Язычество – комплекс религиозных верований, имеющих в своей основе принцип обожествления сил природы, либо всей природы в целом.
Все языческие религии составляют два направления.
1.Политеизм (многобожие) – куда входят все первобытные религии, религии древних цивилизаций, религии античного мира, дохристианские религии европейских племен и народов.
2.Пантеизм (от греческого Пан- все, Теос – Бог) – вид язычества, основанный на неразличимости Бога и природы, либо на их безусловной слитности.
Конец ХХ века является переломным моментом для многих элементов человеческой культуры. Не является исключением и религиозная жизнь. Действительно, достаточно посмотреть вокруг, чтобы убедиться, что традиционная религиозность, представленная устоявшимися церковными организациями, имеющими развитую структуру, канон, синтезированными с другими элементами культуры, постепенно уступают место значительному количеству нерелигиозных систем, многие из которых приводят в замешательство своей необычностью и несопоставимостью с традиционными религиями.
Настоящая работа посвящена анализу некоторых новых тенденций, которые появляются в религиозной жизни современного общества. Для полноты проведен анализ по двум направлениям -
• сихологическому
• социальному.
Прежде всего, отметим, что для адекватного анализа современных религиозных тенденций необходимо коренным образом пересмотреть сами термины "религия" и "религиозность".
В традиционном восприятии религиозность обычно связывают с поклонением человека чему - либо, верой в сверхъестественные силы и т.д. Подобное определение религиозности верно для традиционных западных религий, однако, совершенно не применимо для многих восточных и неорелигиозных систем. Например, следует ли считать "контакт", в который вступают УФОлоги-контактеры с НЛО актом поклонения, а сам НЛО сверхъестественным существом? Где провести грань между наукой и мистикой в дианетике и подобных ей религиозно-психологических системах? Насколько верной будет попытка отнести веру в экстрасенсорику к религиозным верованиям? Для того чтобы ответить на эти и подобные им вопросы попытаемся рассмотреть понятие религиозность с психологических позиций.
В качестве отправной точки используем элементы общие для всех религий, наличие которых определяет систему как религиозную. Таких элементов три:
- религиозные образы
- мифологическая система
- ритуалы
Экумени́зм (греч. οἰκουμένη, обитаемый мир) — идеология всехристианского единства, экумени́ческое движение — движение за всемирное христианское единение, в более узком и общепринятом значении — движение за лучшее взаимопонимание и сотрудничество христианских конфессий. Преобладающая роль принадлежит протестантским организациям.
§ Секуляризация (история) — в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению. Обычно употребляется для описания изъятия государством у церкви её земельной и иной собственности. В Западной Европе масштабная секуляризация проводилась в XVI—XVII веках во время Реформации. В России в основном закончилась в XVIII веке.
§ Секуляризация (социология) — в социологии процесс снижения роли религии в сознании людей и жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм. Политика государства, направленная на уменьшение влияния и роли религии (например, секуляризация образования).
43) Социальныйинститут - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.
Признаками институтаобразования являются:
1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость
2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
4. кодекс устный и письменный - правили учащихся
5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.
Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.
Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.
В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях `охвата` детей или удовлетворения желаний родителей.
Детские сады, ясли, комбинаты - не просто средство `присмотра` за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами - организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.
С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми - воспитателей, обслуживающего персонала, - а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.
В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи `равного старта` при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь.
44) Социология образования
Социология образования - область социологии, изучающая образование как социальный институт (его функции в обществе и взаимосвязь с другими институтами), его учреждения (школы, вузы и т.п.) как социальные организации, а также социальную политику в области образования. В обществе имеется взаимосвязь между образованием и социальными условиями. Последние оказывают существенное влияние на систему образования и в то же время само общество зависит от состояния образования. Например, в наши дни бедность общества и отсутствие средств ведет к тому, что масштабы образования сокращаются. Очевидно, что общее снижение образовательного уровня населения ведет к деградации всего общества.
Анализ социальной функции образования базируется на выделении его роли в воспроизведении и развитии социальной структуры общества.
Большое место в социологии образования занимают проблемы знаний, социальных норм, духовных ценностей, социальных навыков, особенностей социализации индивида в системе образования. Отечественные социологи изучают влияние образования на изменение социального положения индивидов, на профессиональное самоопределение молодежи, на темпы научно-технического прогресса.
На Западе (Э.Дюркгейм, М.Вебер) исследовались социальные функции образования, связь его с экономическими и политическими процессами, а также учебные заведения и педагогические процессы с социологической точки зрения.
В России полным ходом идёт реформа образования, призванная реализовать Болонские соглашения. В течение этого и следующего годов значительная часть учебных заведений будет переведена на коммерческую основу. В процесс обучения вводятся новшества, ведущие к затруднению доступа молодёжи к образованию, снижению его качества. В частности, с 1 января 2009 г. вступили в силу поправки к закону "Об образовании", согласно которым единственной формой выпускных школьных экзаменов является так называемый "Единый государственный экзамен" (ЕГЭ).
Что касается высших учебных заведений, то уже принят закон о двухступенчатой системе высшего образования. Этот закон разбивает обучение на бакалавриат и магистратуру, что фактически прокладывает дорогу платному обучению. Сейчас - во время разразившегося кризиса - студенты, обучающиеся за деньги в основном на заочном отделении, вынуждены уходить из вузов, поскольку боятся потерять работу. В итоге молодые люди лишаются и образования, и работы. Следует также иметь в виду, что бакалавриат даёт поверхностные и неполные знания; по советской системе образования бакалавра можно было бы сравнить со студентом, имеющим неполное высшее образование.
45)
В социологии под социальными изменениями понимают преобразования, происходящие с течением времени в организации, структуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении.
Факторами, причиной социальных изменений выступают многообразные обстоятельства, такие, как изменение среды обитания, динамика численности и социальной структуры населения, уровень напряженности и борьбы за ресурсы (особенно в современных условиях), открытия и изобретения, аккультурация (усвоение элементов других культур при взаимодействии).
Толчком, движущими силами социальных изменений могут выступать преобразования как в экономической, так в политической, социальной и духовной сферах, но с разной скоростью и силой, фундаментальностью воздействия.
Тема социальных изменений была одной из центральных в социологии XIX и XX вв. Это объяснялось естественным интересом социологии к проблемам социального развития и социального прогресса, первые попытки научного объяснения которых принадлежат О. Конту и Г. Спенсеру.
Социологические теории социальных изменений принято разделять на две главных ветви — теории социальной эволюции и теории социальной революции, которые рассматриваются преимущественно в рамках парадигмы социального конфликта.
46)
1. Изменения, касающиеся структур различных социальных образований, или структурные социальные изменения.
2. Изменения в социальных процессах. С определенной долей условности их можно назвать процессиальными социальными изменениями.
3. Изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций. Их можно назвать функциональными социальными изменениями.
4. Изменения в духовной сфере — сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности, или мотивационные социальные изменения.
Социальная революция
– резкий качественный переворот в социальной структуре общества; способ перехода от одной формы социально-политического устройства к другой. Социальные революции подразделяются на антиимпериалистические, антиколониальные, национально-освободительные, буржуазные и буржуазно-демократические, народные и народно демократические, социалистические и др.
Характер, масштабы и конкретное содержание всякой революции определяются условиями той общественно-экономической формации, которую она призвана устранить, а также спецификой того социально-экономического строя, для которого она расчищает почву. По мере перехода к более высоким стадиям общественного развития расширяются масштабы, углубляется содержание, усложняются объективные задачи революции.
Классы и социальные слои, которые по своему объективному положению в системе производственных отношений заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил революции.
Большинство современных концепций революционных социальных изменений, разрабатываемых в рамках модернистского подхода, базируются на оценках и трактовке Марксом событий Великой французской революции 1789 г. Марксистская теория революций акцентирует внимание на радикальных изменениях в экономической и политической организации общества, смене основных форм социальной жизни. Сегодня подавляющее большинство исследователей сходятся в том, что революции ведут к фундаментальным, всеобъемлющим, многомерным изменениям, затрагивающим саму основу социального порядка.
Подробный анализ концепций, которые можно отнести к «модернистскому» направлению в исследовании революций, дает Петер Штомпка. Он выделяет четыре теории революции:
1. бихевиористская, или поведенческая, – теория, предложенная П. Сорокиным, согласно которой причины революций кроются в подавлении базовых инстинктов большинства населения и неспособности властей воздействовать на изменяющееся поведение масс;
2. психологическая – представлена концепциями Джеймса Дэвиса и Теда Гурра, усматривающих причину революций в том, что массы болезненно осознают свою нищету и социальную несправедливость и поднимаются в результате этого на бунт;
3. структурная – при анализе революций сосредотачивается на макроструктурном уровне и отрицает психологические факторы (Тэд Скокпол).
4. политическая – рассматривает революции как результат нарушения баланса власти и борьбы соперничающих группировок за управление государством (Чарлз Тили).
В некоторых современных исследованиях революционные изменения в обществе рассматриваются как «момент социальной эволюции». Таким образом восстанавливается исходный смысл термина «революция» в естественных и социальных науках (revolvo – лат. «возвращение», «круговорот»), забытый со времен Маркса.
С точки зрения общественного прогресса более предпочтительным является осуществление разумных экономических, социальных и политических реформ в государстве в соответствии с присущими ему закономерностями развития. Если же предпринимаемые реформы противоречат природе общества, если не происходит их коррекции в результате «обратных связей», то возрастает вероятность революции.
Социальная реформа
– это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа.
Сегодня великие реформы (т. е. революции, осуществляемые «сверху») признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе».
47)
На глобальном уровне общество превращается в мировую систему, которую еще называют мировым сообществом. Различают две формы подобной системы — мировые империи (множество территорий, политически объединенных в одно государственное образование), и мировые экономические системы (страны, развивающие сходную экономику, но политически в одно государство не объединенные).
Мировая империя включает несколько территорий, объединенных военной и политической властью. Империи инков, Александра-Македонского, Дария I, Наполеона представляют собой очень разнородные (культурно, социально, экономически, реже религиозно), обширные по территории, непрочные образования. Они создаются принудительно и быстро распадаются.
Мировая экономическая система — совокупность территорий или стран, объединенных экономическими связями. В древности они практически совпадали с мировыми империями, либо служили их источником. Что такое империя монголов в XIV веке, куда входила покоренная Русь, — империя или экономическая система? Если множество территорий объединено только тем, что с них собирают налоги или дань, то это экономическая система. У нее нет единого политического центра и органа управления. Хотя известно, что русские князья ездили в Орду испрашивать грамоту на правление. А куда отнести английские, испанские и французские колонии в Африке? Скорее к системам, нежели к империям.
Мировая система делится на 3 составляющих:
- ядро – страны западной Европы, северной Америки, Япония – сильные и могущественные государства с усовершенствованной системой производства, обладающие наибольшим капиталом, качественными товарами, сложными технологиями и средствами производства. Свою продукцию они экспортируют в страны периферии.
- страны периферии – самые отсталые и бедные государства Африки и латинской Америки. Добыча полезных ископаемых, но отсутствует переработка. Местная элита обслуживает интересы капитала и вкладывает деньги за пределы своего государства, т.к. политический режим не стабилен.
- страны полу-периферии – достаточно развитые индустриальные страны, экспортируют промышленные и не промышленные товары в страны периферии и сырье в страны ядра.
Международное разделение труда (МРТ):
1. Специализация стран на производстве определённых видов товаров, для изготовления которых в стране имеются более дешёвые факторы производства и предпочтительные условия в сравнении с другими странами. При такой специализации потребности стран удовлетворяются собственным производством, а также посредством международной торговли.
2. Способ организации мировой экономики, при котором предприятия разных стран специализируются на изготовлении определённых товаров и услуг, обмениваясь ими.
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ, ТНК (transnational corporation, TNC) – крупная фирма (или объединение фирм разных стран), имеющая зарубежные активы (капиталовложения) и оказывающая сильное влияние на какую-либо сферу экономики (или несколько сфер) в международном масштабе.
В англоязычной литературе по международной экономике для обозначения международных бизнес-организаций часто употребляют также термины «многонациональные фирмы» (multinational firms – MNF) и «многонациональные корпорации» (multinational corporation – MNC), которые используются как синонимы.
48) Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции иунификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов[1].
Важнейшая тенденция глобализации - усиление экономической интеграции, развитие новых форм транснационального бизнеса, контролирующего мировые финансовые и информационные потоки.
Современные транснациональные корпорации (ТНК) - их еще принято называть глобальными корпорациями, - в отличие от прежних ТНК производственного типа, действуют преимущественно на информационных и финансовых рынках. Происходит планетарное объединение этих рынков, формируется единое мировое финансово-информационное пространство. Соответственно возрастает роль ТНК и тесно с ними связанных наднациональных экономических структур и организаций (таких, как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация и др.).
Глобализация ускорила интенсивность культурных обменов, сняла практически ограничения на перемещение из страны в страну выдающихся личностей, талантов, гениев, результаты творчества которых становятся достоянием всего человечества. Созданы предпосылки для выхода культуры за пределы общинно-племенных и локально-территориальных образований.
Среди ученых, как зарубежных, так и отечественных, не сложилось окончательного мнения насчет того, можно ли считать глобализацию продолжением в иных условиях предшествующих этапов развития цивилизации или налицо полный разрыв с прошлым, что это принципиально новая точка отсчета в истории человечества, не имеющая прецедента в прошлом.
Если глобализация - относительно недавнее образование, то в таком случае о ней надо говорить как о всемирномпроцессе. Если считать ее древним явлением, то глобализация -всемирно-историческийпроцесс. Определение "исторический" указывает на хронологическую, или диахронную составляющую процесса глобализации. Определение всемирное показывает как бы горизонтальный срез проблемы, синхронное распространение какого-либо качества на все или большинство элементов данного класса.
Глобализация – это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах.
Самый мощный фактор глобализации – экономический, проявляющийся в наличии транснациональных корпораций, действующих одновременно во многих странах и использующих новые исторические условия в своих интересах . Но не нужно полагать, что глобализация – это своего рода гигантизация или смесь разнородных процессов. Глобализация - это объективный процесс, который определяет качественные изменения в глобальном пространстве, возрастание взаимосвязанности и уникальности отдельных людей или цивилизаций в целом.
Глобализация, как уже отмечалось, обусловлена многочисленными факторами, среди которых важнейшими являются информационный и культурный. Взаимодействие этих двух факторов носит противоречивый характер. Так, формирование единого информационного пространства превращает современное общество в «глобальную деревню». Расширяются возможности человечества в создании новейших технологий, образуются принципиально новые системы коммуникаций, возрастает роль средств массовой коммуникации. В то же время, единое информационное пространство формирует новый тип культуры – «клиповую культуру». Такая культура характеризуется отрывочностью, лозунговостью, рационализмом и прагматизмом. В основе такой культуры принцип полезности, личной выгоды, прагматизма. Формируется новый «универсалистский» тип личности.
Многочисленные представители неолиберального направления в экономической теории акцентируют внимание на процессе постепенного преодоления государствами своих узкоэгоистических национальных интересов и становления «сообщества цивилизованных стран», являющегося результатом взаимопроникновения национальных экономик, интернационализации финансов, усиления роли крупнейших ТНК в мировой экономике, роста непосредственной конкуренции предприятий и фирм, независимо от их национальной принадлежности. Они рассматривают роль государства, прежде всего, с позиций помощи глобальным рыночным силам, осуждая всякие разговоры о перераспределении богатства в пользу бедных регионов как «протекционистское вмешательство», которое противоречит логике рынка. Косвенным подтверждением подобных намерений может служить доктрина «Вашингтонского консенсуса» , неформально принятая ведущими капиталистическими странами и последовательно проводимая в жизнь Всемирным банком (ВБ) и Международным валютным фондом (МВФ).
Сторонники данной доктрины – глобалисты ратуют за ускорение денационализации производства, торговли и финансов, за передачу механизмов принятия решений под контроль ТНК, за новое глобальное разделение труда , окончательное утверждение ценностей либеральной демократии , подчеркивая при этом очевидные преимущества, которые несет народам мира глобализация в экономическом, социальном, политическом и моральном отношении . Глобализация, по убеждению Генри Киссинджера , это «наиболее эффективный движитель экономического роста, какой только знал мир» . Они также отождествляют глобализацию с «концом истории» или с широчайшим распространением западных ценностей, с окончательной победой в мировом масштабе рыночной экономики демократии, с возможностью реализации индивидуальных прав и свобод человека.
49) К глобальным проблемам современности относят проблемы, охватывающие систему «мир — человек» в целом и отражающие жизненно важные факторы человеческого существования — экологические, демографические, проблемы кризиса культуры, проблемы войны и мира, а с недавнего времени — проблемы терроризма. От их решения зависят предотвращение глобального кризиса современной цивилизации, жизнедеятельность общества, судьба человечества, состояние природной среды, социальный прогресс. Глобальный кризис свидетельствует о саморазрушении мира, созданного человеком, он деструктивно сказывается на жизни, здоровье и психике индивидов, составляющих общество.
Глобальный кризис охватывает как экологические, экономические, технические области, так и социальную сферу, политику, демографию. В силу неравномерности социально-экономического развития различных государств глобальный кризис достиг к началу XXI в. небывалой остроты. Выход из кризисного состояния предполагает ликвидацию социальных антагонизмов, активизацию международной деятельности, направленной на введение в жизнь юридических норм природопользования, мер по достижению глобального равновесия.
Причинами возникновения глобальных проблем являются усиленный рост потребностей человечества, возросшие масштабы технических средств воздействия общества на природу, истощение природных ресурсов. Особенностью глобальных проблем является их тесная взаимосвязь и взаимообусловленность: обострение одной из них влечет за собой обострение всей цепочки глобальных проблем, в силу чего глобальные проблемы должны решаться комплексно, координированно, усилиями всего мирового сообщества. Глобальные проблемы сплетены в сложный клубок: медико-биологические проблемы, указывающие на риски для здоровья современного человека; сокращение ареалов нищеты и бедности; комплекс минерально-сырьевых проблем, свидетельствующих о потенциале народнохозяйственного развития; проблемы энергетического кризиса; проблемы прекращения гонки вооружения и предотвращения использования средств массового уничтожения.
Открытость экономики России, обеспечившая выход на внешние рынки товаров, услуг и капитала, в ходе глобализации экономики закономерно усилила ее зависимость от процессов, происходящих за пределами национальных границ. В связи с этим возросла вероятность неблагоприятного воздействия глобальных проблем на отечественную экономику. Появление внешних (и внутренних) экономических угроз потребовало принятия Концепции национальной безопасности Российской Федерации. В Концепции введено понятие экономической безопасности как такого сочетания экономических, политических и правовых условий, которое обеспечивает устойчивое в длительной перспективе производство максимального количества экономических ресурсов на душу населения наиболее эффективным способом. К существенным внешним экономическим угрозам национальной безопасности России принято относить: усиление импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам; топливно-сырьевую ориентацию экспорта; отток в больших масштабах экономических и финансовых активов (вывоз капитала); рост государственного внешнего долга.
Без участия России невозможно решение проблем ядерной и глобальной безопасности. Наша страна выступила с инициативой создания международных центров по обогащению урана, что позволит укрепить режим ядерного нераспространения. В настоящее время все государства имеют неотъемлемое право на развитие мирной атомной энергетики, но технологически обогащение урана может быть произведено как в гражданских, так и в военных целях. Развитие мирной атомной энергетики может способствовать тому, что безъядерные государства приобретут технологию создания ядерного оружия и могут сделать это вполне легально. Деятельность международных центров по обогащению урана снизит риск того, что государство, обладающее атомными электростанциями, но не имеющее ядерного оружия, такое оружие приобретет.
Россия выступает с инициативами на других направлениях по укреплению глобальной безопасности. Речь идет в первую очередь о конкретных предложениях по эффективному антитеррористическому взаимодействию мирового сообщества. Так, по ее инициативе Генеральная Ассамблея ООН открыла для подписания Конвенцию по предотвращению актов ядерного терроризма. Она нацелена на совершенствование международно-правовых норм по предупреждению террористических преступлений против человечества на нашей планете.