Сущностные параметры и структура личности.
Социология изучает проблемы личности через ее социализацию, механизмы социального деятельности, проблемы социального поведения, типы личности и т.д. На современном этапе повышенное внимание к личности объясняется:
· личность является субъектом сложных и противоречивых процессов в обществе;
· общество в своей политике не может не учитывать многообразие интересов и потребностей людей;
· личность отражает достигнутый уровень развития общества;
· с бурным развитием СМИ, появлением новых социальных и психических технологий возрастает опасность манипулирования личностью.
Исходным при определении социальной роли личности в общественном прогрессе является положение Маркса – как общество производит человека, так и человек производит общество. Каковы личности таково и общество.
Понятие личность прошло длительную эволюцию. Первоначально под ним понималась маска, которую одевал актер. Затем личностью стали называть актера, а затем это понятие стало использоваться в более широком плане.
5. личность должна рассматриваться сразу с двух сторон: в качестве объекта и субъекта, причем не только социальных, но и биологических отношений. Те и другие отношения регламентируют поведение индивида
6. уже в самом положении объекта и продукта биосоциальных отношений личность оказывается перед необходимостью выбора различных моделей социального поведения
7. личность, будучи объектом и субъектом биосоциальных отношений, соединяет в себе черты рода (общечеловеческое) с социальным типом тех или иных социальных общностей
8. как общечеловеческое, так социальное специфическим образом преломляется у человека через его индивидуально-неповторимые особенности.
Личность – это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.
Под личностью понимают социальные качества, приобретенные индивидом в процессе социализации.
Индивид – единичный представитель биологического рода или соц. группы.
Индивидуальность – понятие охватывает специфические природные и соц. качества, кот. сложились у человека на основе биологических предпосылок, соц. положения и воспитания.
Личность является субъектом общественных отношений. Она – своеобразная частица общества. В ней специфически отражаются все явления общественной жизни. Личность при этом никогда не поглощается обществом. Личность – суммарное выражение социальных качеств индивида.
Индивидуальное сознание тесно связано и детерминируется общественным сознанием. По отношению к каждому человеку общественное сознание объективно; оно выступает как часть социальной среды. Из нее сознание индивида черпает жизненный материал.
Ценностные ориентации личности есть разделяемые личностью социальные ценности. Под последними понимаются более или менее общепризнанные поведенческие стандарты.
Культура личности выступает как совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в своей деятельности. Социальная деятельность является способом реализации потребностей и интересов личности.
Каждая личность в обществе имеет свой социальный статус и играет свою социальную роль.
Под типом понимается обобщенный образ, характерные черты определенной группы людей или образцы моделей для групп предметов, явлений и личностей.
Социальный тип личности – это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе. Понятие социальный тип личности фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность.
В 1914 г. Э.Шпрангер описал шесть «идеальных типов» личности, оговорив, что в чистом виде они не встречаются, а являются лишь тенденциями:
1)теоретический – стремление к познанию;
2)экономический – поиск полезности и стремление её реализовать;
3)эстетический – стремление к впечатлению, переживанию и самовыражению; 4)социальный – стремление к общению, в том числе к любви;
5)политический – воля к власти и желание подчиняться ей;
6)религиозный – поиск высшего смысла жизни.
Каждая из тенденций имеет, по Шпрангеру, много степеней и форм проявления.
Социальная роль личности – это совокупность выполняемых ею социальных функций, обусловленных положением человека и реализуемых в процессе его жизнедеятельности.
Деятельность личности происходит в различных сферах жизни: материальной (экономической), социальной, политической, духовной. В каждой из этих сфер личность занимает определённое положение и место. То есть в каждой сфере она выступает в конкретной роли. В реальной жизни один человек чаще всего выполняет несколько социальных ролей.
Ролевая теория личности активно разрабатывалась американскими социологами Парсонсом, Мидом и др.
Попытки характеризовать личность в рамках ролевой теории популярны и в работах отечественных авторов. Так, И.С.Кон характеризует личность главным образом через выполняемые ею основные роли. Другие авторы определяют личность как «единицу в системе социальных отношений» (В.Е.Давидович) либо как меру усвоения социальных отношений (П.Е.Кряжев).
Социальная роль непосредственно связана с социальным статусом.
Социальный статус личности – общее положение личности в обществе, связанное с определённой совокупностью соц. ролей, прав и обязанностей. Социальный статус - это интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.
Американский социолог Мертон разработал ролевую теорию личности. Где социальный статус подразделяется на предписанный (приписанный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего от рождения (раса, пол, возраст, национальность и др.) и достигнутый (достигаемый), т.е. приобретённый собственными усилиями личности. Индивид может иметь и смешанный социальный статус, сочетающий черты двух указанных. Обычно личность имеет несколько социальных статусов, но один из них является основным (например, должность по основному месту работы).
[1] Маргинал, маргинальный человек (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т. д.
Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой она возникает, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.
[2] Люмпенизация общества означает увеличение доли этих слоев в населении и распространение психологии люмпенов в условиях социального кризиса.
Люмпены постоянно находятся в низу, не пытаясь двигаться, маргиналы – упавшие, они зависли между бывшей стратой и люмпенами.
[3] (от слова церемония - ряд действий или изъявлений символического характера, традиционно обязательных в тех или других случаях общественной или религиозной жизни) - употребляется в трояком значении. В обширном смысле слова под Ц. подразумевается весь комплекс традиционно обязательных обрядов и форм, регулирующих все сферы общественной и религиозной жизни.
[4] (от слова церемония - ряд действий или изъявлений символического характера, традиционно обязательных в тех или других случаях общественной или религиозной жизни) - употребляется в трояком значении. В обширном смысле слова под Ц. подразумевается весь комплекс традиционно обязательных обрядов и форм, регулирующих все сферы общественной и религиозной жизни.
[5] органицизм - направление, в котором общество рассматривается как целостный организм, поведение которого неразложимо на отдельные элементы.
[6] эволюционизм понимание общественного исторического процесса развития как части общего процесса эволюции Космоса, Земли и животного мира.