Тема 15. Семья как социальный институт

1. Сущность семьи

2. Функции и структура семьи

3. Типология семейных структур

4. Формы семейно-брачных отношений

1.Семья — это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. «Общественные порядки, — подчеркивал Ф. Энгельс, — при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются ступенью развития, с одной стороны — труда, с другой — семьи». Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей, а также в значительной части реализуется обязанность заботиться о старых и нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей. Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной в тех или иных формах, санкционированных обществом. Она не сводится, однако, к отношениям между ними, даже юридически оформленным, а предполагает отношения между мужем и женой, родителями и детьми, что придает ей характер важнейшего социального института. Это определяется прежде всего, тем, что семья обязана своим возникновением, существованием и развитием прежде всего общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботиться о своих детях. Вместе с тем семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путем физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных обращений, обеспечение социальной жизни.

Семья – один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания.

Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологической динамикой взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с динамическими условиями рынка и производства, с демографическими изменениями, с институтами армии, церкви, здравоохранения и правительственного управления.

Проблема соотношения семьи с обществом и другими социальными институтами, а также взаимосвязи семьи и личности существовала всегда в человеческой цивилизации, и поэтому постоянно предпринимались попытки осмысления социального положения семьи. В социологии с ее специфическим подходом к изучению социального мира через взаимосвязь личного и общественного это осмысление осуществляется сквозь призму семейного посредничества: восприимчивость социальной системы к устремлениям личности и, наоборот, личности к интересам общества зависит от обоюдного учета ими потребностей семьи как целого. Исследование посреднической роли семьи и образует специфику социологического подхода к изучению проблем семьи.

Семья представляет собой сложное социальное образование и поэтому многозначное: с одной стороны, понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития, модернизации, с другой стороны, понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на закономерностях становления и распада семьи как автономной целостности.

Разграничение особенностей семьи как института и как группы позволяет рассматривать осуществление посреднической роли, так сказать, на макро- и микроуровнях анализа. Но это вовсе не означает удвоения предмета – это разные аспекты единого поля деятельности.

Стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влияний, и от внутренних взаимодействий. Такова сущность семьи как социального феномена, и проблема заключается в адекватности применяемых концептуальных схем и терминов. Следует избегать односторонности каждого из двух подходов и эклектического соединения их. Согласно Парсонсу семья не противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом благодаря установлению «инструментальных» отношений с другими социальными подсистемами и структурами, а также «экспрессивных» отношений внутри самой семьи благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике, сохранению интегративных тенденций.

По мнению К. Девиса, переход от традиционных форм семьи к современным связан, прежде всего, с трансформацией социокультурных норм высокой рождаемости и распространением социальных норм низкой рождаемости. Другими словами – в изменении системы ценностей и социальных норм брака и семьи, а не в замене жесткого внешнего давления, принуждения к семейной жизни внутренними силами сохранения брачно-семейной сплоченности следует видеть истоки семейных изменений. Причем распад ценности систем, поддерживающий расширенную семью, не означает автоматического появления в нуклеарной семье такой «взаимной привязанности», которая вне всяких общественных влияний способна обеспечить общественно значимые функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений.

В развитии социологии семьи выделяют несколько этапов:

Первый этап – с Античности до середины XIX в. В этот период доминировали чисто умозрительные представления о семье. Основной формой признавалась моногамная семья. Философы и историки вплоть до Руссо, Кондорсе, Гегеля и Канта, выводили социальные отношения из семейных, конструируя теоретические схемы, в которых не находилось места для сравнительно-исторического анализа.

Второй этап – с середины XIX в. до начала XX в. В этот период тон в изучении семьи задавали антропологи и этнографы. Они опирались на широкий эмпирический материал, собранный в ходе полевых исследований и наблюдений примитивных обществ, а также в ходе сравнительно-исторического анализа.

Третий этап – первая половина XX в. В социологии семьи появляется большое число спекулятивных работ о роли семьи, и одновременно накапливаются эмпирические данные о стадиях, формах и типах брачных отношений (выбор супруга, развод и т.д.). Появление спекулятивных работ свидетельствует о том, что конкретные факты не получили толкового теоретического осмысления.

Усилия социологов, особенно американских, в первой половине XX в. были сосредоточены на социальной инженерии и оказании практической помощи в решении семейных конфликтов.

Четвертый этап – с середины XX в. до настоящего времени – характеризуется планомерным построением теории и столь планомерной организацией эмпирических исследований.

Впервые в истории социологии семьи объединились основные центры, занятые в данной области. К этому времени социология семьи раздробилась на множество самостоятельных направлений. Участники проекта выделили 24 сферы изучения семьи: семейная коммуникация, ролевое напряжение и конфликт, структура власти в семье, молодая семья, неполная семья и др.

Наиболее крупный вклад в развитие социологии семьи внесли: Г. Харчев (теория), М.С. Мацковский (методология и методика), А.Н. Антонов (рождаемость), В. Сысенко (устойчивость брака), С.В. Дармодехин (государственная семейная политика), И.С. Голод (стабильность семьи), В.А. Борисов (потребность в детях) и др.

Семья–ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

Внутрисемейные отношения могут быть, как и персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).

2. Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.

Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из 2х детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но смотря на это иначе, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть позитивная сторона.

На репродуктивную функцию семьи негативно влияют разводы, поэтому общество не может безучастно относиться к этому явлению. Огромное значение придается здоровью супругов, их способности к воспроизводству самих себя. Как свидетельствует статистика, до 15%семей страдают бесплодием, причем 40% из них по причине бесплодия мужа. В то же время увеличение двух-, трехдетных семей

Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает такие стороны семейных отношений, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета. Среди различных аспектов этой функции можно особо выделить проблему «семейной власти» и социализации ребенка при его подготовке к будущей самостоятельной жизни.

Воспитательная функция. Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

Лучший пример-это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.

Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.

Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д. - это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе–путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.

Под структуройсемьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому – деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.

Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой – привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.

Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.

3.Типы семейных структур многообразны и образуются в зависимости от характера супружества, родства и водительства.

• Моногамное супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной.

• Полигамия - брак одного супруга с несколькими, причем полигамия
бывает двух видов:

- групповой брак

- полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами;

- полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами.

Если одновременно при структурировании семейных групп учитывается и система супружества, и система родства, то возникают экзотические формы брака (полигамии), как фратернальная полиандрия (брак нескольких братьев с одной женой) и сороральная полигиния (брак нескольких сестер с одним мужем).

•Экзогамные браки относятся к групповым, где супруги выбирают вне данной группы, среди членов другого рода.

•Эндогамные браки заключаются внутри племени, состоящего из двух экзогамных родов.

Типы семейных структур, определяемые по критериям родительства - супружества -родства, многообразны и подчеркивают какие - либо свойства в связи с линиями отца либо матери. В связи с этим в социальное отцовство и физиологическое отцовство и соответственно материнство.

Отсюда на основе принципов патри - или матрилокализации семейных групп прибегают к выделению патрилинеальных и матрилинеальнах семей, где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу либо по матери.

По критерию власти различают:

•Патриархальные семьи, где отец является главой

•Матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать.

•Эгалитарные семьи, где нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.

По социальному положению супругов или родителей супругов, либо родственников, семьи могут быть:

•Гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты;

•Гетерогенные, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов.

•Гомогамные семьи, однородных по национальности, возрасту, профессии,

образованию и т.д.

• Гетерогамные семьи, где наблюдается различия по социально -демографическим индикаторам.

По пространственно - территориальной локализации семьи бывают:

•Патрилокальные, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа;

•Патрилокальные, где дочь остается жить с мужем жить у родителей жены;

•Унилокальныне, наличие жилища определяет локализацию молодоженов;

•Нелокальные семьи, имеющие возможность жить отдельно от родителей в независимом от родственников доме.

4.В настоящее время выделяются следующие, наиболее распространенные формы или типы брачно-семейных отношений:

1. Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы.

Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды. Цементируют и помогают решать жизненно важные проблемы сами условия контракта. Эмоциональная привязанность, которую трудно назвать любовью, но которая все-таки есть в таком союзе, как правило, с течением времени усиливается. Люди, вступившие в такой брак, имеют наиболее мощную практическую поддержку от партнера во всех начинаниях - поскольку и жена, и муж преследуют собственную экономическую выгоду. В таких брачно-семейных отношениях степень свободы каждого из супругов максимальная, а личная вовлеченность - минимальная: исполнил условия контракта - волен делать, что хочешь.

2. Брачно-семейные отношения на основе нечестного контракта.
Мужчина и женщина пытаются извлечь из брака односторонние выгоды и тем самым наносят ущерб партнеру. Говорить о любви здесь тоже не приходится, хотя часто в таком варианте брачно-семейных отношении она бывает односторонней (во имя которой супруг, понимая, что его
обманывают и эксплуатируют, все терпит).

3. Брачно-семейные отношения по принуждению.

Один из супругов «осаждает» другого, и тот либо в силу определенных жизненных обстоятельств, либо из жалости, наконец, соглашается на компромисс. В подобных случаях тоже сложно говорить о глубоком чувстве: даже со стороны «осаждающего» скорее преобладают амбициозность, желание обладать объектом поклонения, азарт. Когда такой брак наконец заключается, «осаждающий» начинает считать супруга своей собственностью. Ощущение свободы, необходимое в браке и семье в целом, здесь абсолютно исключено. Психологические основы существования такой семьи так деформированы, что компромиссы, которых требует семейная жизнь, невозможны.

4. Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение
социально-нормативных установок.

В определенном возрасте люди приходят к выводу, что все вокруг замужем или женаты и что настало время создавать семью. Это брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным общественным стереотипам. В таких семьях нечасто создаются предпосылки для длительной семейной жизни. Чаще всего такие брачно-семейные отношения складываются случайно и так же случайно распадаются, не оставляя глубоких следов.

5. Брачно-семейные отношения, освященные любовью.

Два человека соединяются добровольно, поскольку не представляют своей жизни друг без друга. В браке по любви ограничения, которые принимают на себя супруги, сугубо добровольные: им приятно проводить свободное время вместе, с членами своей семьи, нравится делать что-то хорошее друг для друга и для остальных членов семьи. Брачно-семейные отношения в этом варианте - высшая степень объединения людей, когда дети рождаются в любви, когда любой из супругов сохраняет свою самостоятельность и индивидуальность при полной поддержке второго.

На взаимоотношенияя в семье оказывают влияние внешние и внутренние факторы. К внешним относится совокупность материальных и духовных условий, существующих в данном обществе. К внутренним факторам, способствующим успешной деятельности семьи, относятся индивидуальные психологические особенности партнеров. Особую; значимость приобретают основные жизненные ориентации или; жизненные стратегии семейных партнеров:

- внутренний контроль - внешний контроль;

- эгоизм - альтруизм;

- ориентация на общественные нормы - на себя;

- принятие противоречий - их неприятие;

- чувство собственного достоинства - неверие в себя.

К другим факторам, стабилизирующим семейные отношения, относят:

- постоянное стремление партнеров к сохранению семьи;

- желание и способность партнеров к согласованным действиям на
благо семьи;

- инициативность каждого супруга в решении семейных проблем и
реальный вклад каждого в общественные дела;

- разумное сочетание разнообразных личных целей и потребностей с общесемейными делами и потребностями;

- стремление в трудную минуту к эмоциональному единению
и сплочению;

- эстетическая привлекательность (внешний вид, манера поведения и

т.д.);

- способность эмоционально согреть супруга, т.е. вести себя так,
чтобы создать атмосферу доверия, непринужденности, сердечности.

3.Содержание практических (семинарских) занятий

№1 (2часа). Социология как наука

Цель занятия: выявить сущности социологии как науки об обществе, раскрыть ее структуру, показать ее место в современной системе гуманитарного знания.

План занятия

1.Предмет и структура социология.

2.Функции социологии.

3.Методы социального познания.

4.Место социологии в системе наук.

5.Специфика и особенности развития социологии.

Библиография: 3,6,8,10,11,13,15,29,65

Семинар № 2 (4 часа). Становление социологии и ее современное понимание

Цель занятия: раскрыть теоретические предпосылки возникновения социологии; дать анализ классического периода в развитии социологии; показать значение наследия М. Вебера и Э. Дюркгейма для развития социологии; показать место русской социоло­гической мысли; охарактеризовать современные направления и школы социологии.

План занятия (1)

1.Основные положения учений Платона и Аристотеля о обществе.

2.Анализ моделей общинного устройства Т. Мора и Т. Компанеллы.

3.Сущность рационального общества (Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Руссо).

4.Классический период для развития социологии.

5.Социологическое наследие М. Вебера и Э. Дюркгейма.

Библиография: 2,9,14,21,38,39,40

План занятия (2)

1.Русская социологическая мысль (Л. Мечников, П. Лавров, А. Тахтарев, П. Соро­кин, В. Ленин).

2.Технологизация и индустриализация социологического знания.

3.Сущность школы системного функционализма (Р. Мертон, Т. Парсонс).

4.Характеристика интеракционализма (Т. Мид, И. Гоффман).

5.Анализ современных конфликтологических теорий.

Библиография: 2,9,14,21,38,39,46,49,57,50

Семинар № 3 (2часа). Социологический анализ общества

Цель занятия: дать анализ понятия «общество»; разобрать основные признаки и функции; охарактеризовать общество как сложноорганизованную систему; раскрыть типологизацию общества; уяснить сущность его развития; проанализировать современ­ное состояние российского общества.

План занятия

1. Общество: понятие, признаки и функции.

2. Общество как система.

3.Типологии общества.

4.Развитие общества и основные теории его раскрывающие.

5.Особенности современного этапа общественного развития.

6.Сущность современного российского общества.

Библиография: 6,8,11,13,15,22,26,27,59,63.

Семинар №4 (4часа). Социология личности

Цель занятия: уяснить сущность и структуру личности; разобрать механизм взаимодействия общества и личности; проанализировать процесс социализации личности; раскрыть сущность социальной роли, ролевого обучения и ролевого напряжения; выявить сущность девиантного поведения.

План занятия (1)

1.Сущность и структура личности.

2.Личность и общество.

3.Социальный статус: формирование и типы.

4.Социализация личности.

5.Специфика социализации личности в современной России.

Библиография: 6,7,11,13,15,23,29,41,42,47,51,59.

План занятия (2)

6.Социальные роли личности.

7.Ролевое обучение и ролевое напряжение.

8.Ролевые конфликты: сущность, типы и пути разрешения.

9.Социальный контроль и пути его осуществления.

10.Социальные отклонения: сущность и основные виды.

Библиография: 6,7,11,13,15,23,29,41,42,47,51,59.

Семинар № 5 (4часа). Культура как объект социологической науки

Цель занятия: раскрыть сущность понятия «культура»; охарактеризовать признаки и структуру культуры; проанализировать многообразие культур; разобрать сущность со­циокультурного процесса.

План занятия (1)

1.Сущность понятия «культура».

2.Признаки и элементы культуры.

3.Структура и основные функции культуры.

4.Многообразие культур.

5.Массовая культура: сущность и особенности.

Библиография: 12,13,15,43,45,52,65.

План занятия (2)

1. Развитие культуры и теории ее раскрывающие (Ч. Дарвин, И. Кант, Г. Спенсер, Г.

2.Гегель, К. Маркс, Т. Маркузе).

2. Основные формы саморазвития культуры.

3. Проблема периодизации культуры.

4. Основные направления современного этапа развития культуры.

5. Особенности культуры современного российского общества.

Библиография: 7,8,1,12,13,15,43,45,52,65.

Семинар № 6 (2часа). Социальная структура общества

Цель занятия: уяснить сущность понятия «Социальная структура»; дать анализ видов социальной структуры; разобрать сущность социальной стратификации; проанализировать современные теории стратификации.

План занятия

1. Сущность понятия «социальная структура».

2. Сущность и основные виды социальной структуры.

3. Социальные системы и ее элементы.

4. Социальная стратификация: сущность и факторы.

5. Исторические формы стратификации.

6. Специфика стратификационной картины современного российского общества.

Библиография: 7,8,11,13,15,17,28,29,31,36,62.

Семинар №7 (2часа). Социальные взаимосвязи

Цель занятия: разобрать сущность социальных взаимосвязей; уяснить специфику со­циальных контактов, социальных действий и социальных взаимодействий; дать анализ социальных отношений; раскрыть признаки социальной связи.

План занятия

1.Сущность понятия «социальная взаимосвязь».

2.Социальные контакты и их типы.

3.Социальное действие: сущность, структура, механизм.

4.Социальная связь и принципы ее регуляции.

5.Социальное отношение. Зависимость и власть.

6.Социальное взаимодействие: сущность и виды.

Библиография: 3,7,8,11,13,15,16,24,50,51,65.

Семинар №8 (2часа). Природа социального конфликта

Цель занятия: выявить сущность социального конфликта и его причин; разобрать структуру конфликта; дать анализ его видов; охарактеризовать пути предотвращения и разрешения конфликта; уяснить сущность социального консенсуса.

План занятия

1.Социальный конфликт и истоки его возникновения.

2.Структура и основные виды конфликта.

3.Характеристика последствий конфликта.

4.Пути предотвращения и разрешения конфликта.

5.Социальный консенсус.

6.Сущность и особенности социальных конфликтов в современной России. Библиография: 3,4,7,8,11,13,15,24,32,35,47,56.

Семинар № 9 (4часа). Социальная группа и социальная организация

Цель занятия: разобрать сущность понятий «группа», «социальная группа», «соци­альная организация»; дать характеристику неустойчивых и социальных групп; уяснить типологии социальных групп; дать анализ социальной организации и ее элементов; уяснить механизм управления организациями.

План занятия (1)

1.Социальные общности и их типы.

2.Неустойчивые группы и их виды.

3.Социальный круг и его разновидности.

4.Социальная группа: сущность и типы.

5.Характеристика социальных общностей современного российского общества.

Библиография: 3,10,11,13,15,16,29,34.

План занятия (2)

1.Сущность понятия «социальная организация».

2.Структура социальной организации.

3.Основные формы организационных структур.

4.Функционирование организаций.

5.Бюрократия: сущность и признаки.

Библиография: 3,10,11,13,15,29,53,58.

Семинар № 10 (2 часа). Социальный институт

Цель занятия: раскрыть сущность понятия «социальный институт»; дать анализ при­знаков и особенностей социальных институтов; охарактеризовать функции и взаимо­связи социальных институтов; разобрать социальную дезорганизацию и раскрыть ее особенности в России.

План занятия

1.Сущность понятия «социальный институт».

2.Признаки и особенности социальных институтов.

3.Функции и взаимосвязи социальных институтов.

4.Социальная дезорганизация как деформация деятельности социальных институтов.

5.Особенности процесса социальной дезорганизации в России.

Библиография: 3,10,11,13,15,20,48,61.

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

I. Задачи курсовой работы

Современный этап развития общества предполагает формирование у студентов и будущих специалистов творческого подхода к решению проблем социального характе­ра. Для выработки такого подхода необходимо навыкам самостоятельной работы, обу­чение пользования научным аппаратом, освоение методикой поиска необходимой ли­тературы, формирование логического мышления и грамотного языка изложения мате­риала Работа над курсовой как раз и предполагает приобретение именно таких знаний и умений.

Написание курсовой работы по данной дисциплине предусмотрено учебным планом специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» в 4 семестре.

В процессе выполнения курсовой работы студент должен приобрести навыки науч­но-исследовательской работы, овладеть приемами подбора, систематизации и правиль­ного использования библиографического и статистического материала.

Курсовая работа также предполагает анализ и обобщение теоретического и практи­ческого материала, умение делать авторские выводы, формирование навыков самостоя­тельного изложения материала, получение знаний по правильному оформлению науч­но-исследовательских работ н их публичной защите.

Курсовая работа призвана раскрыть творческий потенциал студента, его умение раз­бираться в конкретных проблемах социальной практики.

II. Методические рекомендации

1.Выбор темы

Курсовая работа выполняется по одной из тем, указанной в примерной тематике курсовых работ по данной дисциплине, разработанной преподавателем, читающим данный учебный курс и утвержденной на заседании кафедры. При выборе темы курсо­вой работы необходимо руководствоваться:

а) своим научным интересом;

б) мнением преподавателя;

в) научным направлением студента, определенным навесь период обучения в вузе;

г) степенью разработанности проблемы.

Здесь студент должен учитывать два внешних момента.

Во-первых, если проблема разработана слабо, то может возникнуть ситуация, характе­ризующаяся отсутствием необходимого количества научной и методической литературы.

Во-вторых, если проблема разработана хорошо, то возникает соблазн переписывания материала из имеющейся литературы, что существенно обедняет творческий поиск и естественно не способствует развитию творческого потенциала. Поэтому тему необхо­димо выбирать достаточно разработанную, но в тоже время предполагающую реализа­цию своего творческого подхода к изучаемой проблеме.

Студент может выбрать тему курсовой работы по своему усмотрению, но при этом согласовать ее с руководителем. При этом студент должен узнать, что его тема не должна совпадать с другими темами, выбранными студентами его группы.

2.Составление плана

План работы должен состоять из введения, основной части, заключения, библиогра­фии, приложений (в случае необходимости).

Во введении обосновывается актуальность выбранной проблемы для исследования в курсовой работе; определяются цель и конкретные задачи работы; кратко формулиру­ется ее практическое и теоретическое значение; дается обзор основной литературы, в которой наиболее фундаментально рассматривается данная проблема.

Основная часть работы состоит из теоретической части. Но она должна включать и практическую часть, если работа имеет выхода в сферу прикладной социологии. Ос­новная часть разбивается на 2-4 раздела или главы. Каждый раздел делится на пара­графы. Количество параграфов в разделе произвольно и определяется содержанием раздела. Каждая глава и параграф должны иметь свое название, которое должно отра­жать суть их содержания. Названия должны быть четкими, логически грамотными и не должны дублировать названия курсовой работы. Недопустимо расхождение названия с содержанием.

В заключение студент делает краткие выводы по разделам работы, аргументировано высказывает свою точку зрения по изучаемой проблеме, по возможности дает рекомен­дации и предложения. Если студент не сумел определить свою позицию по проблеме, то он должен присоединиться к одной из имеющихся позиций, при этом обосновав свой выбор.

Библиография включает в себя список использованной литературы, которая состав­ляется на основании Государственных стандартов и состоит из следующих разделов:

1.Официальные издания, включающие все нормативные акты, статистические сбор­ники, программы политических партий, произведения руководителей государства, ста­тьи в государственных периодических изданиях с указанием названия источника, из какого издания источник взят, места издания.

2.Научные монографии, включающие труды отдельных авторов, коллективов авто­ров, вышедших отдельным изданием с указанием фамилии и инициалов, названия ра­боты, места издания, издательства, года издания, количества страниц в издании.

3.Статьи из журналов и сборников научных трудов, тезисов конференций с указани­ем фамилии и инициалов автора, названия статьи, из какого издания взята статья, на­звание журнала, года издания, номера журнала, количество страниц, года издания, ко­личества страниц в журнале.

4.Статья из газет с указанием фамилии и инициалов автора, названия статьи, из ка­кого издания статья взята, название газеты, даты издания газеты, количества страниц, которое статья занимает в газете.

Пример:

1.Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для экон. спец. вузов. - М, ЮНИТИ, 1999. - 407 с.

2.Конституция Российской Федерации. - М.: Буквица, 1996. - 48 с.

3.Петров АН. Что там впереди? // Экономическая газета 5 января 1999 г. С. 2.

4.Сорокин ПА. Социальная стратификация и мобильность.// Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Наука, 1992. С. 10-55.

5.Щербина В.В. Проблема технологизации социоинженерной деятельности // Социс 1990. К 8. С.21-31.

В разделах, источники располагаются в строго алфавитном порядке. Иностранные источники даются после источников на русском языке в алфавитном порядке по латин­скому алфавиту. Все места издательств даются полностью (Минск, Киев...), за исклю­чением М: (Москва), С.-СПб.: (Санкт-Петербург).

В библиографию вносятся только те источники, которые использовались при напи­сании работы.

Приложения располагаются после библиографии и представляют собой картографи­ческое, схематическое и статистическое дополнение текста курсовой работы.

III. Требования к оформлению работы

Все листы работы должны быть правильно оформлены.

Первый лист - титульный оформляется соответствующим образом. Этот лист не нумеруется.

Вторая страница содержит план курсовой работы.

В нем содержатся заголовки разделов и параграфов текста, в точности повторяющие заголовки в тексте. Напротив заголовков в плане проставляются номера страниц, ука­зывающие на начало и конец изложения текста данного раздела или параграфа.

Третья страница работы - «Введение».

Номер страниц проставляется сверху в середине листа.

Сноски в тексте работы должны быть оформлены к каждой цитате, циф

Наши рекомендации