий определённый статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями; 2) необходимость удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей.

Виды ролевых конфликтов.
1) Когда индивид играет несколько ролей, может возникнуть межролевой конфликт (например, женщина одновременно должна удовлетворять ролевые ожидания в качестве работника, жены и матери);
2) когда индивид определяет свою роль одним образом, а те, кто в рамках своей роли с ним связаны, определяют его роль иначе, возникает внутриролевой конфликт (например, учителя придерживаются определённого кодекса профессионального поведения, а родители выдвигают требования, несовместимые с этим кодексом);
2) внутриролевой конфликт: требования одной и той же роли противоречат друг другу (роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);
3) личностно – ролевой конфликт – конфликтная ситуация, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).
Ролевые конфликты ведут к плохому выполнению или невыполнению соответствующей роли, а также психологическим переживаниям и стрессам индивида.
Способы разрешения ролевых конфликтов:
1. Рационализация ролей – 1) усиление эмоционально-положительной реакции на одну роль и негативных эмоций по отношению к другой роли; 2) бессознательный поиск отрицательных сторон желаемой, но недостижимой роли;
2. Разделение ролей – 1) временное «изъятие», «выключение» из сознания обязательств одной из ролей;
3. Регулирование ролей – 1) формальная процедура отказа от социальной ответственности за одну из ролей; 2) осознанный способ решения ролевого конфликта путем перекладывания ответственности за его последствия на других.
Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей прежде всего тем, что является осознанным и преднамеренным. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он вынужден действовать определенным образом. Как только у индивида появляется напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль.

Билет 18

1) Программа исследования– это изложение его теоретико - методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки (В.А.Ядов).
Программа социологического исследования – это теоретический документ, излагающий методологические, методические и организационные принципы, приемы, средства изучения конкретного социального объекта (А.И. Шикун).
Программа, исходя из своего назначения, выполняет функции:
а). Теоретико-методологическую (методологическую), которая позволяет определить научную проблему и подготовить основы для ее решения в контексте изменяющегося теоретического знания в данной сфере.
б). Методическую, которая позволяет наметить методы сбора социологической информации и описания ожидаемых результатов, благодаря которым можно осуществить переход от теоретических положений к эмпирическим фактам, затем, от них к новым теоретическим обобщениям, выводам и практическим рекомендациям.
в). Организационную, которая позволяет спланировать деятельность исследователя или коллектива исследователей на всех этапах работы, определять ее последовате Программа социологического исследования выражает понимание и знание, отвечая на вопросы:
1. Что надо делать?
2. Чем выполнить задуманное?
3. Как выполнить задуманное?
Содержание и структура программы социологического исследования зависят от его общей направленности, т.е. от главной цели исследовательской деятельности. С этой точки зрения выделим наиболее часто используемых два типа исследований:
1.Теоретико-прикладные исследования, цель которых – содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее.
2. Прикладные социологические исследования, направленные на практическое решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем, чтобы предложить конкретные способы действий в определенные сроки. Эти исследования, иногда называемые социально-инженерными. (В некоторой литературе они рассматриваются как конкретное социологическое исследование (КСИ), конечная цель которого – практическое решение социальных проблем, связанная с управлением определенными социальными процессами, а также их прогнозированием и планированием). Теоретические подходы, уже разработанные в социологии, реализуются здесь в конкретном приложении к данной области общественной жизни и в данных видах деятельности людей и организаций, а непосредственным их результатом должна быть разработка социального проекта, системы мероприятий для внедрения в практику. Прикладные СИ (КСИ) мы будем рассматривать и проводить посредством социологического исследовательского проекта (определение см. ниже).
Программа исследования строится в зависимости от названных целей. Но какова бы ни была конкретная цель исследования, его общая направленность отвечает в конечном счете практическим интересам. Тщательно разработанная программа – гарантия успеха всего исследования.льность и проводить контроль поэтапного хода исследования.

2)Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Социализация выполняет в общество три основных задачи:

1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы
социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и
ценностей;

2) способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими
социальных ролей;

3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений
через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:

1)имитацию - копирование детьми поведения взрослых;

2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;

3) групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе
социализации различают ее первичные и вторичные формы.

Основные теории:

1)Теория «зеркального Я» Ч.Кули, Дж. Мид

2) Теория З. Фрейда: постоянный конфликт индивида с обществом;

3) Теория социализации по Э. Эриксону: социализация как постоянный рост

4) Теория развития познания как процесса обучения личности Ж. Пиаже

5) Теория нравственного развития Л. Кольберга

Билет 19

1) М.Вебер выделил шесть типов социального действия:

1. Правильный тип, в котором цель и избираемые средства объективно адекватны друг другу и поэтому строго рациональны.

2. Тип, в котором избранные для достижения цели средства кажутся адекватными самому субъекту. Объективно они могут такими не быть.

3. Действие приблизительное, без ясно определённой цели и средств, по принципу «авось что-то получится».

4. Действие, не имеющее точной цели, определяемое конкретными обстоятельствами и понятное только с их учётом.

5. Действие, лишь частично понятное их его обстоятельств. Оно включает и ряд непонятных элементов.

6. Действие, которое вызывается совершенно непонятными психологическими или физическими факторами и необъяснимо с рациональной позиции

2) Социальная стратификация— одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологиСтратификация — это деление общества на специальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации.

Страта социальная — элемент социальной структуры (социальный слой или группа), объединенный неким общим социальным признаком (имущественным, профессиональным или иным).

Социальная мобильность — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).

Горизонтальная мобильность — переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

· Восходящая мобильность — социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).

· Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Социальный лифт — понятие, похожее на вертикальную мобильность, но чаще употребляемое в современном контексте обсуждения теории элит в качестве одного из средств ротации правящей элиты.

Билет 20

1)Эксперимент — специфический метод, основанный на контролируемом взаимодействии исследователя с исследуемым объектом в заранее заданных условиях. В эксперименте можно получить информацию в искусственно созданной обстановке, что отличает этот метод от обычного наблюдения.

Социологический эксперимент в корне отличается от естественно-научного. Особенностью последнего является то, что объектом выступает материальный мир, исследуемый с помощью определенного прибора или инструмента, т.е. экспериментатор, говоря словами Г. Гегеля, «действует против природы с помощью самой природы», тогда как социологический эксперимент — это совместная деятельность испытуемых и социолога, направленная на исследование какой-либо особенности личности, группы.

Данный метод применяется при проверке гипотез относительно причинных связей между социальными явлениями. При этом сравниваются два сложных явления, различающиеся тем, что в первом присутствует некоторая гипотетическая причина, а во втором она отсутствует. Если под воздействием экспериментатора в первом наблюдается изменение, а во втором — нет, то гипотеза считается доказанной. Экспериментальное исследование в социологии отличается от методов других наук тем, что экспериментатор активно манипулирует независимой переменной. Если в применении неэкспериментальных методов, как правило, все группы для исследователя равноценны, то в эксперименте обычно участвуютосновная иконтрольная группы испытуемых.

2) Социальный маркетинг — это направление, использующее инструменты маркетинга для улучшения жизни как отдельных людей, так и всего общества в целом. Первоначально социальный маркетинг был направлен на убеждение людей заниматься спортом, правильно питаться, бросить курить, практиковать «безопасный секс» для предотвращения распространения СПИДа, вступать в ряды доноров и т. д. В настоящее время под термином социальный маркетинг, также понимается работа коммерческих компаний, направленная на одновременное продвижения бренда и социальных ценностей. Ключевыми элементами такого маркетинга наравне с изучением, формированием и удовлетворением потребностей покупателей является разработка, реализация и контроль социальных программ, направленных на продвижение социальных идей, движений или реализацию практических действий.

Социальный маркетинг — маркетинг, заключающийся в разработке, реализации и контроле социальных программ, направленных на повышение уровня восприятия определенных слоев общественности неких социальных идей, движений или практических действий. Обычно социальный маркетинг используется государственными и общественными организациями.

Наши рекомендации