Методология и организация соц исследований
В узком смысле слова в социологии термином "методология" обозначается совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки социологической информации.
Метод - основной способ сбора, обработки и анализа данных.
Методика - совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.
Любое более или менее основательное социологическое исследование имеет четыре основных этапа:
первый - подготовка исследования;
второй - сбор первичной информации;
третий - обработка информации;
четвертый - анализ полученной информации, подведение итогов исследования, подготовка выводов и рекомендаций. Создается программа.
Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, чёткое и завершённое изложение следующих разделов:методологическая часть - формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования;
методическая часть - определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора социологической информации, логическая структура иснтрументария для сбора этой информации, логические схемы её математической обработки;организационная часть - позволяет спланировать деятельность исследователя (коллектива) на всех этапах работы.
Структурные компоненты плана социологического исследования могут быть сгруппированы в соответствии с последовательностью их осуществления в четыре блока.
Блок первый. В нём определяются: порядок обсуждения и утверждения программы и инструментария исследования; формирование и подготовка группы сбора первичной информации; проедение пробного исследования; внесение коррективов в программу и интсрументарии сбора первичной информации по итогам пробного исследования; размножение инструментария.
Блок второй. Фиксирует в плане все организационные и методические виды работ, обеспечивающие чёткое проведение полевого исследования, т.е. массовый сбор первичной социологической информации. Здесь предусматривается и выбор соответствующего места и времени для опроса, и предварительное информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических "выходах" исследования, и централизованный сбор заполенных анкет, бланков интервью или других видов инструментария.
Блок третий. Охватывает совокупность операций для подготовки первичной информации к обработке. Под специальным контролем формируется массив информации, предназначенный для математического анализа. Предварительно осуществляются кодировка открытых вопрос, выбраковка негодных анкет.
Блок четвёртый. Включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, обсуждением предварительного и итогового отчётов, выработкой рекомендаций.
Примерное распределение времени на организацию социологического исследования:
Разработка программы - 30-40 процентов.Сбор информации - 10-15 процентов. Подготовка данных к машинной обработке - 10-15 процентов. Обработка данных - 5-10 процентов. Анализ материалов, написание отчета - 30-40 процентов.
Социология овладела разнобразными методами выявления причинно-следственных отношений в общественной жизни. (Смелзер)
1) Выборочное обследование. Заключается в систематическом сборе данных о поведении и социальных установках людей с помощью опроса специально отобранной группы респондетов, рассказывающих о себе и выражающих свое мнение по различным вопросам.
Группа, которую изучают, называется генеральная совокупность. К ней относятся все члены общ-ва, обладающие заданным социальным признаком. Всех опросить невозможно. Делают выборку, или отбор той части генеральной совокупности, которую он будет изучать.
Ставят задачу, формулируют вопросы, анализируют, т.е. регистируют, суммируют, а потом выводы делают. +, что это лучший способ получить репрезентативное представление о хар-ных особенностях поведения людей и их жизненных позициях. -, все данные со слов. А люди врут. Ср., действительный возраст женщины и то, что она говорит в опросе.
2) Полевое исследование
впервые применен в 20х годах "чикагской школой". При опросе исследователь просит людей вспомнит, как они вели себя и что они чувствовали в определенное время. В результате полученные данные оторваны от реальной жизни опрошенных.
+ непосредственное наблюдение за тем, что интересует. Информация м.б. более достоверной, чем при простом опросе.
- не стоит делать обобщений, т.к. исследования затрагивают какую-то определенную ситуацию
3) Метод исторического анализа
Макс Вебер. Использование исторических документов для проверки гипотез. Изучал переписи населения, судебные протоклы и записи в церковных книгах, чб узнать, как изменился состав семей и хар-р их миграции.
4) Эксперементальное исследование.
к концу 19 в принципы эксперементального исследования, сформулированные учеными есествоиспытателями и психологами ,сталии применяться в социологии. Используется при изучении небольших групп людей. Применяется, когда социологи имеют дело с проблемами сотрудничества и конкуренции.
Берут 2 группы: эксперементальная и контрольная. Первая получает стимул, вторая нет. А потом сравнивают. Группы стараются делать аналогичными.