Общественное мнение как социальный институт. Методы его исследования и использование в практике управления социальными процессами.
Общественное мнение –это специфическое проявление общественного сознания. Оно отражает интересы, настроения, чувства классов и социальных групп общества в тот или иной исторический отрезок времени. Включаетв себя только те тз, которые связаны с оценкой ситуации; Оно существует по определенному вопросу, возникает в определенной ситуации. Публично выражается. Складывается только при условии доступа общественности к информации об интересующей проблеме. Сохраняетсяна протяжении определенного времени.
Проявляется сначала в эмоциях и суждениях, а затем и в действиях.
Объектом ОМ являются конкретные явления, темы, проблемы, по которым высказываются суждения и точки зрения, то есть то, по поводу чего складывается общественное мнение. Субъект и выразитель– люди, которые высказывают суждения или дают оценки той или иной проблеме, возникающей в обществе.
Важнейшим условием появления общественного мнения выступают социальные интересы людей. Важен уровень компетентности людей (у них должны быть знания для обсуждения того или иного вопроса).
Источники: непосредственное наблюдение и оценкой окружающей действительности. СМИ.
Оно может функционировать в рамках региона, области, района, страны в целом.
В последнее время идет идея о формировании мирового общественного мнения, отражающего глобальные проблемы общественно-политической жизни современного человечества. Проблемы сохранения окружающей среды. Международное общественное мнение фиксирует оценки, мнения и суждения по вопросам социально-демографического развития мирового сообщества и социально-экономического развития различных регионов земного шара, вопросы глобализации экономической сферы жизни. Особое внимание – мировому терроризму.
Функции. Экспрессивная. Консультативная. Дает советы относительно решения той или иной.
Директивная. Обычно такие решения принимаются на референдумах, отражаются в волеизъявлении граждан на выборах и т.п.
Традиционно в исследованиях ОМ используются различного рода опросы, наблюдение, анализ документальных источников. Опросы– это совокупность методов, которая позволяет выявлять, отслеживать оценки, мнения, суждения различных групп людей по значимым социальным, экономическим и политическим проблемам жизни общества. При изучении политических процессов и изучении ОМ о политических предпочтениях населения в ситуации выборов современная социология использует предвыборные опросы, которые проводятся до момента голосования. Существуют еще опросы на выборах (exit pool). Их результатом является краткосрочный прогноз. И еще существуют поствыборные опросы, которые позволяют объяснить результаты выборов, то есть почему был выбран тот / иной кандидат.
Совершенствование методики изучения общественного мнения возможно при наличии сформированной исследовательской инфраструктуры. В Всероссийский центр изучения общественного мнения. В Воронеже – КОНТЕНТ.
Существует опасность манипулирования ОМ в условиях, когда политическая и экономическая элита контролирует деятельность СМИ. Тогда общественное мнение становится управляемым
29. Образование как социальный институт. Основные тенденции развития образовательных систем в современном мире.Образование – СИ, посредством которого осуществляется передача культурного наследия от одного поколения к другому, осуществляется социализ индивида и подготовка его к овладению различными соц ролями. «Формальное образование» подразумевает существование в обществе специальных учреждений и организаций, осуществляющих процесс обучения; господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется определенному официально предписанному образцу, обучения определенным навыкам и действиям, которые должны соответствовать нормативному канону личности, принятому в данном обществе. Под неформал понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно усваивает в процессе общения с окружающей социальной средой и путем индивидуального приобщения к культурным ценностям.
В примитивных первобытных обществах образование являлось частью соц-производственного процесса. В доиндустриальном начинается обособление института образования. Школы Древней Греции. В эпоху средневековья начинает складываться более организованная система образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных - в Оксфорде. В обществе индустриального типа образование становится массовым, доступным для широких слоев.
Система образования рассматривается как тип соц организации с присущей ей соц структурой, т.е. совокупностью взаимосвязанных соц позиций и ролей, посредством которых осуществляются различные типы деятельности. Главная особенность соц подхода: образование рассматривается в качестве одного из важнейших институтов общества, выполняющего ряд специфических функций.
F:1. Трансляция и распространение культуры в обществе. 2. Формирование у молодого поколения установок, господствующих в данном обществе. 3. Соц селекция - возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся. 4. Соц и культурное изменения являются прерогативой современного института образования.
Эволюция знания в основной источник стоимости в информационном обществе. По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. Переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Суть этого перехода заключается не только в смене приоритетов: от государственного заказа на подготовку специалистов к удовлетворению потребностей личности. Новая концепция предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого конкретного человека и способствовать его самореализации и развитию. Школьного и даже вузовского образования сегодня уже надолго не хватает. Нужны специалисты не с пяти, а сорокалетним образованием. Развитие концепции непрерывного образования, стремление реализовать ее на практике обострили в обществе проблему образования взрослых. Превращение знаний в основной общественный капитал, возрастание выгод, связанных с получением знаний, заключается в том, что выгоды от него получает человек, который потребляет этот товар, общество в целом и конкретные предприятия. Отсюда вытекают основания для смешанного финансирования образования, развитие рыночных отношений в этой сфере. Развитию рыночных отношений в сфере образования способствует и обострение проблемы государственного финансирования.Болонский процесс: краткое содержание
Болонским процессом с 1999 года - года подписания Болонской декларации министрами образования 29 европейских государств - стали именовать движение, цель которого заключается в гармонизации систем образования, прежде всего высшего, стран Европы.
Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять всё лучшее, что есть у партнеров - за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы и т.д. В результате единая Европа приобретет большую привлекательность на мировом образовательном рынке.
Для обеспечения гармонизации системы высшего образования должны стать "прозрачными", максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат - магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т.д.
В сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса, к тому времени уже 33-х, Российская Федерация в лице министра образования РФ Владимира Михайловича Филиппова поставила свою подпись под Болонской декларацией, тем самым обязавшись до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.
Это означает, что Россия перестает быть в изоляции и получает возможность влиять на решения, принимаемые участниками Болонского процесса.