Соц. структура. стратификация.
Социальная структура — совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.Основными элементами социальной структуры общества выступают социальные общности, институты, группы и организации.
Социальное неравенство — форма разделения, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.
Социальная стратификация — это деление общества на специальные слои (страты) путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нём представление о социальном неравенстве.
Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая — деление общества на элиты и массы. Современные представления о сложившейся в обществе стратификационной модели достаточно сложны — многослойны, многомерны и вариативны (допускают сосуществование множества стратификационных моделей).
Исторические формы социальной стратификации различаются по степени строгости «фильтров» на этажах социальной стратификации.
Касты — это группы людей в социальной иерархии, где социальные лифты полностью выключены, поэтому люди не имеют никакой возможности сделать карьеру.
Сословия — это группы людей в социальной иерархии, где строгие «фильтры» сильно ограничивают социальную мобильность и замедляют движение «лифтов».
Слои — это группы людей в социальной иерархии, где социальные «фильтры» не создают никаких искусственных препятствий для желающих сделать карьеру, единственным условием для этого служит наличие у претендента таланта и финансовых средств.
Рабство — это первая историческая система стратификации. Оно возникло в глубокой древности в Китае, Египте, Вавилоне, Риме, Греции и существовало во многих странах вплоть до настоящего времени. Рабство часто вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства.
22. Социально – стратификационная структура современного казахстанского общества.
Социальная стратификация — центральная тема социологии. Она объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых.в реальной жизни неравенство людей играет огромную роль. Неравенство — это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. Социальный состав превращается в социальную стратификацию — совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности, бедных, зажиточных, богатых.
Социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация — по поводу общественного распределения результатов труда, т . е . социальных благ.Оно всегда неравное. Так возникает расположение социальных слоев по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу.Неравенство расстояний между статусами — основное свойство стратификации. У нее четыре измерительных линейки, или оси координат. Все они расположены вертикально и рядом друг с другом:
доход,
власть,
образование,
престиж.
Поляризация населения, будучи одной из форм структурированного неравенства, в частности по доходам, характерна для любого общества. Принципиально важно не само неравенство, оно было, есть и будет всегда, а его степень и тип.Чрезмерная поляризация в обществе, превышение ее "пороговых" значений среди населения (коэффициент фондов, разрыв в доходах 10 процентов наиболее и наименее обеспеченных граждан. – Ред.) – один из ведущих факторов дестабилизации. И наоборот, умеренный разрыв в доходах снижает конфликтный потенциал.В странах, где уровень поляризации незначителен, даже при относительно невысоком среднем уровне доходов конфликтный потенциал ниже, чем в поляризованных обществах с относительно средним уровнем жизни населения.
Представляет ли интерес характер стратификации в современном Казахстане? Да, безусловно.
в нашей стране сегодня наиболее многочисленными являются две группы респондентов: группа "проблемных", или тех, кто испытывает проблемы в связи с уровнем материального положения, таких оказалось 26 процентов, и группа населения относительно "среднего" в казахстанских условиях достатка – 40,5 процента.Стоит отметить, что расслоение между казахами на сверхбогатых и бедных более четко ощущают те, кого можно условно отнести к группе материально ущемленных слоев населения. Тогда как те, кто не испытывает материальных затруднений, напротив, отмечают, что деление среди казахов по уровню материального благосостояния нельзя назвать критичным. Усиливает поляризацию урбанизация. Наибольшее воздействие имеет фактор поляризации населения по имуществу и доходам в городах Алматы, Астана, а также в Атырауской, Актюбинской и Мангистаускойобластях.Также государство должно ломать барьеры на пути "восхождения" достойных членов общества. Социальная мобильность – это положительный показатель.Бедность сама по себе не ведет к социальным катаклизмам, если в обществе соблюдается принцип справедливости.Что можно сделать? Очевидно, что необходимо менять саму стратегию развития страны. В плане целей, в плане разработки, принятия, реализации программ развития малого и среднего бизнеса.
23. Богатство и бедность в современном Казахстане. Этот вопрос можно самому ответить.
25. Социальная мобильность: типология, каналы, современные особенности. Работа П. Сорокина «Социальная мобильность».
Сорокин рассматривал стратификацию как неотъемлемую характеристику любого сложно организованного общества. Сущность стратификации он видел в неравном распределении экономических ресурсов, власти и влияния, прав и обязанностей между членами общества. По мнению этого социолога, можно было выделить три основных формы стратификации—экономическую, политическую и профессиональную.
Экономическая стратификация была обусловлена неравным распределением материальных, финансовых ресурсов. Политическая была связана с неравным доступом к власти, а основу профессиональной стратификации образовывало разделение общественного труда и формирование различных профессий.
Сорокин исследовал особенности социальной стратификации в различных обществах. Рассматривая экономическую стратификацию, он проанализировал две гипотезы, которые сформулировали соответственно Карл Маркс и Вильфредо Парето. Согласно Марксу, по мере развития капитализма, усиливалось расслоение общества. Богатство во все большей степени концентрировалось в руках крупных собственников, что сопровождалось обнищанием широких слоев населения. В отличие от этого, Парето выдвинул идею о том, что во всех обществах доля экономического богатства, находящегося в руках правящего слоя является величиной относительно неизменной.
Но, как показал Сорокин в своем исследовании, в конечном итоге, обе эти гипотезы не подтверждались историческими фактами. Характер экономической стратификации мог изменяться с течением времени, но в таких изменениях невозможно было обнаружить какую-либо постоянно действующую тенденцию.
Наряду с понятием социальной стратификации, Сорокин широко использовал такое понятие как социальная мобильность. Он понимал под социальной мобильностью любое перемещение отдельного человека или группы с одной социальной позиции на другую. Такая мобильность могла быть горизонтальной или вертикальной.
Горизонтальная мобильность представляла собой перемещение на новую социальную позицию, находящуюся на том же социальном уровне что и предыдущая, а вертикальная мобильность предполагала перемещение из одного социального слоя в другой, то есть перемещение вверх или вниз по своего рода социальной лестнице и, соответственно, вертикальная мобильность могла быть восходящей либо нисходящей.
Основываясь на результатах своих исследований, Сорокин отмечал тот факт, что в истории сложно организованных обществ во все исторические эпохи сохранялась определенная степень социальной мобильности, даже в кастовых обществах, таких как Древняя Индия, где невозможен был переход из одной касты в другую, существовала некоторая степень мобильности внутри самих этих каст. С другой стороны в истории человечества не существовало такого общества, где социальная мобильность была бы полностью неограниченной и неконтролируемой.
Согласно Сорокину, в любом обществе существовали так называемы каналы социальной мобильности— это те группы и организации, которые отбирали людей с определенными качествами и распределяли их по различным социальным позициям. К числу таких каналов мобильности Сорокин относил армию, церковь, образовательные учреждения, политические и профессиональные объединения, причем значения каждого из такого каналов социальной мобильности могло различаться в различных обществах.
26 Социальная стратификация П.Сорокина