Понятие, виды и этапы социологического исследования.

Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

В зависимости от того, какой критерий берется за основание классификации, выделяют несколько видов эмпирического исследования:

1. в зависимости от глубины анализа социальной проблемы и масштаба охвата событий различают разведывательное, описательное и аналитическое исследование

Разведывательное исследование – самое простое, оно как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе его уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка. Оно имеет большое значение, когда проблема изучена недостаточно или поставлена впервые. Позволяет получить оперативную социологическую информацию. С помощью описательного исследования получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно применяется в том случае, когда объект анализа – относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками. В описательном исследовании устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных. Аналитическое исследование не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно-следственных связей – главное назначение аналитического исследования. Оно невозможно без детально разработанной программы и отшлифованного инструментария.

2. в зависимости от применяемого метода сбора данных различают опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент.

3. в зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя предмет в статике или в динамике выделяют точечное (разовое) и повторное (совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и призванные получить результат, характеризующий динамику изменения объекта). К ним относят:

- лонгитюдное (длительное изучение одной совокупности лиц)

- когортные (изучение лиц одного возраста); цель – анализ изменений в образе жизни людей одного поколения

- трендовые (на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики); цель – установление тенденций социальных изменений

- панельное исследование (по единой программе на одной и той же выборке и по единой методике через определенный интервал времени); цель – анализ динамики событий.

Особой разновидность исследования, применяемого к сфере социальных наук в целом, а не только в социологии, является полевое исследование – крупномасштабное изучение социальных явлений методом непосредственного наблюдения за поведением людей в реальных жизненных ситуациях.

Этапы социологического исследования:

1. Начинается исследование с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т.д.

2. Второй этап – сбор первичной социологической информации. Это собранные в различной форме обобщенные сведения – записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответ опрашиваемых и т.д.

3. Третий этап – подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке на ЭВМ, составление программы обработки и непосредственная обработка информации. 4. Заключительный этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления.

Анкетный опрос в социологии

Анкетный опрос – важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной действительности. Начинается он с формулировки программных вопросов, с «перевода» поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования, доступные пониманию опрашиваемых. Это исходное начало в процессе применения анкетного метода опроса. Проводимый опрос должен отвечать ряду требований:

- он не должен длиться более 30-40 минут, в противном случае респондент устает и последние вопросы остаются без полноценных ответов

- важно, чтобы интерес к предмету опроса, содержащемся в анкете, не снижался, а постепенно повышался

- первый вопрос не должен быть дискуссионным, ни настораживающим, лучше всего нейтральным

- трудные вопросы целесообразно поместить в середине анкеты, чтобы респондент включился в содержание темы беседы

- вопрос должен быть ясным, четким, понятным опрашиваемым

- вопросы должны отвечать требованиям логики: вначале речь должна идти об установлении того или иного факта, а потом уже о его оценке

Если в анкете появляется новый раздел, то необходимо «ввести» опрашиваемого в новую тему. Обычно это делается с помощью обращения в определенной форме к респонденту. Например: «А теперь мы попросим Вас высказать свое мнение о том- то…»

Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на вопрос. Информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом является основанием деления их по содержанию. Ответы на вопросы, дающие информацию, например, о факте, содержат объективные сведения об отвечающем на анкету. Они могут также давать сведения о поведении опрашиваемого и каких-либо событиях в его жизни. Цель такого рода вопросов состоит в отсеивании тех лиц, которые не могут дать нужную информацию. Неточность в формулировке вопроса о поведении в прошлом ведет к неточности в информации. По форме вопросы делятся на три основных типа: открытые и закрытые; прямые и косвенные; личные и безличные. Обычно эти типы вопросов чередуются в анкете. В вопросах «открытого» типа предусматривается свободная форма ответа. «Закрытый» вопрос предусматривает варианты ответов. Вопрос полузакрытого типа как бы расшифровывается, дает возможность не только выбрать из тех альтернатив, которые указаны в анкете, но и высказать что-то свое.

Прямые вопросы применяют для получении информации о наличии или отсутствии факта. Когда речь идет о мнении или мотивах поведения прямой вопрос можно заменить косвенным.

Перед исследователем, проводящим анкетный опрос, постоянно стоит проблема достоверности получаемой информации. Один из способов проверки и контроля достоверности: контрольные вопросы. Контрольные вопросы обычно располагаются в анкете на расстоянии от основного и друг от друга. Разновидностью контроля может быть повторный опрос с соблюдением одних и тех же условий на весь объект выборки («панельный» опрос) или на 5-10% лиц, уже опрошенных ранее. Один из самых надежных средств контроля достоверности данных анкетного опроса – сочетание нескольких методов: анкетирование и наблюдение, анкетирование и свободное интервью.

Этапы составления анкеты:

1. подготовка проекта

2. пробный опрос

Пробный опрос охватывает небольшое число лиц, отобранных по основным характеристикам, которые определяются темой, целями и задачами исследования. Проба необходима для проверки плана опроса, для уточнения вопросов, их формулировки и расположения на анкетном листе. После тщательного анализа результатов пробного опроса и исправления ошибок в анкете можно приступать к массовому опросу.

Наши рекомендации