Вопр Русская социология 10-го начало 20 века.Анархизм,Психологическая школа,социология народников ,плюралистическая социология ковалевского,сорокина
10вопр. Ведущие направления в западной социологии 20 века. -(не нашла) Состояние современной западной социологии
Стояние современной соц. Заподной соц.
Русский характер, часто не поддающийся логическому анализу, имеет огромную амплитуду колебаний между добром и злом. Русский характер известен своей бесхитростностью, незамысловатостью и отвагой не меньше, чем безответственностью,бесшабашностью, ленью, авантюризмом. Все эти положительные и отрицательные свойства вписываются в формулу "широкая русская натура".
"Стать русским, отмечал Достоевский, значит перестать презирать народ свой. И так только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш и национальность нашу, так тотчас же начнёт и он нас самих уважать".
Увы, немало русских и сегодня готовы с пиететом относиться к американцам,
французам, немцам, японцам, но не к самим себе.
О русском человеке и русском национальном характере написано очень много.
Но, оставшись один на один с горой литературы по теме, даже бывалый российский читатель придёт в затруднение, не зная с чего начать, на что обратить
внимание, как разобраться в сложных, иногда взаимоисключающих мыслях и противоположных суждениях тех или иных авторитетов, как сориентироваться в
пугающем массиве необъятного материала.
Изученность проблемы так называемой русской души весьма обманчива. Известный социолог профессор Борис Грушин даже считает ,что как это ни странно, на пороге 19 века в русской культуре отсутствует знание о российском национальномменталитете как таковом.
В известном смысле русские заложники своего геополитического положения и своей исторической судьбы, благородной, но неосуществимой утопической идеи
служения всему человечеству. Всё горькое, что пришлось им глотать, как хорошо
сказан писатель Солженицын, оказывалось лекарством для других. Этим и
объясняется то, что исторический путь России на большинстве его этапов забрызган кровью. Таков трагический алгоритм российской истории.
Пройдя через горнило двух мировых, Гражданской и "холодной" войн, а также советского строя, русский народ претерпел очень большие изменения, давшие повод
говорить о порче русского человека и деформации русского характера.
Вечная тайна русской души - всего лишь миф, а для других - чуть ли не главная национальная ценность, предмет особой гордости, незыблемый приоритет. Не
случайно разные национальные авторитеты далеко не одинаково толкуют и интерпретируют суть этого феномена.
Но Россию не случайно сравнивают с птицей Феникс. Она восставала из крови и
пепла, возрождалась тогда, когда казалось, что в её истории поставлена точка. Если
на Западе главный христианский праздник Рождество, то в России - Пасха, которая олицетроряет воскресение и возрождение.
Русский тип цивилизации - интровертный. При внешней открытости к воздействию других культур она внутренне остаётся невосприимчивой к ним,
сопротивляется их влиянию и отторгает всё, что нужно и не вписывается в веками сложившийся уклад жизни, выступает за рамки традиций.
Обычно в зарубежной науке придерживаются мнения, что на Западе
сформировался "прометеевский" тип человека, призванный своими организующими усилиями упорядочить царящий в мифе хаос. "Прометеевский" человек честолюбив,
энергичен, деятелен, прагматичен, жаждет власти, желает новизны и ориентирован на будущее. Вещи и оптимально удобное устройство своего дома, быта,
окружающей среды обитания занимают его больше, чем духовная жизнь и её
проблемы.
"Прометеевскому" типу человека противопоставляют православный или
"иоанновский" тип, который характерен для России. "Иоанновский" человек
терпелив, пассивен, консервативен, погружён в прошлое и поглощён вечным поиском идеалов и высшего совершенства и по собственной, только ему ведомой
этической шкале разводит добро и зло, замеряет тот нормативно-ценностный порядок , с которым сталкивается.
В отличие от "прометеевского" и "иоанновского", человек восточный обращён в
вечность, видит своё призвание в "недеянии" или воздержании от произвола вмешательства во что-либо во избежание нарушения гармонии, отклонения от
состояния золотой середины.
В социальной психологии и социологии известны и другие классификации и подразделения людей в зависимости от цивилизованных признаков и ментальности
(умонастроения, мыслительных установок, коллективных представлений и склада ума).
Возможно, все эти градации и таксономии облегчают задачу понимания
особенностей людей, живущих в России, Америке, Западной Европе и других регионах мира, но вряд ли исчерпывают проблему.
Русские никогда не переставали смеяться сами над собой. Но русский смех отличает затаённая печаль или горькая ирония. И ещё, особенность русского смеха в
том, что русский человек чаще всего узнаёт в смеховом объекте не себя, а кого-то
другого: соседа, знакомого, родственника, сослуживца и т.п
Когда речь заходит о достоинствах русских, чаще всего называют их доброту, религиозность, трудолюбие, милосердие, широту натуры, мужество, смелость, стойкость, открытость, отзывчивость, свободолюбие, обострённое чувство правды и справедливости, восприимчивость к красоте и ко всему прекрасному, великодушие, доброжелательность. Этим перечень положительных качеств русского человека далеко не исчерпывается, и читатель без труда пополнит его, исходя из собственных представлений и знания предмета.
У русских они имеют свою специфику, свою концентрацию, свою окраску. Французская певица Милен Фармер, гастролировавшая в 2000 г. в России, сказала, что для неё тайна русской души состоит в громадной глубине чувств русских.
В уходящем столетии имидж России на Западе никак не назовёшь позитивным. Расставшись с коммунизмом, огромная страна не могла быстро и успешно самореформироваться. Зарубежный мир воспринимает сегодняшнюю Россию как некую чёрнуюдыру, сгусток тёмных сил, а русских - как несчастную нацию, которая безнадёжно увязла в неразрешимых проблемах.