Социологическая мысль в России.
Соц в России начала развиваться приблизительно в то же время, что и на Западе. Большинство теорий, созданных русскими исследователями, имели явную идеологическую направленность – они служили теоретическим обоснованием тех или иных политических идеологий.
Данилевский – создатель антиэволюционистской модели общественного прогресса. Предлагает «естественную» сис-му группировки исторических событий. «Человечество» - только отвлеченное понятие, реальным носителем исторической жизни выступают «естественные сис-мы» - обособленные «культурно-исторические типы». Главным критерием выделения типов является языковая близость.
Мечников – выступил как крупнейший представитель географической школы социологии. Стремился объяснить неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения. 3 периода в истории цивилизации: речной (со времени возникновения первых рабовладельческих государств в долинах Нил, Инд. Деспотизм и рабство), морской (время от основания Карфагена до Карла Великого. Крепостничество, подневольный труд) и океанический (с открытия Америки. Идеалами этого периода должна стать свобода, равенство, братство).
Соц народничества представлена трудами Лаврова и Михайловского, которые полагали, что важнейшей задачей социологии является изучение мотивов деятельности людей и их нравственных идеалов. Лавров сформулировал теорию солидарности, которая представляет собой общность интересов, убеждений и привычек людей, осознание ими того, что личный интерес совпадает с общественным. Задача социологии – изучить и понять формы солидарности, условия ее упрочения или ослабления при разном уровне развития.
Михайловский исследовал проблемы взаимодействия личности и общества, героя и толпы. Он разработал "Теорию общественного прогресса", движущими силами которого, по его мнению, являются: разделение труда; борьба нового уклада общественной жизни со старым; борьба передовых и реакционных идей; борьба передовых и реакционных общественных идеалов.
Психологическая социология в России представлена работами Роберти и Кареева.
Роберти разработал концепцию "робертизма". Социология должна быть тесно связана с психологией; психическая деятельность людей развивается под воздействием биологических факторов и социальной деятельности; существует индивидуальная и коллективная психика (последняя, воплощаясь в групповом поведении людей, проявляется в морали, нравственных нормах и принципах).
Н. Кареев сформулировал представление о трех основных сторонах духовного бытия людей: интеллектуальной (ум); эмоциональной (чувства); волевой.
Плюралистическая социология М. Ковалевского. Не следует придавать постоянного определяющего значения тем или иным факторам общественного развития (экономическим и т.д.) – каждый из них в зависимости от ситуации может стать решающим на протяжении какого-то времени. "Теория обще прогресса": основным законом социологии является закон прогресса, а задача социолога состоит в выявлении причин, которыми обусловлен прогресс и сущности перемен, им вызываемых
Социологический неопозитивизм П. Сорокина. Социология должна строиться по образцу естественных наук; должна изучать мир таким, каков он есть; должна изучать только такие взаимодействия людей, которые доступны для объективного измерения; социологическое исследование не допускает не доказанных наукой построений; любое социальное явление или процесс детерминируются многими факторами. Разделил социологию на теоретическую и практическую.
Основные направления западноевропейской и американской социологии в ХХ веке.
Структурный функционализм
Для наиболее полного представления о структурном функционализме следует рассмотреть его основные составляющие: функционализм и структурализм
Особую роль в разработке функциональной парадигмы сыграл Мертон. разработал понятие 'функция" - совокупность наблюдаемых последствий, которые способствуют приспособлению системы к окружающей среде и ее сохранению. "Дисфункция", заявил о возможности отклонения системы от принятой нормативной модели.
Структурализм в социологии - концепция применения структурного анализа к социальным явлениям, преимущественно явлениям культуры. Леви-Стросс, Фукса. Заявляют о возможности построить новую модель социальной реальности. Такой моделью для структуралистов явился. Это определило методологический аппарат структурализма как механизм, связанный со структурными свойствами знаковых систем (естественный, разговорный язык, и т.д), с привлечением некоторых методов, используемых точными и естественными науками.
Структурно-функциональный анализ - господствующее направление в американской социологии после Второй мировой войны, задача социологии заключается в изучении механизмов и структур, обеспечивающих устойчивость социальной системы. Парсонс. В основе структурно-функционального анализа лежит идея социального порядка, в котором над конфликтом доминирует согласие. Сознательное стремление построить законченную систему социального действия как наиболее полную систему объяснения эмпирических фактов реальной действительности.
Феноменологическая соц - направление в социологии, представляющее собой разновидность понимающей социологии. В центре внимания не мир в целом, а человек в его специфическом измерении. У феноменологов соц реальность «конструируется» посредством образов и понятий, выражаемых в коммуникации. Социальные события лишь кажутся объективными, тогда как в действительности они предстают как мнения индивидов об этих событиях.
Неомарксизм - это совокупность обновленческих социально-философских и экономических концепций, индивидуальных духовных инициатив, коллективных интеллектуальных проектов, умственных течений ХIХ-ХХ веков в русле идейной традиции, восходящей к Марксу. Лукач и Корш.
Соединение филос. понятий с политэкономическими и общесоциол. В кач-ве центральной и основополагающей в Н. выступает категория “отчуждение”, понимаемая в социально-экономическом смысле. Рез-том “отчуждения” оказывается не только социальная структура обществ, форм, но и субстанциальное содержание мира, его предметно-вещественный характер.
Сторонникам Н. свойствен нигилизм в отношении духовной культуры.