Направления объективного подхода.

Структурный анализ.

Структура социологии – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе. (Сохранение основных свойств при различных воздействиях) В социологию понятие ввел

Принцип структурализма заключается в том, что оценка социального поведения индивида даётся исходя из его социального положения. Основатель современного структурализма – Клод Левей-Строс.

Степень родства мифологии, тотемов (запретов), ритуалов, масок, информации, и т.д. Классифицируя эти структуры, он определяет место каждой социальной структуре общества. Таким образом, появляется возможность сравнивать различные общества по их социальным структурам.

Другие представители современного структурализма – Жак Локан, Р. Барт, Жак Давида, уделяют значение анализу языка через изучения структур языка, они пытаются оставить бессознательные структуры человеческой психики желания, стремления, определяющие социальное поведение.

Недостатками этой модели следует признать отсутствие диалектики, подвижности и гибкости структур культуры и познания, что не позволяет исследовать социальные процессы.

Многомерная и многоуровневая

Социальная структура не равновесна, а ассиметрична, предусматривает противоречия и конфликты.

Соц. структуру образуют соц. институты, групповые позиции, статусно-ролевые отношения. При этом соц. статус, как полагал Мертон, имеет нормальный аспект, т.е., набор норм поведения и вероятный аспект – ценности убеждения и…

Культурная структура характеризуется нормативными показателями: вера, значения, символы.

Пытается объяснить соц. поведение человека обусловленное, по его мнению, вовлечённостью в обе структуры общества.

Функциональный анализ.

Сущность заключается в выделение элементов соц. взаимодействия и определения их роли и значения, т. е., функции исполнения.

Означает исполнение ролей в интересах.

Основатель – Спенсор, Бюргейм, и др.

Все происходящие в обществе социальные явления должны быть функциональными, т. Е., способствовать его выживанию и адаптации к окруж4ающей среде.

То, что не способствует к приспособлению и развитию общества является бесполезным, нефункциональным (дисфункция), и постепенно отмирает.

Метод заключается в исследовании баланса функции и дисфункции.

Минусы: неясность статической конструкции общества, неточность места и положения группы в социальной структуре.

Должна отвечать требованиям:

· Приспособление системы к окружающей среде

· Организация межличностного общения между его членами

· Обеспечение контроля и профилактики конфликтов

Поведение личности в такой системе определяется её социальным статусом и социальной ролью.

Лекция от

23.03.2012

Т. Парсонс считал: общество, как система, функционирует за счёт социальных действий индивидов. Оно, хоть и имеет свою структуру, но его суть – жизнь в процессе, в развитии. Социальную структуру общества составляют личности, играющие объективные роли и группы со своими ролями. И те, и другие, поглощаются системой экономической и культурной. Эти системы создают ценностные ориентации и стереотипы поведения, ограничивающие личностные интересы, формируют позитивные (с точки зрения общества) функции индивидов и групп.

Социальная система Парсонса – общество в развитии, одновременно его статика и динамика. Чтобы такое общество было устойчиво, необходимо принимаемое большинством системы ценностей и единая мотивация поведения. Даже при наличии социального неравенства и противоречии, групповые мотивации, экономические и культурные ценности позволяют удержать социальную систему от кризисов. Недостаток системного анализа и всего объективного подхода – потеря «живого» человека. Действительно, эти направления общества представляются не состоящими из личностей, а построенными из абстрактных конструкций структур. Такой моделью общества качество конкретной личности схематизировано и упрощенно. Объективный подход применим к крупным соц. образованиям, большим группа, обществу в целом. С уменьшением размеров групп, виднее становится неадекватность объективистской модели, несоразмерность её с конкретной личностью.

Направление субъективного подхода к анализу общества:

Символический интеракционизм – направление опирается на труды американских социологов Чарльза Куви, Мартин Губерт.

Взаимодействие индивидов с помощью символов, понимание общества как суммы взаимодействий взаимодействующих людей (индивидов).

Чарльз Куви считал взаимодействие людей производным от их представления друг о друге. Общество, состоящее из суммы личных и групповых взаимодействий, будет не соц. реальностью, а совокупностью представлений об этой реальности. Эти идеи развивал Губерт. Он считал, что индивиды наделяют людей и объектов смыслов. Общество для него – не объективная реальная структура, где человеку полагается знать своё место, а постоянный процесс взаимодействия между конструктивно творящими индивидами. Индивиды, взаимодействуя, создают ситуации, от того, как они интерпретируют эти ситуации, зависит их индивидуальное или коллективное действии (а не от того, что какие-то внешние социальные силы выполняют, вызывают определённое поведение индивидов). В символическом интеракционизме личность не только не теряет, а приобретает самодовлеющее значение. Современные представители символического интеракционизма: Н. Гофман, Мартин Губерт.

Феноменология.

Основатель – Эдмунд Гуссерль.

Отрицал объективистский взгляд на мир, но, в то же время, не сводил его к чисто субъективным ощущениям. Пытался найти ответ на вопрос: «Как конкретный субъект видит субъективно? Как реальный мир, воздействуя на все субъекты, предстаёт объективным образом?». Гуссерль полагал, что поток субъективного осознания в повседневном бытии

Открывается феномен для конкретного индивида в процессе рефлексии (осознания). Т. е., особого вида переживания, имеющего целью поддерживать связь сознания и предметного мира в смысле.

«Чистое» сознание - т.е., не связанное с предыдущим опытом, интерпретированием предметных связей, идеологическими установками, создаёт с «чистыми» предметами чисто смысловое поле. (т.е, связи сознания с предметами, носят смысловой, но не причинный и не функциональный характер). Поэтому познания предметного мира направлено не на восприятие свойств и функций познаваемого объекта, а на сам процесс

Лекция от

30.03.2012

Для Шуца существовал вопрос согласования субъективной деятельности.

Он гармонизирует индивидуальные биографические ситуации с помощью:

1) Идеализации, взаимозаменяемости точек зрения (я предполагаю, что партнёр в моей ситуации поведёт себя как я, а я, в его ситуации – как он)

2) Идеализации существенности, подразумевающие, что различие, вытекающее из индивидуальности биографической ситуации – несущественно, а более существенно для нас – наличие схожих целей, которые влияют на наши оценки и вывод. Эти идеализации (допущения) ведут к таким представлениям о мире, которые теряют свою субъективность, становятся общими, воспринимаются как объективный мир. Он субъективен, т.к. зависит от восприятия каждого, но в наших взаимодействиях интерсубъективируется и приобретает объективный, независимый от нас мир.

Последователь Шуца в феноменологии - Питер Бергер и Томас Вукман.

Психологическое направление

По Фрейду – социальное поведение человека обуславливается бессознательными сексуальными импульсами (либидо) и взаимно бессознательных порывов, вызванными этими импульсами, заложенными в человеческом сознании социальными нормами поведения. Природа общества по Фрейду определяется борьбой инстинкта жизни (Эрос) и инстинкта смерти (Танатос), а также борьбой индивидов с обществом.

Это борьба, источником к-й являются секс-инстинкты, а не сексуальные чувства (любовь, дружба), а с другой стороны – интересы.

Взгляды Фрейда изменил Фромм (неофрейдизм). Он полагал, что связи между психикой людей и социальной структурой выступают социальные характеры, сформировавшиеся психикой человека под воздействием социальной среды

Современное общество он определяет как чуждое человеку, отчуждающее его от человеческих отношений путём «машинизации», «роботизации», «компьютеризации». Идеальным он считал общество гуманистического коммунитарного социализма. Социологи этого направления на это место ставят проблему человека. И уже исходя из его социальных связей строят социально-ролевую структуру общества, определяют движущие силы и тенденции его развития.

Социальный контроль

Групповое и индивидуальное организационное и неорганизационное от. Поведение человека с целью предотвращения отклонений от социальных норм, наказание или исправление девиантов. Может проявляться в виде непосредственной реакции (например, одобрение/неодобрение нашего поведения родными, друзьями, начальниками.), так и в виде постоянного воздействия социальных норм.

Неформальный – если действует от случая к случаю, а его носителями выступают не профессиональные контролёры, а люди других профессий.

Формальный – Дж. Кросвель

Лекция от

13.04.2012

В 18 веке французскими просветителями Жаном Кондорсе и Анно Тюрго была обоснованна концепция прогресса, т. е., постоянного неуклонного развития человеческого общества по восходящей линии.

Г. В. Ф. Гейгель и Маркс считали, что прогресс общества осуществляется беспрерывно, но уже надломан в более высоком уровне развития.

В 19 в. Развитие общества настолько ускорилось, что трудно стало что-либо противопоставить теории прогресса.

3 основные точки зрения критериев:

1) Рост нравственности человека (Гессиот, Сократ, Платон, средневековые философы и современные христианские и другие религиозные философы)

2) Развитие знания, науки, образования, воспитания. (Кондорсе, Тюрго, Вольтер. Руссо, Дидро) Огюст Конт отождествлял накопление знания и прогресс общества

3) Развитие науки, техник, технологий. (техн. Детерм.)

· Материалисты. Потребности общ. производства продвигают науку и изобретательство.

· Идеалисты (большинство современных социологов). Сначала идеи, научные открытия возникают в головах людей, а потом осуществляются в производственных структурах)

Г. В. Ф. Гейгель. В его трудах по 1831 г. была предложена концепция всемирной истории как закономерного процесса.

Смысл истории в свободной деятельности человеческого разума, посредством которой абсолютная идея, воплощаясь в нём, познаёт сама себя.

Движется то в один, то в другой, поднимая через них к вершинам свободного самопознания.

Лекция от

27.04.2012

Политология

Политология – наука о политике

Можно выделить 3 группы трактовок политики:

1) Социологические

2) Субстанциальные

3) Научно сконструированные

Наши рекомендации