Тема: Т. Парсонс: теория социального действия и социальной системы

ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук

Кафедра социологии и социальной работы

Допускаю к защите

Руководитель

____________ Н.М. Струк

Тема: Т. Парсонс: теория социального действия и социальной системы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовой работе по дисциплине

«История социологии»

Выполнил студент группы СЦБ-15-1 Е.А. Лебедева

Нормоконтроль Н.М. Струк

Курсовая работа защищена с оценкой _________________

Иркутск 2016 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЗАДАНИЕ

НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

По курсу «История социологии»

Студенту группы СЦБ-15-1 Лебедевой Е.А.

Тема курсовой работы «Т. Парсонс: теория социального действия и социальной системы»

Исходные данные: книги, научные статьи,учебные пособия.

Рекомендуемая литература

1. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект пресс, 1997. – 378 с.

2. Парсонс T. Понятие общества: Компоненты и их взаимоотношения // Современная западная теоретическая социология: Т. Парсонс. Вып. 2. / РАН. ИНИОН. Лаб. социологии; Н. Л. Полякова М.: ИНИОН, 1994. С. 104.

3. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000. – 237 с.

Дата выдачи задания 5 сентября 2016 г.

Задание получил Е.А. Лебедева

Дата представления курсовой работы руководителю 19 декабря2016г.

Руководитель курсовой работы Н.М. Струк

Содержание

Введение..................................................................................................... 4

1Теоретико-методологические основы социального действия Т.Парсонса 9

1.1Теория социального действия.............................................................. 9

1.2 «Волюнтаристская теория социального действия».......................... 14

2Теория социальной системы.................................................................. 20

2.1 Социальная система: общая схема.................................................... 20

2.2 Подвижное равновесие общества...................................................... 23

Заключение............................................................................................... 32

Список используемой литературы.......................................................... 34

Введение

Актуальность темы исследования.В российском обществе за последнее десятилетие коренным образом изменилась социально-экономическая структура, характер политической власти, а также система духовных приоритетов, определяющих специфику развития страны и поведение различных социальных групп. Сложность происходящих общественных преобразований и острота возникающих в этой связи проблем, как на макроуровне, так и на микроуровне со всей необходимостью требует проведения масштабных социологических исследований и научных обобщений, способствующих разработке адекватных управленческих решений.

Это становится тем более насущным, поскольку Россия входит в систему глобальных мировых отношений, в теоретическом осмыслении которых немаловажную роль играет и социологическая наука. Отсюда усвоение практического опыта и теоретических концепций, сформировавшихся на Западе, является одним из важнейших условий активного участия отечественной социологии, как в решении глобальных проблем, так и вопросов, касающихся развития собственной страны.Является общепризнанным фактом, что современная социологическая наука существует в условиях сосуществования и конкуренции нескольких парадигм социального знания. Это явление получило название мультипарадигматизма. Существуют различные видения социальной жизни, которые предлагают различные, часто взаимоисключающие трактовки реальности. Конкурирующие теории имеют разную степень общности и применения. Среди них есть и такие, которые оказали существенное влияние на развитие социологической науки, как на абстрактно-теоретическом, так и на эмпирическом уровне. Преемственность и активное взаимодействие социологических идей, выдвигавшихся различными школами и направлениями, составляет основу научного прогресса в области социального знания.

В этом контексте более глубокое усвоения и понимание наследия Т. Парсонса, как одного из выдающихся социологов XX в. является тем более актуальным. Парсонс - интегративная фигура, ученый, синтезировавший наследие классиков социологической науки, и предложивший на основе этого синтеза свое оригинальное видение социальной науки [2; с.60].За социологической концепцией Парсонса, которая знала период высокого расцвета, долгое время отрицалась всякая практическая ценность.

История развития социологии во многом опровергла это утверждение. В настоящее время в западной социологии говорят даже о «ренессансе Парсонса». Впрочем, проблема носит более общий характер. Речь идет о значимости и ценности теории в социогуманитарных науках вообще.

Степень изученности в литературе.Видное место среди наиболее известных социологов XX ве­ка принадлежит профессору Гарвардского университетаТолкоттуПарсонсу (1902-1979). В своем стремлении создать общую теорию систем действия, опирающуюся на принципы изменения, интеграции и стабильности, он предлагал альтернативу марксистскому пониманию первенствующего значения революции и радикального преобразования мира. Единая идея егоработ в том, что социальная реальность, несмотря на сложность и противоречивость, организована ра­ционально и обладает системным характером. С точки зрения Парсонса, социологическая теория занимается явлениями институционализации образцов ценностных ориентаций, а также мотивационными процессами, протекающими в социальной системе.

Т. Парсонс считал, что основной проблемой социологии как теоретической дисциплины является исследование процессов интеграции социальных систем. Поэтому социология должна заниматься широким кругом факторов и последствий «интегральных состояний» социальных систем самых различных уровней, начиная с семьи и малых групп, через промежуточные уровни локальных общностей и формальных организаций, и кончая обществами кактаковыми и даже целыми системами обществ.

Социальная система в связи с этим рассматривается не как конкретное целое, а как определенный набор абстракций, полученных логическим путем из конкретных форм взаимосвязи и поведения, исследуемых с точки зрения взаимодействия. А это означает, что социальная система состоит из взаимодействий индивидов, каждый из которых одновременно является и действующим лицом (автором), имеющим определенные цели, установки, стремления и т.п., и объектом ориентации как для других действующих лиц, так и для себя самого. Вместе с тем социальная система рассматривается Т.Парсонсом как«открытая», находящаяся в отно­шениях взаимозависимости и взаимопроникновения с рядом окружающих систем.

Любую социальную систему можно представить в двух ее неразрывных аспектах. С одной стороны, она выступает как структура, т.е. как ряд единиц или компонентов со стабильными свойствами. В этом выражается статикасистемы, составляющая объект ее синхронного аспекта исследования. С другой стороны, система предстает как ряд событий, процессов, в ходе которых нечто происходит, изменяя некоторые свойства и отношения между структурными единицами. Эти изменениясоставляют в своей совокупности динамикусистемы, служащую объектом диахронного аспекта ееисследования. Если рассматривать социальную систему с точки зрения ее структуры, то минимальной единицей такой системы является роль участвующего индивидуального субъекта действия, а минимальное отношение представляет собой стандартизированное взаимодействие, когда ориентируясь на других, и наоборот, каждый является объектом для всех остальных. Таким образом, даже на самом своем элементарном уровне социальная система предстает в органической взаимосвязи структуры и событий, с ней происходящих, т.е. изменений, связанных сдействием.

Из этого следует, что социальные системы рассматриваются не как агрегации взаимодействующих людей и проявляющих себя в поступках, а каксложные и целостные совокупности социальных действийлюдей, включающих в себя различные взаимодействия и изменения структур, возникающих в результате взаимодействий. «Мы предпочитаем использовать термин «действие», а не «пове­дение», - подчеркивает Т. Парсонс, — поскольку нас-интересует не физическая событийность поведения сама по себе, но его образец, маслосодержащей продукты действия (физические, культурные идр. – от простых орудий до произведений искусства, атакже ме­ханизмы и процессы, контролирующие этот образец».

Парсонс выделяет общую модель действия, названную им «единичным актом», который включает в себя два основных компонента:

Действующее лицо (автор), т.е. субъекта действия, наделенного стремлением действовать, имеющего определенные цели, способного описать способы их достижения и осуществить их.

Ситуационное окружение – изменяемые и неизменныефакторы окружения, по отношению к которым направлено действие и от которых оно зависит.

Объектом работы выступает социологическая концепция ТолкоттаПарсонса.

Предметом работывыступает анализтеории социального действия и социальной системы,методологических принципов научного построения и понятийного аппарата в их единстве и взаимодействии.

Цельработысостоит в том, чтобы проанализировать теорию социального действия и социальной системы Толкотта Парсонса, а также ее развитие и влияние на характер современной социологии.

Данная цель детализуется основными задачами работы:

1.Рассмотреть предпосылки формирования концепцией Т. Парсонса иеелогическую связь с научными положениями классиков социологии: М.Вебера, Э. Дюркгейма и В. Парето;

2.Выявить методологические установки Т. Парсонса, касающиеся общей стратегии построения социологической концепции;

3.Выяснить научную эволюцию социологической концепции Т. Парсонса и выделить ее основные хронологические этапы;

4.Выявить логические и понятийные связи между различными вариантами его концепции на важнейших этапах ее развития.

Парсонса

Теория социального действия

Толкотт Парсонс крупнейший представитель теории действия в наши дни. С его именем связана попытка построения на основе функционалистских воззрений «общесоциологической теории».

В ряде публикаций Г.М. Андреевой, Ю.А. Замошкина, А.Г. Здравомыслова, Г.В. Осипова, Н.В. Новикова и других советских авторов дана глубоко аргументированная критика классовых, идеологических и гносеологических основ парсонсовских построений.

Учитывая это, в данной работе некоторые важные, но уже хорошо проанализированные советскими социологами аспекты его концепции будут рассматриваться лишь в той мере, в какой этого требует логика исследования.

Существенным для понимания места и социальной роли концепции Парсонса является тот факт, что его мировоззрение формировалось в 30-е годы, т.е. в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. В социальном плане вся деятельность Т. Парсонса проходила под влиянием политики «нового курса» Ф. Рузвельта.

Боязнь социальных и экономических потрясений, желание внести свой вклад в «поддержание порядка» и породили у Парсонса тезис о необходимости сохранения существующих социальных отношений в стабильном состоянии. Этот аспект его концепции свидетельствует о том, что она является не только абстрактным выражением интересов господствующего класса, но и фактором их защиты. Более того, участие в написании работы «К общей теории действия», которая стала манифестом американской социальной мысли 50-х годов, большой группы ведущих социологов, психологов и антропологов показывает, что в тот период взгляды Парсонса разделялись многими буржуазными учеными [4; с.160].

В то же время без поддержки правительства, средств массовой информации и финансовых кругов теория социального действия не могла занять то господствующее положение в американской академической социологии, в котором она долгое время находилась, войдя в плоть и кровь целого поколения исследователей. Это влияние сказывается и сегодня, когда некоторые буржуазные критики Парсонса, отрицая функционализм, предлагают тем не менее развивать концепцию социального действия. Выступая против Парсонса, он» настаивают на том, чтобы вернуться к Веберу и Дюркгейму, идеи которых и породили его теорию.

Синтез теории действия и функционального анализа представляет собой одно из наиболее примечательных явлений в развитии современной буржуазной социологии. До середины нашего века функциональный анализ и теория социального действия шли как бы параллельно друг другу среди многообразия других концептуальных схем и методов. В проходившей в 1959-1965 гг. в США дискуссии по структурному функционализму рассматривался в основном функциональный аспект парсонсовской теории, тогда как теоретико-действенной стороне его взглядов не было уделено почти никакого внимания. Между тем это не соответствует той роли, которую социальное действие занимает в развиваемой Парсонсом концепции. О своей первой крупной работе «Структура социального действия» [1937], в которой были сформулированы основы теории действия, он писал: «...она является для меня поворотным пунктом не только с точки зрения содержания, но также и с точки зрения стратегии построения теории. В этом исследовании мне удалось продемонстрировать конвергенцию основных концептуальных схем этих четырех авторов (А. Маршала, Э. Дюркгейма, В. Парето и М. Вебера),и она образовала первый уровень интегрированной общей теории в моей собственной работе». Парсонс неоднократно указы­вал на непонимание значения данной работы вообще и аспекта действия в частности для всей его последующей деятельности [6; с.32].

Конвергенция идей и представлений его предшественников была осуществлена, по мнению Парсонса, благодаря выработке понятия «элементарное действие», в котором он видел основную единицу анализа в теории действия. «Элементарное действие» включает следующие структурные элементы: действующее лицо, цель, ситуацию и нормативную ориентацию действия. Остано­вимся более подробно на содержании этих элементов.

Действующее лицо. Основная его особенность заключается в том, что оно понимается не как организм, а как «эго» или «я». Последнее в отличие от организма не имеет пространственной локализации. Важнейшим следствием этого различения является рассмотрение тела действующего лица как принадлежащего ситуации. И тогда оказывается, что среди условий, в которых протекает действие, есть условия, связанные с телом действующего лица, а среди средств, которыми оно располагает, есть «сила» его тела, его «ум» и т.п.

Вторая особенность этого элемента состоит в том, что действие рассматривается так, как оно представляется действующему лицу. В этом плане категории теории действия «субъективны». Анализ субъективного аспекта действий людей имел для Парсонса, как и Вебера, огромное значение. Подчеркивая значение веберовских идей для его теории, Парсонс утверждает, что «без субъективной точки зрения теория действия становится бессмысленной»[8; с.38].

Цель. Как и все остальные элементы действия, она может быть рассмотрена на двух уровнях. Конкретная цель это предполагаемое будущее положение вещей. Ею может быть не только какой-то реальный продукт, поступок и т.п., но и само обязательство что-то сделать. Однако с помощью такого понимания цели можно только упорядочить одно действие относительно другого. Для того чтобы перейти к объяснению, необходимо совершить абстрагирование от конкретных целей, с тем чтобы выйти на аналитический уровень. При этом оказывается, что отнюдь не любое состояние в будущем положении вещей можно связать с целью. Цель- это только то в будущем положении вещей, что обусловливается «субъективным аспектом» действия, но не ситуацией. Следовательно, в аналитическом смысле цель — «это будущее положение вещей, на которое действие ориентировано благодаря тому факту, что такое положение вещей считается желательным для действующего лица (лиц) и в значительной степени отличается от того, которое можно было бы ожидать, если бы ситуация оказалась предоставленной естественному ходу событий и по отношению к ней не осуществлялось бы никакого активного вмешательства». Цели, согласно Парсонсу, могут быть произвольными, случайными или выбранными на основе какого-то знания. Понятие цели имплицитно предполагает время. Вне времени оно теряет свой смысл. Наличие цели, по мнению Парсонса, предполагает также возможность «ошибки». Может оказаться, что цель неправильно сформулирована или средства, избранные для ее достижения, неадекватны и нет механизмов, которые могли бы успешно предотвратить такие отклонения.

Ситуация. Это «внешнее окружение» действия. Основное ее свойство, с точки зрения действующего лица, заключается в том, что она развивается в другом направлении по сравнению с тем положением вещей, на которое ориентировано действие, т.е. от цели. В отношении возможности контроля действующего лица над ситуацией она может быть представлена через условия и средства действия.

«Условия» действия те элементы, которые действующее лицо не может изменить, а также элементы, изменение которых оно не может предотвратить. «Средства» действия те элементы, которые действующее лицо может контролировать.

Элементы ситуации независимы от действия, и в этом смысле они постоянны. Вместе с тем в рамках теории действия, согласно Парсонсу, они не должны быть представлены иначе, чем «условия» и «средства». Объясняется это тем, что условиями действия могут быть только те элементы окружающей среды, о наличии которых действующее лицо имеет какое-то представление, а средствами только те элементы окружающей среды и его соб­ственного организма, которыми данный индивид владеет или может овладеть [12; с.48].

Понятие ситуации, как и понятие цели, влечет за собой ряд не рассматриваемых Парсонсом допущений. Так, например, оно скрыто предполагает пространство, природные, культурные и социальные условия. Здесь, правда, необходимо быть весьма осторожным, так как ситуация действия включает в себя только условия и средства, которые относятся к достижению данной ограниченной цели, поэтому ситуация не должна отождествляться с окружающей средой. В принципе она всегда открыта в окружающую среду, но их разграничение необходимо в каждом отдельном случае.

Нормативная ориентация действия. Это аналитически заданный способ отношения элементов действия друг к другу. Для понятия действия, даже в каждом конкретном случае, не так важен тип нормы, как сам факт, что в действии всегда есть нормативная ориентация. «Норма - это вербальное описание конкретного хода действия, который, таким образом, рассматрива­ется как желательный, в сочетании с предписанием согласовывать будущее действие с этим образцом»11. Норма, как правило, содержит в себе как нормативные, так и ненормативные элементы. Признаками нормативного элемента являются: а) наличие у действующего лица стремления следовать тому или иному предписанию, как если бы это предписание было целью само по себе, независимо ни от каких иных соображений; б) признание действующим лицом необходимости достижения поставленной цели независимо от любых других возможностей, открывающихся в процессе достижения данной цели с помощью данных средств.

Согласно Парсонсу, в теории действия нормативная ориентация выполняет такую же роль, как и пространство в классической механике. Для этой концептуальной схемы «не существует действия, помимо стремления соответствовать нормам, как не существует движения, помимо изменения местоположения в пространстве». Однако наличие нормативного элемента у действующего лица, утверждает Парсонс, не имеет никакого нормативного значения для наблюдателя. Оно никоим образом не должно влиять на объективность научного исследования [17; с.60].

Теория социальной системы

Заключение

В заключении хотелось отметить критическое отношение Парсонса ксвоей теории и неприемлемости некоторых его постулатов к современности. Для его теории были характерны абстракция и формализм. Парсонс это связывал с развитием современных обществ, особенно с тенденциями американского общества, и считал, что его теоремы могут предложить альтернативную интерпретацию этих явлений. Он объясняет изменение в отношении к религиозным организациям не секуляризацию и падение религиозности, а как дифференциацию; он также признаёт за масс-медиа интегративную функцию, втоже время негативно оценивает массовую культуру.

После двух десятилетий резкой критики и отрицания в конце 80-х гг. вновь появился интерес к теории Парсонса, отчасти с узко исторической точки зрения, отчасти с намерением модифицировать и развить дальше его теорию.

На сегодняшний день большинство ведущих социологов мира признают большую роль Парсонса и его теорий на формирование социологии как науки в целом.

1. Предложенная Т. Парсонсом типизация социальных действий, разумеется, неподменяет веберовских представлений о типах социальных действий.У Парсонсанесколько иное основание для типизации. Это – сочетание ориентацийдействователя (мотивационной и ценностной) на ситуацию.Крометого, предложенные им типовые переменные, выражающие дихотомический характер решений действователя, позволяют проанализировать особенности явных и латентных выборов автора, их соотнесение с традиционностью и современностью.

Используя веберовский и парсоновский подходы проделайте анализ социальных действий россиян. Насколько мы готовы к тому, чтобы перейти к более или менее цивилизованным рыночным отношениям?

2. Сейчас начался процесс реформирования российской армии в направлении перехода на контрактную службу. Параллельно идет строительство правового государства. Используя положения структурного функционализма Парсонса покажите взаимопроникновение этих реформ. Каковы лояльности россиян по отношению к этим государственным структурам? Как они изменились за последнее время?

3. Почти все россияне ныне обеспокоены «решением» поставленной ещё Т. Гоббсом проблемы – как уберечь человеческие отношения от вырождения в «войну всех против всех». При этом различные политические силы вкладывают в понятие «общественный порядок» свое специфическое содержание.

Таким образом, можно сделать вывод, из теории Толкотта Парсонса, что дело не только в желательности конкретного порядка, но и в возможности его установления.

Список используемой литературы

1. Ашин Г.К., Кравченко С.А., Лозанский Э.Д. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий.: Тема 3 «Современный структурный функционализм: социальный порядок, политическая инновация и адаптация к ней».– М.:Экзамен, 2015

2. Беккер Г., Босков, А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении / Г. Беккер, А. Босков / пер. с англ. М.: Изд-во иностранной литературы, –1961. - 896 с.

3. Волков Ю. Г., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И. Социология: история и современность, Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.– 673 с.

4. Гидденс Э. Социология [Текст] / Э. Гидденс / науч. ред. В. А. Ядов; общ. ред. Л. С. Гурьевой и Л. Н. Иосилевича. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с.

5. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации [Текст] / Э. Гидденс. М.: Академический проект, 2013. - 528 с.

6. Давыдов А. А. К вопросу об определении понятия "общество" [Текст] / А.А. Давыдов // Социологические исследования. 2014. № 2. С. 12 24.

7. Давыдов А. А. Компьютационная теория социальных систем [Текст] / А.А.Давыдов // Социологические исследования. 2015. № 6.

8. Зборовский Г. Е. История социологии. - М.: Гардарики, 2014. – 432 с.

9. Ковалев А.Д. Обновленная версия теории действия и социальной системы; Его же. Формирование теории действия Толкотта Парсонса. – История теоретической социологии. – Т. 3. – М.: Канон, 1998. – Главы шестая и седьмая.

10. Классики теоретической социологии ХХ века: Рабочая тетрадь по историисоциологии. М.: ГУ ВШЭ, 2015. – 345 с.

11. Луман Н. Глоссарий [Текст] / Н. Луман // Социологический журнал. 1995. № 3. С. 125 127.

12. Парсонс T. Понятие общества: Компоненты и их взаимоотношения // Современная западная теоретическая социология: Толкотт Парсонс (19021973). Вып. 2. / РАН. ИНИОН. Лаб. социологии; Редкол.: Н. Л. Полякова (Отв. ред.сост.) и др. М.: ИНИОН, 1994. С. 104.

13. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект пресс, 1997. – 378 с.

14. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000. – 237 с.

15. О структуре социального действия. М., Академический проспект, 2015.

16. О социальных системах. М., Академический проспект. 2014.

17. Система координат действия и общая теория систем действия. Функциональная теория изменений. М., издательство Международного университета бизнеса и управления.1996.

18. Учебный социологический словарь с английскими и испанскими эквивалентами. Издание 4-е, дополненное, переработанное. Общая редакция С.А. Кравченко. М.: Экзамен, 2015.

19. Харчева В. Основы социологии. Учебник: М., 20014 г. – 753 с.

ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук

Кафедра социологии и социальной работы

Допускаю к защите

Руководитель

____________ Н.М. Струк

Тема: Т. Парсонс: теория социального действия и социальной системы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовой работе по дисциплине

«История социологии»

Выполнил студент группы СЦБ-15-1 Е.А. Лебедева

Нормоконтроль Н.М. Струк

Курсовая работа защищена с оценкой _________________

Иркутск 2016 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЗАДАНИЕ

НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

По курсу «История социологии»

Студенту группы СЦБ-15-1 Лебедевой Е.А.

Тема курсовой работы «Т. Парсонс: теория социального действия и социальной системы»

Исходные данные: книги, научные статьи,учебные пособия.

Рекомендуемая литература

1. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект пресс, 1997. – 378 с.

2. Парсонс T. Понятие общества: Компоненты и их взаимоотношения // Современная западная теоретическая социология: Т. Парсонс. Вып. 2. / РАН. ИНИОН. Лаб. социологии; Н. Л. Полякова М.: ИНИОН, 1994. С. 104.

3. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000. – 237 с.

Дата выдачи задания 5 сентября 2016 г.

Задание получил Е.А. Лебедева

Дата представления курсовой работы руководителю 19 декабря2016г.

Руководитель курсовой работы Н.М. Струк

Содержание

Введение..................................................................................................... 4

1Теоретико-методологические основы социального действия Т.Парсонса 9

1.1Теория социального действия.............................................................. 9

1.2 «Волюнтаристская теория социального действия».......................... 14

2Теория социальной системы.................................................................. 20

2.1 Социальная система: общая схема.................................................... 20

2.2 Подвижное равновесие общества...................................................... 23

Заключение............................................................................................... 32

Список используемой литературы.......................................................... 34

Введение

Актуальность темы исследования.В российском обществе за последнее десятилетие коренным образом изменилась социально-экономическая структура, характер политической власти, а также система духовных приоритетов, определяющих специфику развития страны и поведение различных социальных групп. Сложность происходящих общественных преобразований и острота возникающих в этой связи проблем, как на макроуровне, так и на микроуровне со всей необходимостью требует проведения масштабных социологических исследований и научных обобщений, способствующих разработке адекватных управленческих решений.

Это становится тем более насущным, поскольку Россия входит в систему глобальных мировых отношений, в теоретическом осмыслении которых немаловажную роль играет и социологическая наука. Отсюда усвоение практического опыта и теоретических концепций, сформировавшихся на Западе, является одним из важнейших условий активного участия отечественной социологии, как в решении глобальных проблем, так и вопросов, касающихся развития собственной страны.Является общепризнанным фактом, что современная социологическая наука существует в условиях сосуществования и конкуренции нескольких парадигм социального знания. Это явление получило название мультипарадигматизма. Существуют различные видения социальной жизни, которые предлагают различные, часто взаимоисключающие трактовки реальности. Конкурирующие теории имеют разную степень общности и применения. Среди них есть и такие, которые оказали существенное влияние на развитие социологической науки, как на абстрактно-теоретическом, так и на эмпирическом уровне. Преемственность и активное взаимодействие социологических идей, выдвигавшихся различными школами и направлениями, составляет основу научного прогресса в области социального знания.

В этом контексте более глубокое усвоения и понимание наследия Т. Парсонса, как одного из выдающихся социологов XX в. является тем более актуальным. Парсонс - интегративная фигура, ученый, синтезировавший наследие классиков социологической науки, и предложивший на основе этого синтеза свое оригинальное видение социальной науки [2; с.60].За социологической концепцией Парсонса, которая знала период высокого расцвета, долгое время отрицалась всякая практическая ценность.

История развития социологии во многом опровергла это утверждение. В настоящее время в западной социологии говорят даже о «ренессансе Парсонса». Впрочем, проблема носит более общий характер. Речь идет о значимости и ценности теории в социогуманитарных науках вообще.

Степень изученности в литературе.Видное место среди наиболее известных социологов XX ве­ка принадлежит профессору Гарвардского университетаТолкоттуПарсонсу (1902-1979). В своем стремлении создать общую теорию систем действия, опирающуюся на принципы изменения, интеграции и стабильности, он предлагал альтернативу марксистскому пониманию первенствующего значения революции и радикального преобразования мира. Единая идея егоработ в том, что социальная реальность, несмотря на сложность и противоречивость, организована ра­ционально и обладает системным характером. С точки зрения Парсонса, социологическая теория занимается явлениями институционализации образцов ценностных ориентаций, а также мотивационными процессами, протекающими в социальной системе.

Т. Парсонс считал, что основной проблемой социологии как теоретической дисциплины является исследование процессов интеграции социальных систем. Поэтому социология должна заниматься широким кругом факторов и последствий «интегральных состояний» социальных систем самых различных уровней, начиная с семьи и малых групп, через промежуточные уровни локальных общностей и формальных организаций, и кончая обществами кактаковыми и даже целыми системами обществ.

Социальная система в связи с этим рассматривается не как конкретное целое, а как определенный набор абстракций, полученных логическим путем из конкретных форм взаимосвязи и поведения, исследуемых с точки зрения взаимодействия. А это означает, что социальная система состоит из взаимодействий индивидов, каждый из которых одновременно является и действующим лицом (автором), имеющим определенные цели, установки, стремления и т.п., и объектом ориентации как для других действующих лиц, так и для себя самого. Вместе с тем социальная система рассматривается Т.Парсонсом как«открытая», находящаяся в отно­шениях взаимозависимости и взаимопроникновения с рядом окружающих систем.

Любую социальную систему можно представить в двух ее неразрывных аспектах. С одной стороны, она выступает как структура, т.е. как ряд единиц или компонентов со стабильными свойствами. В этом выражается статикасистемы, составляющая объект ее синхронного аспекта исследования. С другой стороны, система предстает как ряд событий, процессов, в ходе которых нечто происходит, изменяя некоторые свойства и отношения между структурными единицами. Эти изменениясоставляют в своей совокупности динамикусистемы, служащую объектом диахронного аспекта ееисследования. Если рассматривать социальную систему с точки зрения ее структуры, то минимальной единицей такой системы является роль участвующего индивидуального субъекта действия, а минимальное отношение представляет собой стандартизированное взаимодействие, когда ориентируясь на других, и наоборот, каждый является объектом для всех остальных. Таким образом, даже на самом своем элементарном уровне социальная система предстает в органической взаимосвязи структуры и событий, с ней происходящих, т.е. изменений, связанных сдействием.

Из этого следует, что социальные системы рассматриваются не как агрегации взаимодействующих людей и проявляющих себя в поступках, а каксложные и целостные совокупности социальных действийлюдей, включающих в себя различные взаимодействия и изменения структур, возникающих в результате взаимодействий. «Мы предпочитаем использовать термин «действие», а не «пове­дение», - подчеркивает Т. Парсонс, — поскольку нас-интересует не физическая событийность поведения сама по себе, но его образец, маслосодержащей продукты действия (физические, культурные идр. – от простых орудий до произведений искусства, атакже ме­ханизмы и процессы, контролирующие этот образец».

Парсонс выделяет общую модель действия, названную им «единичным актом», который включает в себя два основных компонента:

Действующее лицо (автор), т.е. субъекта действия, наделенного стремлением действовать, имеющего определенные цели, способного описать способы их достижения и осуществить их.

Ситуационное окружение – изменяемые и неизменныефакторы окружения, по отношению к которым направлено действие и от которых оно зависит.

Объектом работы выступает социологическая концепция ТолкоттаПарсонса.

Предметом работывыступает анализтеории социального действия и социальной системы,методологических принципов научного построения и понятийного аппарата в их единстве и взаимодействии.

Цельработысостоит в том, чтобы проанализировать теорию социального действия и социальной системы Толкотта Парсонса, а также ее развитие и влияние на характер современной социологии.

Данная цель детализуется основными задачами работы:

1.Рассмотреть предпосылки формирования концепцией Т. Парсонса иеелогическую связь с научными положениями классиков социологии: М.Вебера, Э. Дюркгейма и В. Парето;

2.Выявить методологические установки Т. Парсонса, касающиеся общей стратегии построения социологической концепции;

3.Выяснить научную эволюцию социологической концепции Т. Парсонса и выделить ее основные хронологические этапы;

4.Выявить логические и понятийные связи между различными вариантами его концепции на важнейших этапах ее развития.

Наши рекомендации