Здесь тоже самое как и в 25 вопросе.
24. Средний класс в Казахстане и дискуссии о нем. Этот вопрос можно самому ответить.
27. Миграция как вид социальной мобильности. Основные миграционные потоки в мире. Миграционная картина современного Казахстана. Этот вопрос можно самому ответить.
Миграционный процесс тесно связан как с горизонтальной, так и с вертикальной мобильностью, поскольку каждый мигрирующий индивид, помимо перехода в другую социальную группу, стремится найти на новом месте лучшие экономические, политические или социальные условия существования.
Условия, заставляющие людей переселиться в другие города, регионы, страны, обычно делят на три основные группы: выталкивание, притяжение и пути миграции.
1. Выталкивание связано с неудовлетворительными или тяжелыми условиями существования индивида в его родных местах. Выталкивание крупных масс людей обусловлено серьезными социальными потрясениями (межнациональными конфликтами, диктатурами, войнами), экономическими кризисами, стихийными бедствиями.
2. Притяжение – это совокупность привлекательных черт или условий для проживания в других местах, например в регионах, где существует более высокая оплата труда, где можно занять более высокий социальный статус, где наблюдается большая политическая стабильность, что в конечном счете приводит к чувству большей уверенности в завтрашнем дне.
3. Пути миграции – это характеристика непосредственного передвижения мигранта из одного географического места в другое. Пути миграции включают в себя доступность попадания мигранта, его багажа и семьи в другой регион, наличие или отсутствие барьеров на пути.
Обычно различают миграцию международную и внутреннюю. Оба вида считаются естественными и нормальными до определенных пределов. Если число мигрантов превышает некий уровень (который имеет различные значения для разных стран и регионов), говорят, что миграция становится избыточной, и рассматривают ее как негативное явление.
процесс мобильности в целом принимает самые различные формы – от простого перехода с одного места работы на другой до хитроумных и сложных действий, направленных на достижение высокого статуса. Мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей.
Процесс миграции тесно связан с мобильностью и не проходит без него. Все случаи миграции имеют профессионально-трудовые и имущественно-доходные причины или последствия, они являются важной проблемой экономической социологии.
28.Социальный статус – то место в общественной системе, которую занимает конкретный человек.
Социальные статусы бывают :
Приписываемые статусы, которые даны человеку от рождения, навязаны обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности.
Достигаемые статусы, которые закрепляются через индивидуальный выбор и конкуренцию, ценой личных усилий.
Социальная роль – модель поведения ориентирована на конкретный соц. статус
Социальная роль :
Ролевое поведение – конкретные действия, которые совершает человек
Ролевое ожидание – то, чего ждут от носителя роли окружающие.
Маргинал – это человек, находящийся на границе социальных групп, классов, сословий и испытывающий их влияние на себе. Его синонимом является словосочетание «деклассированный элемент». К ним относятся, например, бездомные.
Статусная несовместимость
ситуация обладания высоким статусом в одном из социальных подпространств при одновременном обладании низким статусным уровнем в другом подпространстве.
Маргинализация – это процесс, в рамках которого формируются новые идентичности, разрушаются старые и складываются новые социальные группы, которые находятся на стыке различных укладов жизни, систем, культур, и испытывающие влияние зачастую противоречащих друг другу ценностей, установок, правил поведения, норм и т.д. В этом контексте каждый человек в чем-то маргинален. При этом маргинал – это не всегда представитель социального «дна», а процесс маргинализации – не всегда деградация человека.
в Казахстане. Наблюдается трансформация социального поля, которая происходит под воздействием экономических, миграционных процессов, участия Казахстана в евразийской интеграции и т.д.
При этом изменение социума приводит к изменению поведения социальных групп и отдельных субъектов, которые достаточно сложно прогнозировать. Задача заключается в том, чтобы выявлять и работать с наиболее проблемными идентификационными группами, которые в процессе маргинализации не могут или не хотят адаптироваться к изменяющемуся миру и агрессивно навязывают другим свои установки и ценности.
29. Социальная группа– любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.
Социальное взаимодействие обусловлено непосредственными контактами между людьми. Это процесс, в рамках которого индивиды оказывают влияние на поступки и образ мыслей друг друга.
Взаимодействие — это определенная система действий одной стороны по отношению к другой и наоборот. Цель этих действий — каким-либо образом повлиять на поведение другой стороны, которая в свою очередь отвечает тем же, иначе это не было бы взаимодействием.
Взаимодействие между индивидами — это один из способов проявления функционирования общества, результат этих взаимодействий — общество.
Формальная группа (официальная, целевая) – социальная группа, которая обладает юридическим статусом, является частью социального института, организации, имеет целью достижение какого-то результата на основе разделения труда и специализации функций, делегирования власти, установления постоянных линий коммуникаций, системы координации действий в рамках того или иного
социальногоинститута,организации
Неформальная группа – социальная группа не обладающая юридическим статусом.
Ин-группа – социальная группа, сообщающая своим членам чувство достоинства и преданности.
Аут-группа – социальная группа, выступающая объектом соперничества или оппозиции.
Малая группа – группа людей, имеющих непосредственные контакты, при этом численность группы от 2 до 50 (иногда и более), а продолжительность контактов между членами группы не менее 6 месяцев.
Диады, триады – группы состоящие соответственно из двух или трех человек.
Большая группа – группа с большим числом членов и не предполагающая обязательных личных контактов (условные/статистические, образуемые поведенческими признаками, классовые/ национальные, территориальные).
Квазигруппа - малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм (например, аудитория, фан-группа, толпа).
Сеть – совокупность (паутина) слабых социальных связей.
Малая (контактная) группа – группа людей, имеющих непосредственные контакты.
30. Социальные институты – это сложившиеся устойчивые формы связей, отношений и организаций совместной деятельности людей, направленные на удовлетворение потребностей индивидов, социальных групп и общества в целом. Это организованная система связей, социальных ролей и норм, которая создана и действует для удовлетворения основных потребностей общества.
Социальный институт представляет собой: ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы; совокупность обычаев, традиций и правил поведения; формальную и неформальную организацию; совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений; обособленный комплекс социальных действий.
Основные социальные институты
Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, подразумевая главные институты:
1. Экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;
2. Политический - институты власти;
3. Семейный - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;
4. Военный - институты, организующие законное наследие;
5. Религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов.
Институционализация – Процесс закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, т.е. Процесс образования социального института.
Этапы институционализации:
1 Возникновение потребности, формирование общих целей.
2.Стихийное появление социальных норм и правил (методом проб и ошибок)
3 Практическое применение, принятие этих норм и правил.
4. Установление санкций для поддержания норм и правил, создание системы статусов и ролей для всех членов института.
Развиваясь,социальные институты меняют свою форму. Источники развития по факторам подразделяются на: Эндогенные(внутренние)Экзогенные(внешние)
Первые связаны с воздействием на социальную систему со стороны культуры и личности; вторые- с неэффективностью социальных институтов в полной мере удовлетворять те или иные социально значимые потребности
Эндогенные изменения происходят из-за кризисных явлений внутри института,
Развитие соц. институтов проявляется в двух направлениях: Возникновение новых институтов
Совершенствование сложившихся соц. Институт
31. Социальная организаци — установленный в обществе нормативный социальный порядок, а также деятельность, направленная на его поддержание или приведение к нему.
Типы социальных организаций.
В зависимости от оформления организационной структуры социальные организации подразделяются на формальные и неформальные.
• Неформальная — это система межличностных связей, возникающая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, то есть непосредственная, стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, взаимная симпатия, любительские интересы и т. п.).
• Формальная — это форма отношений внутри официально сформированного коллектива, зафиксированных должностными инструкциями, положениями, приказами и распоряжениями. Она предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействие сотрудников в рамках такого коллектива.
Черты:
1 Социальная организация образована для реализации определенных целей, стремится как можно быстрее и эффективнее их достичь, то есть она является определенным средством решения задач
2 Члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно статусов и ролей
3 Социальная организация возникает на основе разделения стираемые, ее специализации по функциональному признаку. В этом смысле социальная организация является формой социальных отношений, изменяется в смиины типа общества и степени развития материального производства.
4. Каждая социальная организация имеет определенный координирующий орган или систему управления Управляющие подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организаций.
32. Социальные институты –
Типы социальных институтов.
институты отношений, которые устанавливают взаимные ролевые ожидания независимо от содержания интересов и потребностей людей. Такими могут быть семья, вуз, деньги и т. п.
регулятивные институты, которые определяют границы законной реализации частных интересов с учетом целей и средств. Такими являются правовые (законы) и моральные (общественное мнение) институты.
культурные институты, устанавливающие обязательные культурные модели мотивации поведения: а) познавательные убеждения (законы Ньютона); б) экспрессивные (потребностные) символы (джинсы); в) частные моральные обязанности (дружба).
Общие функции:
-Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.
-Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.
-Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.
-Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.
ДИСФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА - Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество.