Тема 13. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Одно из наиболее значимых, сложных и в то же время интересных явлений социальной жизни людей представляет семья – древнейший социальный институт и малая социальная группа. Трудно, а то и вообще невозможно представить сегодня общество без этой группы его стороны, сочетающей в себе биологическое и социальное, личное и общественное, рациональное и эмоциональное, духовное и материальное, формальное (официальное) и интимное.

В данной лекции будет показан процесс накопления знаний о происхождении и функционировании семьи, проанализированы основные формы семейных отношений в контексте взаимосвязи и взаимодействия социальных институтов, охарактеризованы социальные потребности и интересы семьи, рассмотрены основные тенденции ее эволюции в современном мире.

Предмет и основные теоретические направления изучения

Социологии семьи.

Функции семьи.

Типология семейных структур и жизненный цикл семьи.

Основные направления изменения семьи.

Предмет и основные теоретические направления

Изучения социологии семьи

Семья – объект исследования многих наук: социологии, социальной

антропологии, семейного права, социальной психологии, демографии и медицины.

Т В отличие от ряда других смежных дисциплин специфика

социологического подхода к семье заключается в пристальном внимании к фундаментальному значению посредничества семьи во взаимодействии личности, общества и государства. Во всей истории человечества не было такого социального института, который бы примирял сущностные противоречия человека как существа индивидуального и коллективного, дитя мужского и женского начала.

Семья не только индивидуальна по сути, но и является средоточием общественного опыта, ценностей, утвердившихся норм. Она активно участвует во многих социальных процессах и изменениях: брачно-семейные отношения отражают как положительные, так и отрицательные моменты состояния общества.

Основу семьи образуют отношения супружества – родительства – родства, осуществляемые на уровне группы и воспроизводящие потомство, преемственность поколений, социализацию детей, образ жизни и др. Однако социологический подход к изучению семьи не исчерпывается пониманием ее как группы, выполняющей специфические функции по деторождению, содержанию и воспитанию детей. Предмет социологического изучения семьи шире.

На формирование жизнедеятельности семьи воздействует целый ряд факторов: 1) общественные условия, в которых создается, функционирует и развивается семья (социокультурные, экономические, идеологические, политические, демографические); 2) специфические факторы: классовые, национальные, религиозные, региональные и др.; 3) совокупность объективных факторов, которые отображаются в социально-психологических установках семьи, ценностных ориентациях, концепции жизни; 4) образ жизни членов семьи.

Функционируя в общественной системе, семья обретает сумму свойств, преобразующую ее в социальную подсистему, обладающую собственной спецификой. Общественные отношения органически входят в структуру семейной жизнедеятельности. Причем, семья охватывает лишь те общественные факторы и отношения, которые она способна усвоить и которые отвечают ее потребностям.

Исходя из интегральной специфики предмета, в качестве основных социологических подходов к исследованию семьи выступают социальный институт и малая группа.

Семья как социальный институт устанавливает образцыбрачного выбора, сексуального и семейного поведения, стандарты взаимоотношений супругов с детьми, родителями, родственниками. Социальный институт семьи во многом обладает инерцией. На её состояние оказывают сильное воздействие историческое прошлое народов и жизнедеятельность семей предыдущих поколений. Поэтому исследование социальных механизмов формирования семейной жизнедеятельности включает анализ конкретно - исторических особенностей, степень влияния и усвояемости общественных отношений. Совокупность отношений семьи – общества – государства регулируется нормами и санкциями института брака. Одни из них носят юридический характер и регламентируются государством, другие – регулируются моралью, обычаями, традициями. В таком макроконтексте социология семьи оперирует понятиями: «социальные функции семьи», «нормы и ценности брачно-семейных отношений», «успешность функционирования семьи» и др.

Как малая первичная социальная группа семья рассматривается в случаях, когда исследуются отношения между индивидами, составляющими эту важную общественную ячейку. По определению российского социолога Г. Андреевой, «... под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов»[69].

Понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности. При этом отдельная семья одновременно обнаруживает в своем поведении как признаки самостоятельной социальной единицы, так и признаки, связанные с распространенными на уровне групп относительно однородными видами семейного поведения.

В социологии семьи сложилось специальное отраслевое направление для изучения групповой семейной общности. Оно оперирует такими понятиями, как «групповая сплоченность», «ценностно-ориентацционное единство группы», «включенность индивида в группу» и др.

Таким образом, социология семьи изучает многоуровневую систему семейных связей и отношений индивидуального, типичного группового и социального характеров.

Созданию семьи предшествует брак. «Брак можно определить как получивший признание и одобрение со стороны общества сексуальный союз двух взрослых лиц»[70]. Брак регулируется юридическими и социальными нормами. Юридические нормы брачно-семейных, родительских, имущественных отношений регламентируются семейным правом. Социальные нормы брака формируются моралью, обычаями, традициями. К их числу принадлежат нормы добрачного поведения – ухаживания, брачного выбора, распределение власти и др.Брак относится к числу социальных институтов. В разных культурах формы брака существенно различаются.

Обратимся к такому ключевому понятию как семья. Семью создает отношение родители – дети, а брак оказывается легитимным признаком тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи: жилище, дом, собственность и экономическую основу семьи – общественную деятельность родителей и детей. Таким образом, семья – это основанная на единой жизнедеятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства и, как правило, родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существование её членов.

Наличие триединого отношения - супружество - родительство и, как правило, - родство позволяет говорить о конститурировании семьи как таковой. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине повзросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти её членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации) либо не ставших ещё семьями (например, семья молодоженов, характеризующаяся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающая родительством - отцовством, материнством - и родством, кровным родством детей и родителей, братьев и сестер).

Наличие трех отношений обнаруживалось в начале 90-х годов, примерно, у 60-70 % семей россиян. Внесемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для фрагментарных форм семьи лучше подходит термин «семейная группа», т.е. это люди, ведущие совместное домохозяйство и объединяемые родством либо родительством или супружеством.

С социологической точки зрения за основу семьи правильно брать наиболее распространенный тип семьи с триединством названных выше отношений – основной тип семьи, а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами. Данное уточнение связано с тем, что в последние годы заметна склонность некоторых социологов ( и на Западе и у нас) отождествлять семью с ее «альтернативными формами».

Становлению современной социологии семьи предшествовал продолжительный научный поиск, осуществлявшийся многими теориями. Кратко остановимся на некоторых из них. Ещё в древний период истории возникают представления, в которых семья рассматривалась как исходная микромодель общества, а социальные отношения выводились из семейных отношений. Обобщение этих идей способствовало становлению патриархальной теории семьи. Само общество трактовалось в ней как разросшаяся вширь патриархальная семья с такими ее атрибутами как авторитарность, иерархия, субординация. В средневековье и в эпоху Просвещения патриархальная теория господствовала безгранично. К наиболее известным ее представителям можно отнести: Конфуция, Платона, Аристотеля, Геродота, Ф. Аквинского, Ж.-Жак Руссо и др.

С середины XIX в. под влиянием развития антропологии, биологии и этнографии появились основания для становления историческо - эволюционной концепции происхождения семьи. Наибольший вклад в становление такого подхода к семье принадлежал швейцарскому историку И. Бахофену, выпустившему в свет в 1861 г. книгу «Материнское право», шотландскому юристу Дж. Ф. Мак-Леннану, опубликовавшему в 1865 г. исследование «Первобытный брак», американскому антропологу Льюису Г. Моргану, опубликовавшего в 1877 г. труд «Древнее общество». Эволюционной теорией впервые была установлена историческая очередность форм брака и семьи, даны описания всех известных тогда форм семей в разных типах общества. Школа эволюционистов предложила линейный «прогрессивный» путь развития семьи и общества, выделив в качестве ведущего-свойство адаптации семьи к системе.

К следующей теории социальных изменений семьи относится марксизм. Наиболее обстоятельно марксистская точка зрения была изложена в работе Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). По мнению марксистов, модель семейной жизни создается не чем иным, как способом производства. Семья, считают они, возникла одновременно с частной собственностью, как механизм передачи наследства. Марксизмом установлены экономические причины неравноправия женщин в капиталистическом обществе, критиковались такие явления, как проституция и использование – эксплуатация - труда малолетних.

Важный вклад в развитие социологии семьи был внесен теорией функционализма. Представители этого направления прагматично предполагали, что «то, как обычно обстоят дела – это то, как они должны обстоять». Функционалисты утверждали, что современная семья (XX век) характеризуется общностью супружеских ролей. Их доводы предполагали, что для каждого супружеского партнера целесообразно выполнять те функции, которые определены биологическими различиями между мужчинами и женщинами. Поскольку женщины рожают детей, для них естественно («справедливо») опекать их. Роль мужчин рассматривается как «инструментальная», то есть связанная с обеспечением жены и детей. Мужчины и женщины выполняют взаимодополняющие функции. Функционалистскую теорию иногда называют теорией «прогрессивных шагов», потому что она подразумевает, что общества, развиваясь, становятся «лучше, чем были». С этих позиций семьи станут более эгалитарными, устанавливая общую ответственность за принятие решений и проведение досуга.

К наиболее известным представителям этой теории относятся американские социологии Джордж Мердок, Толкотт Парсонс и французский социолог Эмиль Дюркгейм.

Значительное влияние на развитие социологии семьи оказал фрейдизми связанная с ним теория когнитивного развития детей. З.Фрейд пришел к заключению, что поведение взрослого человека во многом зависит от влечений, которые формируются на самых ранних этапах его жизни. Он выделил несколько типичных стадий детской социализации, обозначил характерные признаки «биологического» уровня самосознания ребенка. Важным критерием социализации Фрейд считал способность ребенка освобождаться от зависимости родителей, в частности, от матери. Фрейд отождествлял личностные черты с принадлежностью к определенному полу. В дальнейшем это предположение послужило причиной критики фрейдизма представительницами феминизма.

Важность усвоения индивидом ценностей, моральных установок, культуры общества явилось предметом исследований Дж.Г.Мида (1863-1931 гг.), среди которых наиболее известное «Мышление, личность и общество».

Дальнейшее оформление когнитивная теория получила в трудах швейцарского ученого Жана Пиаже (1896-1980 гг.), пришедшего к выводу, что человек проходит несколько стадий когнитивного развития, то есть обучения думать о себе самом и своем окружении. Ученый особо подчеркивал способность ребенка активно искать смысл мира. Преодоление эгоцентризма Пиаже связал с повышением уровня образования личности. Фрейдизм и когнитивная теория рассматривали социализацию лишь в период младенчества и детства: ни один из авторов не учитывал социального контекста, в котором происходит социализация.

В последние годы среди теорий семьи заслуженное место принадлежит феминизму[71]. Это направление входит в группу теорий конфликта. Феминистские коцепции разнообразны: либеральный феминизм, социал-феминизм и его радикальное направление. Исследовательская феминистская критика обратилась к такой острой малоразработанной проблеме, как рост неравенства между мужчинами и женщинами в современном западном обществе. Феминизм как теория не только исследует проблемы современного общества, но также ставит задачу по его изменению. Это способствовало созданию и росту в 60-е гг. XX века ряда женских движений. К известным представителям теории феминизма относятся: Элизабет Ботт – «Семья и социальная сфера» (1957 г.); Н.Чодороу – «Феминизм и психоаналитическая теория» (1989); Б.Хукс – «Феминистская теория» (1984 г.).

Краткое изложение основных аспектов наиболее известных теорий не

исчерпывает всего многообразия научных направлений, влияющих на дальнейшее развитие социологии семьи.

Функции семьи

Со всеми сторонами общественной жизни семья соединена системой связей, проявляющих себя через функции. Под функциями семьи понимается осуществление определенных видов жизнедеятельности. На реализацию функций семьи оказывают воздействие как внешняя социальная среда , так и характер внутрисемейных отношений.

Функции семьи разграничиваются на специфические и неспецифические. Среди них нет второстепенных, дополняя друг друга, все они являются основным. Согласно социологу А. Харчеву, к специфическим функциям семьи относятся: удовлетворение половых потребностей (сексуальная функция), рождение детей (репродуктивная функция), содержание и воспитание детей (функция социализации). Они проявляют себя как биосоциальные и сохраняются постоянно. По мере эволюционного усложнения общества, с появлением системы образования и профессионального обучения семья утрачивает некоторые из функций и более сосредотачивается на тех, которые могут быть осуществлены в ней самой. Реализация специфических функций происходит при личной мотивированности индивидов к браку, семейному образу жизни, числу детей и др. Существование семьи возможно потому, что людям свойственно испытывать потребность в ее создании и лишь благодаря этому, происходит воспроизводство населения. Иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные на принуждении, не могут считаться семьей в привычном социокультурном смысле. Например, возможное появление биотехнологий зачатия и «вынашивания» плода вне материнского организма будет означать устранение семьи как исторически сложившейся личностной формы удовлетворения важной социальной необходимости воспроизводства населения.

Государству в большей или меньшей мере свойственно оказывать влияние на биосоциальные потребности и это воздействие нельзя оценивать однозначно. Например, содействуя сохранению общественной жизни, государство регулирует потенциально деструктивную сексуальность с помощью такой системы контроля, как брак. Обычно оно заботится о системе образования так, чтобы культура общества передавалась от поколения к поколению. Известны такие формы организации общественной жизни (авторитарный режим), когда социальная необходимость в воспроизводстве населения, жесткие нормы регулирования рождаемости (КНР) приходят в противоречие со свободой выбора личной и семейной самореализации. В этом случае разрешение подобного рода противоречий осуществимо лишь на пути политических перемен.

Неспецифические функции семьи отражают объективно исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно по эпохам происходят рождение, содержание и воспитание детей. Поэтому семейные изменения заметнее обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах. В число этих функций входят: накопление и передача собственности, статуса, организация производства и потребления, ведение домохозяйства, организация отдыха и досуга и др.

Содержание деятельности семьи достаточно подробно может быть изложено путем анализа тех функций, которые она выполняет как для общества в целом, так и для отдельных ее членов (таблица).

Основные функции современной семьи (А.Г. Харчев, И.С. Мачковский)

Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции
Репродуктивная     Воспитательная     Хозяйственно-бытовая     Экономическая     Сфера социального первичного контроля     Сфера духовного общения   Социально-статусная     Досуговая   Эмоциональная   Сексуальная Биологическое воспроизводство общества   Социализация молодого поколения   Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми   Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества   Моральная регламентация проведения членов семьи в различных сферах; установление ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения   Развитие личности членов семьи   Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры   Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга   Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия   Сексуальный контроль Удовлетворение потребностей в детях   Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании   Получение услуг одними членами семьи от других     Получение материальных средств нетрудоспособными членами семьи   Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи   Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление основ брачного союза   Удовлетворение потребности в социальном продвижении   Удовлетворение потребностей в современном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов   Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви   Удовлетворение сексуальных потребностей  

Выполнение этих функций одинаково важно как для общества, так и для членов семьи, оно способствует удовлетворению важных общественных потребностей, в частности, семья обеспечивает преемственность культуры, ее развитие, участвует в сохранении и передаче молодому поколению трудовых навыков, способствует профессиональному становлению молодежи.

Наши рекомендации