Тема 7. Социальные изменения
Темы для сообщений
1. Понятия и виды социальных изменений.
2. Теории революции (П. Сорокин, В. Парето, современные теории революций)
3. Понятие и виды социальных конфликтов.
4. Тории социального прогресса.
5. Критерии общественного прогресса.
6. Понятие и виды социальных движений.
7. Культура как фактор социальных изменений.
Задания и упражнения
1. Приведите не 3-5 примеров из мировой истории с указанием страны, времени и факторов происходящих социальных изменений:
Реформы | Революционные формы социальных изменений | Нереволюционные формы социальных изменений | |||||||
Социальная революция | Культурная революция | Социально- политическая революция | Переворот | Восстание | Погром | Мятеж | Бунт | Смута | |
2. Определите положительные и отрицательные стороны реформы и революции.
3. Приведите 2-3 примера социальных движений из практики мирового сообщества:
Направление социального движения | Цели социального движения | |||||
Защитные | Протестные | Реформистские | Регрессивные | Утопические | Революционные | Оппозиционные |
4. Приведите примеры конфликтов в мировом сообществе.
5. Какие конфликты вы считаете наиболее актуальными в современной России?
6. Какие из приведенных конфликтов можно считать борьбой за перераспределение общественных ресурсов: борьба наций за территорию, футбольный матч, классовая борьба, гражданская война, межэтнический конфликт, спор покупателя с продавцом, демонстрация обманутых вкладчиков с требованием вернуть им деньги, дуэль.
7. Как вы думаете, развитие современной России создает почву для уменьшения конфликтов и социальных движений или, наоборот, способствует их увеличению? Ответ обоснуйте, приведите примеры.
8. ООН ежегодно составляет рейтинг стран по ИЧР (Индекс человеческого развития), который рассчитывается исходя из следующих показателей: продолжительность жизни, ВВП на душу населения и образованность населения. А также ИРГФ (Индекс развития с учетом гендерного фактора, то есть в сравнительной характеристике полов). Посмотрите статистику за предыдущие два-три года и определите уровень социальных изменений России. По последним данным определите пятерку лидеров и аутсайдеров.
9. Как вы считаете, можно ли отождествлять общество и культуру?
10. Согласны ли вы со следующими высказываниям:
§ «Культура – это картины, музеи, театры?»
§ «Общество первично, культура вторична; общество порождает свою культуру».
§ «Культура первична, общество вторично, культура создает данное общество».
11. Как вы считаете, идеология - это часть культуры общества? Насколько она ему нужна или нет. Проиллюстрируйте ответ примерами.
12. Прокомментируйте тезис, согласно которому люди воспринимают мир через культурную призму языка.
13. Проведите сравнительный анализ ценностей России и любой другой страны (например, США, Японии, Европейские страны и др.).
14. Приведите не менее 2-3 примеров:
Культурный релятивизм | Культурная аккомодация | Культурная диффузия | Культурная диверсификация |
15. Приведите не менее 5 примеров:
Массовая культура | Элитная культура | Народная культура | Субкультура | Контркультура |
16. Утверждая прямую зависимость социальных перемен от изменений в технике, американский социолог Уайт считает, что социальные системы играют второстепенную роль по отношению к техническим системам. Техника – это независимая переменная, социальная система – зависимая переменная.
Каковы на Ваш взгляд «плюсы» и «минусы» концепций технократизма?
Дайте оценку приведенному высказыванию. Аргументируйте свою позицию.
17. На протяжении всей истории человеческого общества в его культуре происходит взаимодействие старого и нового, инновации и традиций. Это непрерывное взаимодействие обновления и преемственности культуры характерно для всей истории человечества.
Покажите неравномерность этого процесса в разные эпохи и у разных народов.
Дайте развернутую дефиницию понятий «социальные изменения», прогресс, регресс.
18. Согласны ли вы со следующими утверждениями:
§ Л.Г. Морган утверждал, что там, где нет письменности, невозможно говорить о цивилизации.
§ Письменная цивилизация существует дольше дописьменных.
§ Общество и культура возникли позже, чем цивилизация.
§ Культура – это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают его от природы.
§ Субкультура это один из элементов структуры культуры.
19. Прокомментируйте следующие высказывания и проиллюстрируйте их примерами:
§ Изменение культур, связанное с их взаимодействием, может быть добровольным, вынужденным и насильственным.
§ Развитие в культуре может происходить спонтанно или планомерно.
20. Что понимают под функциональной неграмотностью? Приведите примеры.
21. Приведите примеры культурных элементов и комплексов материальной и нематериальной культуры.
22. Прокомментируйте следующее выражение: «Обычай – деспот меж людей».
23. Определите место и роль культуры в процессе социальных изменений.
24. Опишите механизм распространения культуры в обществе. И роль СМИ в этом процессе. Ответ проиллюстрируйте примерами.
25. Определите роль учреждений культуры в современном обществе. Ответ проиллюстрируйте примерами.
Кейс-задания
Прочитайте фрагмент из книги одного из самых значительных социологов современности П. Бергера. Это прекрасный образец критического мышления, способного видеть в, казалось бы, понятных вещах глубину и нетривиальность. Обратите внимание на пять сформулированных им дилемм, характеризующих современность. Согласны ли вы с социологом? Попробуйте проанализировать эти дилеммы применительно к собственному пониманию современной жизни.
«К критике современности[6]
Как это часто бывает, проблема начинается с языка. Термин "современность" приобрел не только нормативное, но также искаженное значение благодаря мифу о прогрессе, который существует в западной мысли еще со времен Просвещения. Нормативность означает то, что современность понимается как нечто лучшее, чем то, что ей предшествовало. Противоположностью современности является термин "отсталый", который и вносит определенные искажения, затрудняя видение современности такой, какова она на самом деле.
В свое время М. Леви определила модернизацию как "соотношение неодушевленных и одушевленных источников власти". Это не вполне удовлетворительное, но весьма полезное определение. Оно раскрывает суть феномена - трансформацию мира, вызванную технологическими инновациями последних пяти столетий: сначала в Европе, а потом с возрастающей скоростью — во всем мире. Крупномасштабная трансформация приобрела экономическое, социальное и политическое измерения. Она привела к революции в человеческом сознании, лишила корней человеческие верования и ценности, изменила эмоциональную структуру жизни.
Трансформация такой силы не могла пройти бесследно, она обернулась материальными жертвами, вызванными эксплуатацией и угнетением (которые сопровождают любую серьезную модернизацию), а также жертвами культурными и психологическими. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с самого начала модернизация находилась в диалектической взаимосвязи с теми силами, которые противостояли ей. В современном мире динамика модернизации и контрмодернизации является вполне зримой. Агрессивные идеологии самонадеянно утверждают, что крупномасштабные изменения — это родовые муки лучшей жизни. Идеологии модернизации свойственны самым разным политическим системам, существуют и при капитализме, и при социализме. Кроме них есть еще идеологии контрмодернизации в индустриально развитых странах и там, где модернизация появилась сравнительно недавно.
Предлагая критический очерк современности, я сосредоточу свое внимание на пяти дилеммах, пронизывающих человеческую жизнь...
Первая дилемма формируется как результат абстракции одной из основных характеристик современности. Об этом говорили Г. Зиммель и А. Зийдерфельд...
Корни абстракции современности — в основополагающих институтах, на которых покоится общество: в капиталистическом рынке и бюрократизованном государстве (а также в формах негосударственной бюрократии), в технологизированной экономике (а кроме того, и в господстве технологии над неэкономическими секторами общества), в огромном городе с его гетерогенной агломерацией людей, наконец, в средствах массовой коммуникации.
Нa уровне конкретной социальной жизни абстракция означает ослабление (если не разрушение) малых компактных общностей, в которых люди всегда искали солидарность и жизненный смысл. На уровне сознания абстракция продуцирует такие формы мышления и образцы эмоциональности, которые глубоко враждебны (если хотите, "репрессивны") по отношению к различным сферам человеческой жизни. Так называемый квантифицирующий и атомизирующий когнитивный стиль, по мнению предпринимателей и инженеров, прежде сформировался в домашней обстановке, а затем распространился на другие сферы жизни ("от теории политической этики до спальни") и вызвал крайнее недовольство. В высокомодернизированных странах Запада процесс абстракции зашел так далеко, что теперь уже надо приложить огромные усилия, если мы хотим освободиться от абстракции даже в простом акте восприятия. В странах же третьего мира столкновение между абстракцией модернизации и более старыми, но более конкретными формами человеческой мысли и жизни можно наблюдать ежедневно и чаше всего — в драматических ситуациях...
С точки зрения философии критика сталкивается с внешне простым вопросом: в какой степени когнитивный стиль абстракции адекватен для понимания мира и человеческой жизни?.. Мне кажется, что сегодня его можно рассматривать в более широком контексте — как следствие столкновения с незападной традицией мышления. Вопрос можно сформулировать иначе: если современный человек живет в неизбежно абстрактном мире (технология, бюрократия), то где в нем отыщется место конкретному многообразию человеческой жизни? Вопрос затрагивает весь спектр отношений — от форм конструирования политического порядка до способов, каким мужчины и женщины вместе спят.
Вторая дилемма - это будущность - глубокое изменение темпоральной структуры человеческого восприятия, в рамках которой будущее становится главной ориентацией не только воображения, но и деятельности. Из всех упрощений, возможных при описании процесса модернизации, наименее ошибочным будет утверждение, что модернизация — это трансформация восприятия времени... Модернизация означает сильное переключение внимания с прошлого и настоящего на будущее. Более того, темпоральность, в пределах которой это будущее воспринимается. — совершенно особого рода. Она поддается измерению и. по крайней мере в принципе, подвержена человеческому контролю. Короче говоря, это время, которое нужно подчинить себе.
Темпоральная трансформация разворачивается на трех уровнях. В повседневной жизни это настольные, стенные и ручные часы, которые становятся всеобщей доминантой; неслучайно, что во многих странах третьего мира ручные часы — главный и очень значимый символ... На уровне биографии индивидуальная жизнь воспринимается и сознательно планируется самим человеком либо кем-то за пего как должностная карьера, например, в терминах проекта, описывающего вертикальную социальную мобильность.
На уровне общества правительства и крупномасштабные организации составляют проекты в терминах "плана", скажем, пятилетнего, семилетнего плана и более долгосрочных программ, а также концепций типа "стадий экономического роста" или "перехода к коммунизму". На всех трех уровнях новая темпоральность находится в сильном конфликте со способом восприятия людьми времени, характерного для эпохи, предшествовавшей современности.
В досовременном Китае часы были невинной игрушкой. В Европе же они стали тем, что Бодлер называл "богом ужасным, зловещим и странным". Те же самые институциональные силы, создавшие западную абстракцию, дали рождение ужасному божеству на Западе. Часы и календарь начинают управлять человеческой жизнью, по мере того как происходит ее технологизация и бюрократизация. В рамках технобюрократической сферы мало шансов избежать подобного управления...
На протяжении десятилетий психологи толковали, что темп современной жизни пагубен для умственного и психического здоровья людей. Будущность означает бесконечную борьбу и обеспокоенность, растущую неспособность к отдыху... Именно этот аспект модернизации воспринимается в незападных культурах как проявление дегуманизации жизни. В западном обществе это вызвало настоящий бунт. Молодежную контркультуру можно попять главным образом как восстание против тирании "современной будущности", не говоря уже о моде на "трансцендентальную медитацию" и подобные ей мистические устремления к освобождающему, безвременному "сейчас"...
Третья дилемма — индивидуация. Модернизация влечет за собой все возрастающее отделение индивида от коллективов И социальных общностей. Отмечается исторически беспрецедентное противостояние индивида и общества. Индивидуация — это оборотная сторона абстракции, парадоксальным образом связанная с ней.
Внешние социоструктурные причины те же самые, а именно: ослабление групповых ценностей, которые служили индивиду защитой в досовременных обществах. Парадокс в том и состоит, что по мере того, как эти общности заменялись абстрактными мегаструктурами, индивид стал воспринимать себя в качестве сложной и уникальной личности, испытывающей огромную потребность в личном участии, которое вряд ли возможно в абстрактных институтах.
...Современность, делая институты более абстрактными, а людей в них - более индивидуализированными, значительно увеличивает угрозу того, что социологи называют аномией...
У тех, кто считает современную индивидуацию отклонением, нет настоящих проблем. Они только решают для себя, какая система коллективизма их больше привлекает. Напротив, те, кто ставит права и свободу индивида на первое место, хотя и понимает, что за это приходится платить весьма высокую цену в виде аномии и случающейся иногда анархии, сталкиваются с более серьезными проблемами.
Одна из них — создание таких социальных условий, при которых цели комьюнити (пусть лишь отчасти) удовлетворялись бы без вреда для развития личности. Такого рода поиски в самых разных формах предпринимались не только в западных странах (вопреки утверждениям социальных ученых, ориентированных на этноцентризм). То же самое можно сказать о восточноевропейских странах, где идут активные поиски в рамках концепции "социализма с человеческим лицом". В странах третьего мира до сих пор актуальна проблема присутствия таких сил, которые хотят взять многое из модернизации, включая и современную индивидуацию.
Четвертая дилемма — это освобождение. Существенный элемент модернизации заключается в том, что многие сферы человеческой жизни, ранее считавшиеся предопределенными судьбой, теперь воспринимаются как зависящие от выбора — индивида или коллектива, или того и другого вместе... Модернизация означает умножение выборов... Такова динамика современности, ее глубокое стремление к инновации и революции. Отныне традиция не является обязательной, статус-кво может быть изменен, а будущее — открытый горизонт. Хотя подобную динамику можно проследить вплоть до раннего этапа развития западной цивилизации, существуют ее более непосредственные институциональные причины. Сегодня люди убеждены не столько в праве выбирать новые пути жизни, сколько в том, что традиция ослаблена до такой степени, что они должны выбирать между различными альтернативами независимо от того, хотят они этого или нет. Экзистенциалистское изречение о свободе как проклятии сейчас особенно своевременно...
Социологическая теория Л. Гелена, по-моему, пошла дальше других в прояснении перехода от судьбы к выбору. Гелен объясняет, почему такое изменение вызывает напряжение и разочарование людей. Ведь одной из наиболее архаических функций общества является избавление индивидов от бремени выбора. По мере модернизации функция "облегчения бремени" заметно ослабевает: судьбе бросается вызов, социальный порядок перестает быть само собой разумеющимся, а индивидуальная и коллективная жизнь становятся все более и более неопределенными. Конечно, в этом освобождении есть нечто опьяняющее. Но вместе с ним приходит ужас перед хаосом.
Философский вопрос касается границ (если таковые существуют) человеческого освобождения... Практическая проблема состоит в том, как укрепить (или сконструировать заново)социальные институты, обеспечивающие хотя бы минимум стабильности и эпоху динамической неопределенности. ...Социальный порядок становится все более ненадежной вещью в том мире, из которого уходит судьба.
Освобождение от всех цепей, ограничивающих человеческий выбор (индивидуальный или коллективный), — одно из сильных побуждений и стимулов современности. Цена освобождения — это именно "муки выбора", так хорошо описанные экзистенциалистами. Они составляют суть того парадокса, который Э. Фромм назвал "бегством от свободы" — бегством, которое действительно оценивает себя как освобождение. Это может быть не очень логично, но зато с большим психологическим смыслом. Совершенно очевидно, что есть два противоположных понимания освобождения в сегодняшнем мире: освобождение индивида от судьбы любого рода (социальной, политической и даже биологической) и освобождение его от аномии, которое характерно для состояния без судьбы. Проще говоря, существует идеал освобождения как выбор и идеал освобождения от выбора. В них переплетаются современные ценности и идеологии, и такой факт важен для правильного понимания социальных и психологических предпосылок возникновения этих идеалов. В противном случае все перемешается.
Наконец — дилемма секуляризации. Модернизация несет серьезную угрозу вероятности религиозной веры и опыта. Иначе говоря, современность, по крайней мере до сих пор, была враждебной по отношению к трансцендентному измерению человеческого бытия...
...Эта дилемма тесно связана с тем, что М. Вебер называл потребностью в "теодицеях", иначе говоря, в удовлетворительных способах объяснения и преодоления трудностей, страданий и зла в человеческой жизни. Существуют, конечно, светские теодицеи, но они гораздо слабее религиозных по части придания смысла и примирения людей с болью, печалью и сомнением.
Последняя дилемма гораздо в большей мере, чем предыдущие, поднимает философские вопросы, хотя она, несомненно, имеет практические аспекты. Например, вопрос о правах религии в современном обществе. Я думаю, что вовсе не случайно движение контрмодернизации характеризуется сильным утверждением трансцендентности. Эмпирическую реальность тайны, благоговения и сверхъестественной надежды трудно вырвать из человеческого сознания. Так, даже в западных странах, где велики правовые гарантии религиозной свободы, существует традиция Просвещения, связанная с делегитимацией этой реальности. Подобная традиция сильнее всего выражена, конечно же, в культурной элите общества. По вполне социологическим (т.е. нетеологическим и нефилософским) причинам я сомневаюсь, что таково истинное положение дел. Само собой разумеется, что к этому имеют отношение политические проблемы (в США большая их часть связана с интерпретацией конституционного отделения церкви от государства).
Я верю, что критика современности является одной из наиболее важных интеллектуальных задач будущего независимо от того, будет такой анализ исчерпывающим или только частичным. Анализ должен охватывать широкую кросс-культурную панораму действительности. Задача эта по самой своей природе междисциплинарная. Уверен, что и социология внесет свой уникальный вклад. В конечном итоге это вопрос о том, как мы и наши дети будем жить по-человечески терпимо в мире, созданном модернизацией».
Проверочные тесты
1. Состояние общества, при котором наступает дизинтеграция и распад системы норм, гарантирующих общественный порядок, называется:
А) реформа;
Б) апатия;
В) аномия;
Г) эволюция.
2. Социальная революция характеризуется:
А) предсказуемостью результатов;
Б) плавным переходом из одного общественного строя в другой;
В) кардинальным изменением социальной системы в целом;
Г) всегда приводит к позитивным изменениям.
3. К физическим факторам социальных изменений относится (-ятся);
А) природные катаклизмы;
Б) новые идеологии;
В) научно-технический прогресс;
Г) конфликт.
4. Изменения, затрагивающие социальные процессы, отражающие отношения солидарности, напряженности, конфликта и др. называются:
А) структурными;
Б) процессуальные;
В) функциональные;
Г) мотивационные.
5. Что НЕ является критерием общественного прогресса?
А) Структурные изменения общества в процессе эволюции.
Б) Уровень производительности труда и благосостояния населения.
В) Степень свободы личности.
Г) Уровень нравственности населения.
6. Социальное движение, направленное на постепенное изменение общества называется:
А) радикальным;
Б) реформистским;
В) исправительное;
Г) альтернативное.
7. Научно-технические изобретения и открытия оказываю наиболее сильное воздействие на социальные изменения:
А) в примитивном обществе;
Б) в традиционном обществе;
В) в индустриальном обществе;
Г) в информационном обществе.
8. Понятие локальной цивилизации как особого культурно-исторического типа ввел в научный оборот:
А) П. Сорокин;
Б) О. Шпенглер.
В) Н. Данилевский.
Г) А. Тойнби.
9. Господствующая система ценностей является основанием типологии обществ в теории циклических цивилизаций, разработанной:
А) Н. Данилевским;
Б) П. Сорокиным;
В) А. Тойнби;
Г) О. Шпенглером.
10. В марксисткой теории социальной революции центральным является вопрос:
А) о борьбе основных антагонистических классов;
Б) о распределении власти;
В) о характере распределения материальных благ;
Г) о перехвате гегемонии прогрессивным классом.
11. Кто является автором теории циркуляции элит, объясняющей причины социальных революций?
А) Т. Гарр.
Б) Г. Лебон.
В) В. Паретто.
Г) П. Сорокин.
12. Верны ли следующие суждения: А) Революция – это частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающий коренных основ социального строя. Б) Теории модернизации опираются на понятие социального неравенства.
А) Оба верны.
Б) Оба неверны.
В) Верно только А.
Г) Верно только Б.
13. Эффект «демографического перехода» является продуктом:
А) аграрной революции;
Б) индустриальной революции;
В) информационной революции;
Г) социалистической революции.
14. «Гламурные» журналы, реклама, телесериалы относятся к ________ культуре.
А) современной;
Б) массовой;
В) элитарной;
Г) народной.
15. К функциям культуры НЕ относят:
А) адаптационная;
Б) коммуникационная;
В) производственная;
Г) познавательная.
16. Молодежная субкультура НЕ характеризуется:
А) ценностями;
Б) языком;
В) одеждой;
Г) родом занятий.
17. Современные социологи считают, что контркультура:
А) это культура, где вместо ценностей функционируют антиценности;
Б) существует в рамках культуры современного общества;
В) не возникает в тоталитарных обществах;
Г) не несет разрушительной нагрузки.
18. Какое из определений культуры наиболее адекватно? Культура - это:
А) умение индивида правильно вести себя;
Б) художественная деятельность, искусство;
В) нормативная система, обеспечивающая воспроизводство общества;
Г) все, что создано человеком.
19. Понятие «культура» переводится с древнеримского как:
А) «Получение образование».
Б) «Сознание человека».
В) «Возделывание почвы».
Г) «Создание искусства».
20. Культурные универсалии это:
А) нормы, правила, обычаи, язык, религия и т.д.
Б) картины, музыка, книги и т.д.
В) здания, памятники, соборы и др. строения.
Г) художественные и музыкальные произведения.