Практические занятия и упражнения

1. Составьте схему, расположив в определенной последовательности базисные элементы социальной жизни:

 
  Практические занятия и упражнения - student2.ru

2. Как известно, М. Вебер выделял четыре типа социального действия. Определите, какие из них относятся к социологии, социальной психологии, психологии.

3. Составьте схему, в которой назовите пять признаков социальных институтов:

Практические занятия и упражнения - student2.ru

4. Запишите по 4-5 социальных институтов, связанных с той или иной группой:

Практические занятия и упражнения - student2.ru

5. Выберите один из социальных институтов и определите его функции и дисфункции.

6. Назовите социолога, который впервые обратил внимание на дисфункции социальных институтов.

7. Приведите примеры неформальных организаций. Дайте характеристику одной из них.

8. Объясните, в чем особенность определения общности американским социологом Н. Смелзером (Социология.-М.:Феникс, 1994.-С.244-245).

9. Составьте таблицу по теме «Типы социальных общностей»:

Критерии Социальные общности
     

10. Используя периодическую печать, составьте портрет такой специфической общности, как фанаты.

Тематика контрольно-курсовых работ

1. Типология социального действия М. Вебера.

2. Проблема социального взаимодействия в различных теоретических подходах.

3. Социальное взаимодействие как непременное условие бытия общности.

4. Понятие социального взаимодействия. Системы социального взаимодействия индивидов в процессе социализации.

5. Формы и механизмы социального взаимодействия.

6. Концепция социальных институтов М. Вебера, ее основные положения.

7. Социальные институты как «фабрики» воспроизводства социальных взаимоотношений.

8. Социальные институты и их функции.

9. Место и роль социальных институтов и организаций в жизни общества.

10. Основные подходы к пониманию термина «социальный институт».

11. Концепция Р. Мертона: явные и латентные функции социальных институтов.

12. Проблема становления социальных институтов в современном российском обществе.

13. Природа, структура и функции формальной организации.

14. Природа самоорганизации. Неформальная организация.

15. Формальный и неформальный авторитет.

16. Социальные общности: предпосылки их становления, изменения, развития.

17. Социальные группы и общности в структуре общества.

18. Массовые движения – новые общности.

Тема 5. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

1. Основные социологические парадигмы исследования общества.

2. Понятие общества и его основные характеристики. Типология обществ.

3. Мировое сообщество. Формирование мировой системы и процессы глобализации.

4. Место России в мировом сообществе.

Понятия: общество, социальная система, социетальная система, традиционное общество, современное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, информационное общество, мировое сообщество, глобализация.

Литература

Батыгин, Г.С. История социологии [Текст]: учебник/ Г.С. Батыгин. – М.: Новый учебник, 2004.

Бек, У. Общество риска: на пути к другому модерну [Текст]/ У. Бек; пер. с нем. – М.: Прогресс-Традиция, 2000.

Беляева, Л.А. Социальная модернизация в России в конце 20 века [Текст]/ Л.А. Беляева / РАН; Ин-т философии. – М, 1997.

Давыдов, А.А. К вопросу об определении понятия «общество» [Текст]/ А.А. Давыдов // Социс. – 2004. - № 2.

ДеБолт, Дж. У. Причины и следствия неудач модернизации в России [Текст]/ Дж.У. ДеБолт// Социс. – 2006. - № 1.

Жуков, В.И. Модернизация социальных отношений в России: замыслы, итоги, возможности [Текст]/ В.И. Жуков // Социс. – 2005. - № 6.

Заславская, Т.И. О социальном механизме посткоммунистических преобразований в России [Текст]/ Т.И. Заславская// Социс. – 2002. - № 8.

Заславская, Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации [Текст]: учеб. пособие/ Т.И. Заславская. – М.: Дело, 2004.

Заславская, Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция [Текст]/ Т.И. Заславская. – М.: Дело, 2004.

Зборовский, Г.Е. История социологии [Текст]: учебник/ Г.Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004.

Ильин, И.П. Постмодернизм [Текст]: словарь терминов/ И.П. Ильин. – М.: ITRADA, 2001.

Инглхарт, Р. Меняющиеся ценности и изменяющиеся общества [Текст]/ Р. Инглхарт// Полис. – 1997. - № 4.

Ирхин, Ю.В. Постмодернистские теории: достижения и сомнения [Текст] Ю.В. Ирхин// Социально-гуманитарное знание. – 2006. - № 1.

Левашов, В.К. Общество и глобализация [Текст]/ В.К. Левашов// Социс. – 2005. - № 4.

Мальковская, И.А. Глобализация и транскультурный вызов незападного мира [Текст]/ И.А. Мальковская// Социс. – 2005. - № 12.

Марканян, К.В. Общая теория постиндустриального государства [Текст]/ К.В. Марканян. – М.: Эдиториал УРСС, 2002.

Мелюхин, И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития [Текст]/ И.С. Мелюхин. – М.: Изд-во МГУ, 1999.

Наумова, Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества? [Текст]/ Н.Ф. Наумова. – М.: Эдиториал УРСС, 1999.

Панарин, А.С. Искушение глобализмом [Текст]/ А.С. Панарин. – М.: Русский национальный фонд, 2000.

Парсонс, Т. Система современных обществ [Текст]/ Т. Парсонс. – М.: Аспект-Пресс, 1998.

Ракитянский, Н.М. Россия и вызовы глобализации [Текст]/ Н.М. Ракитянский// Социс. – 2002. – № 4.

Ритцер, Дж. Современные социологические теории [Текст]/ Дж. Ритцер. – СПб.: Питер, 2002.

Руткевич, М.Н. Общество как система: социологические очерки [Текст]/ М.Н. Руткевич. – СПб.: Алтея, 2001.

Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне [Текст]/ Ю. Хабермас: Пер. с нем. – М.: Весь мир, 2003.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое общество? В чем состоит особенность социологического подхода в научном анализе общества?

2. Что является системообразующим началом общества?

3. Какие черты и качества характеризуют общество как социальную систему?

4. Чем отличаются понятия «социальная система» и «социетальная система»?

5. В чем состоит сущность основных социологических концепций общества?

6. Каковы основные элементы общества как системы?

7. Какова роль экономических факторов в жизнедеятельности общества?

8. Когда и почему начали формироваться современные общества?

9. Что такое «информационное общество» и каковы его сущностные черты?

10. К какому типу общества относится современная Россия?

11. Что такое мировое сообщество?

12. В чем состоит основное содержание глобализации? Каковы ее позитивные и негативные последствия?

Практические задания и упражнения

1. Пользуясь учебной и справочной литературой, найдите два-три определения общества. Какое из них является самым широким?

2. Подумайте и ответьте на вопрос: можно ли считать обществом мировое сообщество? Почему? Обоснуйте свою позицию.

3. Определите, в чем состоит сходство и различие следующих научных категорий: «общество», «страна», «государство». Источник: Кравченко, А.И. Социология [Текст]: учебник для вузов/ А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.Раздел II. Социальная динамика. Глава I. Определение и строение общества.

4. Пользуясь учебной и справочной литературой, определите, в чем состоят различия в понимании общества в зарубежной и отечественной социологии.

5. Выясните, в чем состоит специфика социальной системы. Источник: Социология. Основы общей теории [Текст]: учебник для вузов / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – М.: Норма, 2005. Глава 3. Общество.

6. Объясните состояние какого-либо конкретного общества (например, российского, арабского, американского и т.д.) с позиций социально-исторического, экономического, политического, культурного детерминизма. Аргументируйте свой ответ.

7. Определите, в чем состоит сходство теории социальных систем П. Сорокина и Т. Парсонса. Какими причинами можно объяснить данное сходство? Источник: Зборовский, Г.Е. История социологии [Текст]: учебник/ Г.Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. Глава 22. Развитие социологической теории: П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон.

8. Заполните таблицу: «Типы обществ и основные факторы их развития»

Тип общества Определяющие факторы развития
Аграрное  
Индустриальное  
Постиндустриальное  
Информационное  

9. Используя учебные и справочные пособия, выясните, какие государства в современном мире можно отнести к группе «новых индустриальных стран». Какие аргументы можно использовать, характеризуя их именно как данный тип?

10. Какие признаки позволяют отнести российское общество к индустриальному, а какие – к постиндустриальному? Составьте развернутый аргументированный ответ.

11. Ознакомьтесь с концепцией глобализации И.Валлерстайна. Источники: Добреньков, В.И. Социология. Краткий курс [Текст]/ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2002. Тема 7. Развитие общества и мировая система. Каким образом определяет И.Валлерстайн место России в мировом сообществе? По каким признакам? Какова Ваша позиция на этот счет? Обоснуйте ее.

12. Охарактеризуйте социологические концепции глобализации. Источник: Зборовский, Г.Е. История социологии [Текст]: учебник/ Г.Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. – С. 518-520. Что в них общего и чем они отличаются?

13. Подумайте и ответьте на вопрос: какие социальные силы сопротивляются глобализации и по каким причинам?

Наши рекомендации