Концепция понимающей социологии Макса Вебера

Понимание, как прямое постижение сути явлений противопоставляется Максом Вебером выводному знанию или объяснению естественных наук. На место оценки Макс Вебер выдвигает принцип свободы от оценочных суждений. Это означает, что достоверность и истинность различны и, подчас, несовместимы. Отсюда следует, что нет плохого или хорошего, положительного или отрицательного социального действия. Любое социальное поведение следует понимать из его соотнесения с социальными ценностями, присущими данной социальной группе (принцип отнесения к ценностям).

«Понимающая социология» активно развивалась в первой половине XX в. в Европе (в том числе и в России) и в США. Ее сторонниками становятся Г. Зиммель, А. Фиркандт, Ф. Знанецкий, Г. Блумер, Э. Хьюз, Р. Мертон, Т. Парсонс, П. Струве, Н. Кареев и др.

Самым влиятельным направлением было антропологическое, основанное Максом Шелером (1874–1929). Он полагал, что человек разорвал свою прямую связь с природой, и как единичное существо, индивид, он не самодостаточен. Свои недостатки он компенсирует не инстинктами, а культурой, то есть знаниями и навыками, которые он получает от общества. Развитие цивилизации будет только увеличивать разрыв человека с природой. Отсюда вытекает задача развития социальных институтов – семьи, школы, церкви, государства, которые насыщают индивида культурой и регулируют его поведение.

Кризис позитивизма 80 годов 19 века дал толчок развитию не только различным направлениям антипозитивизма, но и психологии.

Это течение социологии подразделяется на такие направления:

1) Психологический эволюционизм (Л. Уорд, Ф. Гиддинс) – который рассматривал развитие общества как часть космической эволюции, в отличие от природной эволюции, базирующейся на техническом (целенаправленном) сознательном управлении социальными процессами. Взаимодействие людей в обществе становится возможным на основе «телезиса», - психического ощущения общности целей развития человеческой цивилизации;

2) Инстинктивизм (У. Мак-Дугал), который искал основу жизни в инстинктах и эмоциях, представляющих собой проявления психического склада индивида;

3) Психология масс (Г. Лебон, Г. Тард), которая стремилась объяснить поведение больших неорганизованных групп людей с помощью таких групповых свойств, как анонимность индивида в толпе, внушаемость, психическое заражение. Отсюда неуправляемость, иррациональность, быстрая смена настроения толпы;

4) Бихевиоризм (Э. Торндайк, Д. Уотсон) объясняет поведение животных и человека, которое представляет собой совокупность двигательных и вербальных реакций, как ответ на стимулы (воздействия) внешней среды. Регулируя стимулы можно получить определенные реакции индивидов и групп. Основным недостатком этой теории явилось исключение сознания из поведенческого акта человека.

В 20-е годы 20-го столетия возраждается позитивистская традиция.

Принципы позитивизма и неопозитивизма:

1) Натурализм, т.е. подчинение социальных явлений природным законам;

2) Сциентизм, т.е. методы социологии должны быть точными, строгими, объективными, как и методы естественных наук;

3) Бихевиоризм, т.е. мотивацию социального поведения можно исследовать через открытое поведение;

4) Верификационизм т.е. истинность научных утверждений должна утверждаться на основе опыта эксперимента;

5) Квантификация, т.е. все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно;

6) Объективизм, т.е. все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно;

7) Объективизм, т.е. социология должна быть свободна от ценностных суждений и идеологических схем.

Неопозитивистские установки разделяют такие видные социологи, как П. Лазарсфельд, Г. Зеттербергер, Г. Блейлок, К. Поппер, Дж. Хол-тон, Р. Кит, Т. Бентон.

Социология в России

1) Этап становления социологии – время распространения социологических идей, образование социологических направлений и т.д. С середины 60 до середины 90 годов 19 века. Первыми русскими социологами были Лавров, Михайловский, Южаков. В конце 19, начале 20 века в социологии России сформировались географическое направление (Данилевский (Россия и Европа)), психологическое (Лавров, Михайловский, Де Роберти), материалистическое (Плеханов, Струве, Туган-Бороновский). В этот период Российская социология сама начинает оказывать влияние на развитие права (труды Чичерина, Муромцева), истории (Ключевский, Соловьев, Кастамара), философии (Бердяев, Булгаков, Карелин

2) Второй этап – этап институциализации, то есть признание со стороны государства и общества, создание кафедр, научных учреждений, для подготовки научно-педагогических кадров, основание научных журналов по социологии и обществ. В 1908 г. на базе Медико-хирургической академии В. М. Бехтеревым был образован частный Психоневрологический институт, где и была создана первая в России кафедра социологии в составе М. М. Ковалевского (заведующий) и Е. В. Де Роберти, к которым присоединились позже П. А. Сорокин и К. М. Тахтарев. С 1917 г. начинается присуждение ученой степени по социологии. В 1919 г. в Петрограде создается Социологический институт, получивший статус научно-исследовательского учреждения. В 1920 году советская власть начинает относиться к социологической науке враждебно. С 1922 г. ведущих социологов вместе с представителями других немарксистских наук высылают из СССР или отправляют на «перевоспитание» в лагеря. «перевоспитание» в лагеря. Закрываются кафедры, и прекращается преподавание социологии в вузах.

3) Третий этап с середины 1920-80 годы называют «черным» в истории российской социологии. Она была вытеснена научным коммунизмом и марксистко-ленинской философией. На социологию был навешен ярлык «буржуазной науки». Новая волна в развитии социологии началась после осуждения «культа личности» Сталина. В 1958 году по решению ЦК КПСС была создана Советская Социологическая ассоциация. В 1968 году в Москве был образован институт конкретных социологических исследований АН СССР (ИКСИ). В 1974 году был основан журнал «Социологические исследования». В это время произошла частичное развитие социологии в СССР, но оно сдерживалось партийными органами.

4) Современный или этап бурного развития Российской социологии середины 1980 годов. В это время социология выходит из-под опеки КПСС и исторического материализма. Она становится самостоятельной наукой и учебной дисциплиной, преподаваемой во всех вузах России с 1989/1990 учебного года.

Лекция от

16.03.2012

Объективный подход социологии подразумевает под собой решение основной диллемы социологии «личность-общество».

v Объективный подход - с позиции общества.

v Субъективный подход - с позиции личности.

Для объективного подхода характерны дедуктивные методы, такие как

· Системный анализ;

· Структурный анализ;

· Функциональный анализ.

Для субъективного – индуктивные методы, такие как:

· Символический интеракционизм;

· Феноменология;

· Психологическое направление.

Наши рекомендации