Здесь тоже самое как и в 25 вопросе.


24. Средний класс в Казахстане и дискуссии о нем. Этот вопрос можно самому ответить.

27. Миграция как вид социальной мобильности. Основные миграционные потоки в мире. Миграционная картина современного Казахстана. Этот вопрос можно самому ответить.
Миграционный процесс тесно связан как с горизонтальной, так и с вертикальной мобильностью, поскольку каждый мигрирующий индивид, помимо перехода в другую социальную группу, стремится найти на новом месте лучшие экономические, политические или социальные условия существования.

Условия, заставляющие людей переселиться в другие города, регионы, страны, обычно делят на три основные группы: выталкивание, притяжение и пути миграции.

1. Выталкивание связано с неудовлетворительными или тяжелыми условиями существования индивида в его родных местах. Выталкивание крупных масс людей обусловлено серьезными социальными потрясениями (межнациональными конфликтами, диктатурами, войнами), экономическими кризисами, стихийными бедствиями.

2. Притяжение – это совокупность привлекательных черт или условий для проживания в других местах, например в регионах, где существует более высокая оплата труда, где можно занять более высокий социальный статус, где наблюдается большая политическая стабильность, что в конечном счете приводит к чувству большей уверенности в завтрашнем дне.

3. Пути миграции – это характеристика непосредственного передвижения мигранта из одного географического места в другое. Пути миграции включают в себя доступность попадания мигранта, его багажа и семьи в другой регион, наличие или отсутствие барьеров на пути.

Обычно различают миграцию международную и внутреннюю. Оба вида считаются естественными и нормальными до определенных пределов. Если число мигрантов превышает некий уровень (который имеет различные значения для разных стран и регионов), говорят, что миграция становится избыточной, и рассматривают ее как негативное явление.

процесс мобильности в целом принимает самые различные формы – от простого перехода с одного места работы на другой до хитроумных и сложных действий, направленных на достижение высокого статуса. Мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей.

Процесс миграции тесно связан с мобильностью и не проходит без него. Все случаи миграции имеют профессионально-трудовые и имущественно-доходные причины или последствия, они являются важной проблемой экономической социологии.

28.Социальный статус – то место в общественной системе, которую занимает конкретный человек.

Социальные статусы бывают :

Приписываемые статусы, которые даны человеку от рождения, навязаны обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности.

Достигаемые статусы, которые закрепляются через индивидуальный выбор и конкуренцию, ценой личных усилий.

Социальная роль – модель поведения ориентирована на конкретный соц. статус

Социальная роль :

Ролевое поведение – конкретные действия, которые совершает человек

Ролевое ожидание – то, чего ждут от носителя роли окружающие.

Маргинал – это человек, находящийся на границе социальных групп, классов, сословий и испытывающий их влияние на себе. Его синонимом является словосочетание «деклассированный элемент». К ним относятся, например, бездомные.

Статусная несовместимость

ситуация обладания высоким статусом в одном из социальных подпространств при одновременном обладании низким статусным уровнем в другом подпространстве.

Маргинализация – это процесс, в рамках которого формируются новые идентичности, разрушаются старые и складываются новые социальные группы, которые находятся на стыке различных укладов жизни, систем, культур, и испытывающие влияние зачастую противоречащих друг другу ценностей, установок, правил поведения, норм и т.д. В этом контексте каждый человек в чем-то маргинален. При этом маргинал – это не всегда представитель социального «дна», а процесс маргинализации – не всегда деградация человека.

в Казахстане. Наблюдается трансформация социального поля, которая происходит под воздействием экономических, миграционных процессов, участия Казахстана в евразийской интеграции и т.д.

При этом изменение социума приводит к изменению поведения социальных групп и отдельных субъектов, которые достаточно сложно прогнозировать. Задача заключается в том, чтобы выявлять и работать с наиболее проблемными идентификационными группами, которые в процессе маргинализации не могут или не хотят адаптироваться к изменяющемуся миру и агрессивно навязывают другим свои установки и ценности.

29. Социальная группа– любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.

Социальное взаимодействие обусловлено непосредственными контактами между людьми. Это процесс, в рамках которого индивиды оказывают влияние на поступки и образ мыслей друг друга.

Взаимодействие — это определенная система действий одной стороны по отношению к другой и наоборот. Цель этих действий — каким-либо образом повлиять на поведение другой стороны, которая в свою очередь отвечает тем же, иначе это не было бы взаимодействием.

Взаимодействие между индивидами — это один из способов проявления функционирования общества, результат этих взаимодействий — общество.

Формальная группа (официальная, целевая) социальная группа, которая обладает юридическим статусом, является частью социального института, организации, имеет целью достижение какого-то результата на основе разделения труда и специализации функций, делегирования власти, установления постоянных линий коммуникаций, системы координации действий в рамках того или иного

социальногоинститута,организации

Неформальная группа – социальная группа не обладающая юридическим статусом.

Ин-группа – социальная группа, сообщающая своим членам чувство достоинства и преданности.

Аут-группа – социальная группа, выступающая объектом соперничества или оппозиции.

Малая группа – группа людей, имеющих непосредственные контакты, при этом численность группы от 2 до 50 (иногда и более), а продолжительность контактов между членами группы не менее 6 месяцев.

Диады, триады – группы состоящие соответственно из двух или трех человек.

Большая группа – группа с большим числом членов и не предполагающая обязательных личных контактов (условные/статистические, образуемые поведенческими признаками, классовые/ национальные, территориальные).

Квазигруппа - малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм (например, аудитория, фан-группа, толпа).

Сеть – совокупность (паутина) слабых социальных связей.

Малая (контактная) группа – группа людей, имеющих непосредственные контакты.

30. Социальные институты – это сложившиеся устойчивые формы связей, отношений и организаций совместной деятельности людей, направленные на удовлетворение потребностей индивидов, социальных групп и общества в целом. Это организованная система связей, социальных ролей и норм, которая создана и действует для удовлетворения основных потребностей общества.

Социальный институт представляет собой: ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы; совокупность обычаев, традиций и правил поведения; формальную и неформальную организацию; совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений; обособленный комплекс социальных действий.

Основные социальные институты

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, подразумевая главные институты:

1. Экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;

2. Политический - институты власти;

3. Семейный - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

4. Военный - институты, организующие законное наследие;

5. Религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов.

Институционализация – Процесс закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, т.е. Процесс образования социального института.

Этапы институционализации:

1 Возникновение потребности, формирование общих целей.

2.Стихийное появление социальных норм и правил (методом проб и ошибок)

3 Практическое применение, принятие этих норм и правил.

4. Установление санкций для поддержания норм и правил, создание системы статусов и ролей для всех членов института.

Развиваясь,социальные институты меняют свою форму. Источники развития по факторам подразделяются на: Эндогенные(внутренние)Экзогенные(внешние)

Первые связаны с воздействием на социальную систему со стороны культуры и личности; вторые- с неэффективностью социальных институтов в полной мере удовлетворять те или иные социально значимые потребности

Эндогенные изменения происходят из-за кризисных явлений внутри института,

Развитие соц. институтов проявляется в двух направлениях: Возникновение новых институтов

Совершенствование сложившихся соц. Институт

31. Социальная организаци — установленный в обществе нормативный социальный порядок, а также деятельность, направленная на его поддержание или приведение к нему.

Типы социальных организаций.

В зависимости от оформления организационной структуры социальные организации подразделяются на формальные и неформальные.

Неформальная — это система межличностных связей, возникающая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, то есть непосредственная, стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, взаимная симпатия, любительские интересы и т. п.).

Формальная — это форма отношений внутри официально сформированного коллектива, зафиксированных должностными инструкциями, положениями, приказами и распоряжениями. Она предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействие сотрудников в рамках такого коллектива.

Черты:

1 Социальная организация образована для реализации определенных целей, стремится как можно быстрее и эффективнее их достичь, то есть она является определенным средством решения задач

2 Члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно статусов и ролей

3 Социальная организация возникает на основе разделения стираемые, ее специализации по функциональному признаку. В этом смысле социальная организация является формой социальных отношений, изменяется в смиины типа общества и степени развития материального производства.

4. Каждая социальная организация имеет определенный координирующий орган или систему управления Управляющие подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организаций.

32. Социальные институты –

Типы социальных институтов.

институты отношений, которые устанавливают взаимные ролевые ожидания независимо от содержания интересов и потребностей людей. Такими могут быть семья, вуз, деньги и т. п.

регулятивные институты, которые определяют границы законной реализации частных интересов с учетом целей и средств. Такими являются правовые (законы) и моральные (общественное мнение) институты.

культурные институты, устанавливающие обязательные культурные модели мотивации поведения: а) познавательные убеждения (законы Ньютона); б) экспрессивные (потребностные) символы (джинсы); в) частные моральные обязанности (дружба).

Общие функции:

-Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.

-Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.

-Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.

-Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.

ДИСФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА - Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество.

Наши рекомендации