Этнометодология (Г. Гарфинкель)
Этнометодология – слово (ethnos – народ, группа; method – метод, logy- исследование) означает «методы», к которым прибегают люди в своей повседневной деятельности. Возникновение этнометодологии связывают с выходом сборника статей Гарольда Гарфинкеля (р. 1917). Этнометодология актуализирует в качестве первостепенной темы социологии – мир повседневности. Акцент делается на проблеме выявления методов того, как люди создают и поддерживают друг у друга предположения о том, что социальный мир действительно носит реальный характер и является миром упорядоченным. Объективная реальность социальных фактов – это не внешняя сила по отношению к индивидам. Акторы сами создают эту реальность постоянно, без перерывов, без возможности уклониться, передать другому, отсрочить.
Этнометодология напомнила социологам, которые часто придают главное значение формальным аспектам социальной жизни, о том, что правила общения образуют сложную структуру. Предметом изучения в этнометодологии являются принятые на веру правила, регулирующие взаимодействие между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно прекратить разговор и т.д.
11) Теории взаимодействия.В центре внимания социологов давно находится важнейший вопрос: как происходит взаимодействие (интеракция) двух или нескольких индивидов и к каким последствиям это может приводить.
Социальное взаимодействие возникает сначала внутри социальных групп. Людей влечет к группе, когда они чувствуют, что внутри нее взаимоотношения приносят больше вознаграждений, чем взаимоотношения в других группах. Чтобы быть принятыми в эту группу, они должны предложить ее членам вознаграждение, доказав, что сумеют это вознаграждение обеспечить. Отношения с членами группы будут налажены, когда члены группы получат ожидаемое вознаграждение.
Другой теорией, объясняющей взаимодействие людей, является «символический интеракционизм», авторами которой являются Джордж Герберт Мид (1863—1931) («Разум, Я и Общество» (1934), «Философия действия» (1938)) и Герберт Блумер (1900—1987) («Общество как символическая интеракция» (1952), «Коллективное поведение» (1964)).
Совокупность процессов взаимодействия порождает общество. Для того, чтобы понять социальную жизнь, надо понять смысл социальных взаимодействий в их символическом значении. Люди не реагируют на воздействия извне автоматически. Они разгадывают значение символов: жестов, поступков и т.д., прежде чем ответить на них.
Взаимодействие между людьми возможно благодаря сходному пониманию символов. Разгадывать намерения других люди могут потому, что в детстве их учат придавать значение предметам, действиям, событиям, т.е. символам. Собственный прошлый опыт, знание жестов и способность поставить себя на место другого, принять роль другого помогают людям понять намерения других.
«Принятие роли другого», а в случае сложного взаимодействия «обобщенного другого» - основа взаимодействия. Наше отношение к людям определяется не тем, чем они являются на самом деле, а тем, чем они являются в нашем представлении о них. «Символический интеракционизм» базируется на трех посылках:
во-первых, исходит из того, что люди «обращаются с предметами на основе тех значений, которыми эти предметы обладают для них»;
во-вторых, «что значение таких предметов выводится из социального взаимодействия, в которое люди вступают между собой, или возникает из него;
в-третьих, эти значения используются, применяются и изменяются в ходе интерпретативного процесса, к которому человек прибегает в своем взаимодействии с встречающимися ему предметами».
Все действия людей есть проявления социального поведения, основанного на коммуникации. Мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения. Существуют два вида действий:
незначимые, или автоматические рефлексы, и
значимые действия, основанные на интерпретации стимулов.
Еще одна теория взаимодействия – «этнометодология», созданная Гарольдом Гарфинкелем (1917) ("Исследования по этнометодологии" (1967)).
В 1960-х гг. группа социологов, называвшихся этнометодологами (возглавлял их Гарольд Гарфинкель), попыталась выработать методы для выяснения того, какие правила используют люди при осмыслении поведения других людей и для того, чтобы сделать свое собственное поведение понятным другим. Понятие «правило» здесь понималось как то, что используется для установления того, каково значение действий в конкретной ситуации. Такое правило составляет социальное действие как таковое.
"Этнометодология" в приблизительном переводе с греческого означает методы, которые используют люди, принадлежащими к определенной культуре для описания и осмысления своих собственных действий в повседневной жизни, а также способы, с помощью которых индивиды приходят к согласию в коммуникативных процессах.
Все формы социальной коммуникации сводятся этнометодологией к речевой коммуникации, к повседневной речи. Во-первых, социальное взаимодействие отождествляется с речевой коммуникацией, во-вторых, исследования отождествляются с истолкованием и интерпретацией действий и речи другого собеседника; в-третьих, выделяется два слоя в интерпретации понимания и разговора; в-четвертых, структурная организация разговора отождествляется с синтаксисом повседневной речи.
Люди на основе здравого смысла в основном совершают рутинные действия, которые не всегда осознаются и не подвергаются рефлексии самими действующими индивидами.
Члены общества в повседневной жизни пользуются так называемым "документальным методом. Иными словами, документальный метод предполагает часть образца какого-либо объекта или явления (например, аплодисменты или свист аудитории во время выступления артиста, или особый язык тела самого артиста) представить, как "документ", позволяющий дать определенную интерпретацию явлению (выступлению).
Гарфинкель провел ряд интересных экспериментов, нацеленных на сознательное разрушение нормального хода социальных взаимодействий. Среди социологов эти эксперименты получили название «гарфинкелинги».
Их суть состояла в следующем. Исходным условием эксперимента было то, что субъекты и объекты исследования были взаимосопряжены. По мнению социолога, это принципиально важно, ибо коммуникация между людьми обязательно предполагают передачу латентных смыслов, которые, будучи видимыми, но не замечаемыми и не осознаваемыми, могут быть весьма значимы. Причем их можно выявить только в ходе нарушений фоновых ожиданий.
Другой эксперимент. Гарфинкель просил своих студентов, придя домой, в течение небольшого периода времени (от пятнадцати минут до часа) вести себя так, как если бы они были квартиранты, разрушая тем самым привычные образцы взаимодействия со своими домочадцами. Согласно полученным инструкциям, студенты должны были вести себя сдержанно вежливо, официально, говорить лишь тогда, когда с ними заговаривали родственники. В большинстве случаев члены семьи были обескуражены подобным поведением.
12) Социальное действие — это преднамеренный, целенаправленный поведенческий акт, ориентированный на других, их возможные ответные действия.
Впервые это определение ввел и исследовал М. Вебер. Он пришел к выводу, что чело-век не только действует целенаправленно, но и ожидает от других людей ответной реакции.
С социального действия начинается социологический анализ любого явления, потому что оно первичный элемент социальной жизни.
Из определения следуют две составляющие социального поведения: мотивация и ориентация на другого человека. Необходимо различать понятия «социальное действие» и «поведенческое воздействие», которые не являются тождественными.
Деятельность человека должна быть ориентирована на других. Из этого следует, что не во всех сферах легко обозначить социальное действие (к примеру, при разработке новых технологий).
Иногда действие только по внешним признакам социальное, но по характеру таковым не является. Умение отличать их чрезвычайно важно при анализе социальных процессов.
Социальные действия системны, т.е. они имеют способность к возобновлению. Для
этого требуется предсказуемость поведения сторон. Она осуществляется посредством принятых в обществе норм и культурных традиций. Таким образом, на первый план выходит способность культуры объединять людей, налаживать их взаимопонимание и интеграцию. Благодаря общепринятым стандартам поведение человека становится предсказуемым.
13)Социальные отношения -Это отношения между людьми или группами, осуществляемые в соответствии с законами социальной организации общества. Структура социальных отношений: 1)Субъекты – стороны, между которыми возникают отношения 2Объекты – то, по поводу чего возникают отношения 3)Потребности – отношения между субъектами и объектами 4)Интересы – отношения субъект–субъект 5)Ценности – отношения между идеалами взаимодействующих субъектов.
Субъектом социальных отношений выступает только определенным образом организованная социальная единица. Социальные отношения определяются природой самого общества, воспроизводят его, поддерживают социальный порядок. Социальные отношения складываются между группами людей. Личность нельзя рассматривать вне общества. Социальная общность – реально существующая группа людей, которую характеризуют единство признаков: 1)Сходство условий жизнедеятельности 2)Общность потребностей 3)Наличие совместной деятельности 4)Формирование собственной культуры 5)Создание системы управления и самоуправления активностью группы.
В процессе функционирования системы управления возникает шесть основных типов социальных отношений:
• служебные, которые отличаются своей ассимметричностью. Эта особенность проявляется в том, что в процессе функционирования системы управления чаще всего складывается зависимость подчиненного от начальника. Наиболее существенным признаком служебных отношений является полномочие решать, что и как должен делать подчиненный в рабочее время, и определять задания, которые он должен выполнять;
• функциональные - строятся таким образом, что руководитель не решает, что должен делать подчиненный. Роль руководителя заключается, скорее, в совете, помощи, чем в выдаче распоряжений. В рамках функциональной связи не приняты директивы и распоряжения;
• технические, при которых каждый должен четко выполнять свои функции и добиваться столь же четкого выполнения другими сотрудниками их функций;
• информационные - связанные с односторонними или взаимными процессами информирования обо всех состояниях объекта и об изменениях состояний, о которых информирующий знает, а информируемый должен знать, чтобы иметь возможность эффективно выполнять свои обязанности;
• специализированные - связанные с разделением труда (распределением целей и действий по их достижению) в управлении различными направлениями деятельности данной системы (организации);
• иерархические - между звеньями или ячейками системы, расположенными на различных ступенях управленческой лестницы (управленческой вертикали), при которых каждый нижестоящий уровень управления подчиняется вышестоящему уровню управления.
14) Становление и развитие социологии в России до 1917 года можно проследить, применяя эволюционный подход.
Этапы: 1) ранний, 2) аналитический 3) неопозитивистский.
1. Для раннего (синтетического или позитивистского) периода развития характерен натурализм и эволюционизм, когда социальные законы рассматривались как часть природных или продолжение последних. Среди основных направлений выделяются:
– натуралистическое (географический детерминизм Л.Мечникова и С.М.Соловьева, органицизм А.Стронина, П.Лилиенфельда, Я.Новикова);
– субъективная школа (П.Лавров, Н.Михайловский);
– психологическая (Н.Кареев, Е. де Роберти);
– плюралистическая (М.М.Ковалевский).
2. На аналитическом этапе развития социологической мысли происходит отход от натурализма и естественнонаучных методов и провозглашается номинализм и индивидуализм. В раскрытии содержания социальной закономерности уже исходят не из природного фактора, а целевой необходимости. Эта стадия представлена следующими направлениями:
– cоциальными теориями неославянофильства (Н.Данилевский);
– русского неокантинианства (А.Лапо-Данилевский, В.Кистяковский, П.Новгородцев, В.Хвостов, Л.Петражицкий);
– религиозного идеализма (В.С.Соловьев, Н.Бердяев).
3. Эволюционный этап сменяется неопозитивистским. В поле зрения исследователей оказываются проблемы коллективной деятельности поведения людей. В социальной закономерности выявляются функциональные связи. Представителями этой стадии развития немарксистской социологической мысли выступают: А.Звоницкая, К.Тахтареев, П.Сорокин. Сорокин является создателем современной теории стратификации. Теория стратификации изложена в его книге <Человек, цивилизация, общество>, переведенной на русский язык. П.Сорокин рассматривает мир как социальную вселенную, т.е. некое пространство, заполненное не звездами и планетами, а социальными связями и отношениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положение любого человека. В многомерном пространстве выделяются две главных оси координат - ось Х (для измерения горизонтальной мобильности) и ось У (для измерения вертикальной мобильности). Иначе говоря, получилось некое подобие классическому эвклидову пространству.
15.1 Общество-динамическая система, то есть, находится в постоянном движении, развитии, меняет свои черты, признаки, состояния. Динамические системы могут быть линейными и нелинейными. Изменения в линейных системах легко просчитываются, например, свободное колебание маятника. Общество – нелинейная система. Это значит, что в разное время происходящее в нем под воздействием разных причин процессы определяются и описываются разными законами. Кроме того, общество никогда не возвращается назад к какой то точке своего развития. Общество – открытая система. Это значит, что оно реагирует на малейшие влияния извне, на любую случайность. Реакция проявляется в возникновении флуктуаций – непредсказуемых отклонений от стационарного состояния, и бифуркаций – разветвлений траектории развития. Бифуркации всегда непредсказуемы, это как бы кризисные моменты излома. Именно в точках бифуркации возникают инновации, происходят революционные изменения. Общество представляет собой сложное переплетение систем и их взаимодействий.
15.2Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то общества делят на дописьменные и письменные. Одним из основных направлений в типологии общества служит выбор политических отношений, форм государственной власти как оснований для выделения различных типов общества. Например, у Платона и Аристотеля общества различаются по типу государственного устройства: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия. В современных вариантах этого подхода отмечается выделение тоталитарных (государство определяет все основные направления социальной жизни); демократических (население может влиять на государственные структуры) и авторитарных (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии) обществ. В основу типологизации общества положено марксизмом различие обществ по типу производственных отношений в различных общественно-экономических формациях: первобытно-общинное общество (примитивно присваивающий способ производства); общества с азиатским способом производства (наличие особого вида коллективной собственности на землю); рабовладельческие общества (собственность на людей и использование труда рабов); феодальные (эксплуатация прикрепленных к земле крестьян); коммунистические или социалистические общества (равное отношение всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений).
16. Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы.Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями — связями, возникающими междусоциальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности.Социальными институтами (от лат. institutum — устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни.
Основные социальные институты и их функции:
Семья – регулирование рождаемости, социализация и защита детей;
Религия – обсуждение загробной жизни и понятий страдания и потерь, стремление соединиться с Создателем;
Право – поддержание социального порядка;
Политика – установление иерархии власти;
Экономика – производство и распределение товаров и услуг;
Образование – передача знаний и навыков из поколения в поколение;
Наука – освоение окружающей среды;
Здравоохранение – излечение больных, уход за умирающими;
Армия – защита от врагов, отстаивание национальных интересов;
СМИ – распространение информации, формирование общественного мнения, освещение событий.
17. Социальная общность — это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни.
Только в XIX веке социоло-
гия вместо отдельных индивидов в качестве
основных субъектов общественной деятель-
ности начинает рассматривать классы, соци-
альные группы. Это было связано с образо-
ванием крупномасштабных национальных
государств, вовлечением в общественный
процесс в качестве его сознательныхучаст-
ников и творцов широких масс населения.Но для того, что бы та или иная социаль-
ная общность из потенциальногосубъек-
та трансформационного процесса стала
реальным, деятельным субъектом необхо-
димо осознание последними, своих инте-
ресов, субъективной идентификации членов
группы.
18. Социальная структура общества есть его качественная определенность, предполагающая социальное неравенство, полиморфизм и мозаичность его инфраструктуры.
П.А. Сорокин выделял следующие элементы социального взаимодействия¹:
1) субъекты взаимодействия;
2) взаимные ожидания субъектов взаимодействия;
3) целенаправленная деятельность каждой из сторон;
4) проводники социального взаимодействия.
Трансформация институтов российского общества серьезно сказалась на его социальной структуре. Изменились и продолжают меняться отношения собственности и власти, перестраивается механизм социальной стратификации, идет интенсивная смена элит, на общественную сцену выходят новые социальные группы, растет слой маргиналов, расширяется "социальное дно", все более криминализуются экономические отношения. Соответственно меняются групповые интересы, способы поведения, социальные взаимодействия. Эти, на первый взгляд разрозненные явления на деле являются разными сторонами процесса социальной трансформации российского общества как целостной социальной системы. Важнейшими характеристиками этой системы служат, во-первых, социальная структура, т.е. состав, положение и отношения определяющих ее развитие групп и, во вторых, стратификация или расположение названных групп на иерархической шкале социальных статусов.
19 В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие “социальной стратификации”..
Разделение труда считается одной самой важной причиной социального неравенства, потому что экономическая деятельность считается самой важной.
Мы можем выделять неравенство по ряду признаков:Неравенство по физическим признакам, которое можно разделить на три типа неравенств: 1) Неравенство на основе физических различий; 2) Сексуальное неравенство; 3) Неравенство по возрасту;
Так, на основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия классов, слоев, их выполняющих. На вершину социальной лестницы неизменно ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление страной, ибо только они могут поддержать и обеспечить единство общества, создать необходимые условия для успешного выполнения других функций.
Решающее значение для складывания современных представлений о сущности, формах и функциях социального неравенства, наряду с Марксом, имел Макс Вебер ( 1864 - 1920 гг.) - классик мировой социологической теории. Идейная основа взглядов Вебера состоит в том, что индивид является субъектом социального действия.
Основное противоречие Вебера с Марксом состоит в том, что, по Веберу, класс не может быть субъектом действия, так как он не является общиной. В отличие от Маркса Вебер связывал понятие класа лишь с капиталистическим обществом, где важнейм регулятором отношений выступает рынок. Посредством него люди удовлетворяют свои потребности в материальных благах и услугах.
20. Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни. социальная стратификация, пожалуй, одна из основных тем социологии, что дает понять методы и способы разделения общества на классы, определить их основные характеристики и провести полный анализ такого раздела. Стратификация общества происходит с применением нескольких факторов: дохода, богатства, власти и престижа. Доход можно охарактеризовать как количество денег, что получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени. К таким деньгам можно отнести: заработную плату, алименты, пенсии, гонорары, и т. п. В научной традиции существует два основных подхода к исследованию социальной стратификации - классовый и статусный. Классовый подход основан на объективных показателях принадлежности к социальному классу или слою, тогда как статусный - на субъективных оценках престижа индивидов, социальных групп, профессий. Первая традиция является, по преимуществу, европейской, вторая - американской.
21 Социальной мобильностью называется совокупность социальных перемещений людей в обществе.Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа – вертикальная и горизонтальная.
Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители: сын шахтера становится инженером.
Внутрипоколенная мобильность означает, что один и тот же индивид, вне сравнения с родителями, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.
Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую, т.е. перемещение, приводящее к повышению или к понижению социального статуса.В зависимости от направления перемещения вертикальная мобильность бывает восходящая (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая (социальный спуск, движение вниз). Как правило, восхождение — явление добровольное, а нисхождение — принудительное.
Горизонтальная мобильность подразумевает перемещение индивида из одной социальной группы в другую без повышения или понижения социального статуса: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую.
Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность, подразумевающая не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.Различают индивидуальную мобильность — перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других, и групповую мобильность — перемещения происходят коллективно.
Выделяют также организованную мобильность и структурную мобильность. Организованной мобильность является, когда перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: а) с согласия самих людей, б) без их согласия.
Структурная мобильность вызвана изменениями в структуре общества и происходит помимо воли отдельных индивидов.
Виды (типы, формы) мобильности могут быть главные и неглавные.
Главные виды характеризуют все или большинство обществ в любую историческую эпоху.
Неглавные виды мобильности присущи одним типам общества и не присущи другим.
Вертикальная социальная мобильность измеряется при помощи двух главных показателей: дистанция мобильности и объем мобильности.
Дистанция мобильности — количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Большинство социальных перемещений происходит именно так. Ненормальная дистанция — неожиданный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию.
Под объемами мобильности понимается число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Объем, исчисляемый количеством переместившихся индивидов, называется абсолютным, а отношением этого количества по всему населению — относительным объемом и указывается в процентах. Совокупный объем, или масштаб мобильности, определяет количество перемещений по всем стратам вместе, а дифференцированный — по отдельным стратам, слоям, классам.
Групповая мобильность наблюдается там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты.
Причинами групповой мобильности чаще всего выступают следующие факторы:
• социальные революции,
• иностранные интервенции, нашествия,
• гражданские войны,
• военные перевороты,
• смена политических режимов,
• замена старой конституции новой,
• крестьянские восстания,
• междоусобная борьба аристократических родов,
• создание империи.
Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации.
На социальную мобильность наибольшее влияние оказывают не профессия и образование родителей, а собственные достижения в обучении. Чем выше образование, тем больше шансов продвинуться вверх по социальной лестнице. Большинство людей начинают свою трудовую карьеру на одинаковом с родителями социальном уровне и лишь очень немногим удается значительно продвинуться вперед.
Средний гражданин за жизнь перемещается на одну ступеньку вверх или вниз, редко кому удается шагнуть сразу на несколько ступеней.
Факторы восходящей индивидуальной мобильности, т. е. причины, позволяющие одному человеку достичь больших успехов, чем другому:
• социальный статус семьи,
• уровень полученного образования,
• национальность,
• физические и умственные способности, внешние данные,
• полученное воспитание,
• место жительства,
• выгодный брак.
Во всех индустриально развитых странах женщине продвинуться сложнее, чем мужчине. Часто женщины повышают свой социальный статус благодаря выгодному замужеству. Поэтому, устраиваясь на работу, они выбирают такие профессии, где вероятнее всего найти «подходящего мужчину».
В индустриальном обществе мобильность определяется структурой народного хозяйства. На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения.
Молодые и мужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Молодым свойственна профессиональная, взрослым — экономическая, пожилым — политическая мобильность.
Чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается.
Страты, как страны, могут быть перенаселены или недонаселены.
Каналы вертикальной мобильности.
Между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные «отверстия», «лифты», «мембраны», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз.
В качестве каналов социальной мобильности используются социальные институты.
Армия функционирует в качестве канала особенно эффективно в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из нижних чинов. Солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств.
Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. Помимо восходящей мобильности церковь была каналом и нисходящей. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены.
Институт образования, какую бы конкретную форму он ни приобретал, во все века служил мощным каналом социальной мобильности.
Семья и брак становятся каналами вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных слоев. В античности по римским законам свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла статус свободного гражданина.
Возведение социальных барьеров и перегородок, ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самой себе называется социальной клаузулой (групповой замкнутостью).
В молодом быстро развивающемся обществе вертикальная мобильность идет очень интенсивно. Выходцы из низших классов благодаря счастливым обстоятельствам, трудолюбию или изворотливости быстро продвигаются наверх, где для них уготовано множество вакансий. Места заполняются, движение вверх замедляется. Новый класс богачей отгораживается от общества множеством социальных барьеров. Попасть в него теперь неимоверно сложно. Социальная группа закрылась.
В процессе социальной мобильности в обществе неизбежно формируются особые страты людей, которые утрачивают важные социальные статусы и роли и какое-то время не приобретают адекватные им статусы и роли.
22 Сре́дний класс - группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей. К среднему классу, как правило, относят людей, которые имеют высокий уровень образования и квалификации, и занимают в обществе промежуточное положение: между богатой небольшой частью и значительной - низкооплачиваемой частями населения.
В странах, считающихся развитыми, средний класс составляет наиболее многочисленную группу населения. Также, в таких странах функциями среднего класса считаются привнесение инноваций и воспроизводство квалифицированных кадров, а также поддержание стабильности в обществе.
огласно современному британскому социологу Энтони Гидденсу, внутри среднего класса можно выделить две основные категории — «старый средний класс» и «новый средний класс». «Старый средний класс» составляют мелкие предприниматели, а «новый средний класс» состоит из высокооплачиваемых и среднеоплачиваемых наемных работников, как правило, занятых интеллектуальным трудом. Высший слой «нового среднего» класса включает менеджеров и высококвалифицированных специалистов. К низшему слою относятся учителя, врачи, офисные служащие и т. д. Это очень разнородная социальная группа, по многим параметрам схожая с рабочим классом.
Численность «старого среднего класса» (класса собственников) сокращается и растет доля «нового среднего класса». Сейчас большинство среднего класса составляют люди, источником дохода которых является их труд и профессиональные навыки, а не владение собственностью.
23 Маргина́л (от лат. margo — край) — вольно трактуемое/употребляемое понятие для обозначения человека, чьё положение в обществе, образ жизни, мировоззрение, происхождение и т. п. не вписываются в общую массу.
Также таким термином именуют субъекты общества, утратившие свои функции, но ещё числящиеся как исполняющие их. Выделяют следующие основные виды маргинальности:
1) собственно социальная маргинальность (например, группы, которые порвали связь с прежним слоем, но еще не присоединились к новому слою);
2) экономическая маргинальность, которая сводится в основном к феномену безработицы, как вынужденной, так и намеренной (в последнем случае безработный живет на деньги, выплачиваемые ему в качестве пособия государством или иными структурами);;
3) политическая маргинальность, при которой индивидов не устраивают существующие формы политической жизни;
4)религиозная маргинальность, при которой человек находится вне конфессий и не может совершить выбор в пользу одной из них.
24. Личность - это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек - носитель самых разных свойств, то личность - это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д.
25. Теория личности — это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.
Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.
В социологии принято выделять также модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип личности – тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее, например, всесторонне и гармонично развитая личность у К.Маркса или новый Человек Э.Фромма. Базисный тип личности – тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Иными словами, социальный тип личности – это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них – на его реальное поведение.
26. Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития
Классификация В. В. Ковалева построена на трех разных основаниях:
1) социально-психологическая:- антидисциплинарное поведение;- асоциальное;- противоправное;- аутоагрессивное.
2) клинико-психопатологическая:- патологические;- непатологические девиации.
3) личностно-динамическая:- "реакции";- "развития";- "состояния"
Концепции: биологическая теория, психологическая и социологическая.
Сторонники биологической теории девиации рассматривают отклонение пове