Доктрина «человеческих отношений» в американской социологии (Мейо)
В 30-е годы XX в. в социологии организаций становится господствующим новое направление — доктрина «человеческих отношений», сформировавшаяся в полемике с постулатами классической школы.
Родоначальником нового направления считается известный американский социолог и психолог, исследователь проблем организационного поведения и управления в производственных организациях, а также один из основоположников индустриальной социологии Элтон Мэйо (1880—1949). Критикует классическую теорию организации и управления за упрощенный взгляд на природу человеческого поведения в организации.
В целом, суть доктрины «человеческих отношений» может быть сведена к следующим положениям:
• человек — «социальное животное», которое может быть свободно и счастливо только в группе;
• труд человека — если он интересен и содержателен — может приносить ему не меньше удовольствия, чем игра;
• средний человек стремится к ответственности, и эти качества должны быть использованы на производстве;
• роль экономических форм стимулирования труда ограничена, они не являются единственными и тем более универсальными;
• производственная организация — это в том числе сфера удовлетворения социальных потребностей человека, решения социальных проблем общества;
• для повышения эффективности деятельности организации необходимо отказаться от принципов управления, основанных на постулатах о властных отношениях, иерархии, жестком программировании и специализации труда.
Несмотря на различия во взглядах, сторонники данного подхода были едины в одном: жесткая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов несовместимы с природой человека.
Информационное общество
Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно --- - высшей её формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:
1.увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
2.возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
3.нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
4.создание глобального информационного пространства,
5.развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.
-Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.
-Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
-Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
-Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.
19.Глобализация Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции (сплочение) и унификации(привидение к единому). Глобализация представляет собой процесс изменения структуры мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, включения в мировой рынок и тесное переплетение экономик на основе транснационализации и регионализации. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем. В политике глобализация заключается в ослаблении национальных государств и способствует изменению и сокращению их суверенитета. Глобализация экономики —связана с формированием экономического пространства, где отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, география размещения производительных сил определяются с учётом мировой конъюнктуры, а экономические подъёмы и спады приобретают планетарные масштабы. Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Особенности глобализации: - мировое разделение труда -миграция в маштабах всей планиты капиталов и ресурсов -единое информационное пространство -превращение работодателей в карпорации -рост населения -влияние мировой политики на жизнь общества -стандартизация законодательства, эконом и технолог процессов |
-сближение разных культур
20.Социальный статус и социальная роль.
Социальный статус — социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.
Социологи различают:
-прирождённый статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность, биологическая страта). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи — с рождения и до тех пор, пока существует монархия.
-приобретенный (достигаемый) статус — статус, который человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (работа, связи, должность, пост).
-предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.
Социальная роль-- модель поведения, ориентированная на определённый статус.
Парсонс предложил следующие четыре характеристики любой роли:
-По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
-По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
-По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
-По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.