Тест по прикладному разделу курса
1. Важнейшими признаками молодёжи признаются возраст и связанные с ним особенности социального положения.
2. Преемственность поколений всегда идёт по восходящей линии.
3. Молодёжь изучают многие социально-гуманитарные науки, но специально молодёжные проблемы изучает ювенология.
4. Ведущая цель государственной системы социальной защиты молодёжи – контроль за развитием личности молодого человека, формирование его ценностей и идеалов.
5. Перспективы развития общества неразрывно связаны с качеством образования специалистов, выпускаемых вузами.
6. Семья – наибольшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения.
7. Первым социальным институтом был институт семьи и брака.
8. Биологическое воспроизводство общества является неспецифической функцией семьи.
9. В эндогамной семье партнёр избирается только из чужой группы.
10. Нуклеарная семья – это сообщество родственников, принадлежащих к разным поколениям, проживающих в разных местах.
11. Управление – это способ организации жизни и деятельности людей, основанный на праве, разделении труда и опыта, делегирования полномочий.
12. Главной отличительной особенностью стратегического управления является проведение неотложных мероприятий по реализации принятых решений.
13. Эффективное управление организацией требует диагностирования состояния управляемой подсистемы и прогнозирования возможных вариантов её развития.
14. В проектировании социальных технологий исходным моментом является устранение возможности риска.
15. Организаторские способности формируются в процессе приобретения социального опыта и базируются на лидерских возможностях человека.
16. Культура – это система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определённой группе людей.
17. Культура бывает восходящая и нисходящая.
18. Культура – результат социализации.
19. Культура включает два главных элемента – социальные нормы и санкции.
20. Однородная культура – признак индустриального общества.
Итоговый тест
1. Метод структурно-функционального анализа применяется в социологии для изучения общества как целостной социальной системы.
2. Социология выполняет одну основную функцию.
3. В структуре системы социологического познания выделяют пять уровней.
4. Прикладная социология изучает вопросы преобразования социальной жизни.
5. Социология возникла в 40-е гг. XIX века.
6. В научный оборот термин «социология» ввёл Г. Спенсер.
7. О. Конт разработал «понимающую социологию».
8. М. Вебер считал, что всякое поведение индивида можно считать социальным явлением.
9. Интеракционистское направление изучает проблемы коммуникации и понимания в ходе общения
10. П.А. Сорокин является одним из основателей теории социальной стратификации и социальной мобильности.
11. В своей позитивистской социологии М.М. Ковалевский отводит ведущую роль учению о социальном прогрессе.
12. Н.И. Кареев был представителем субъективного направления в социологии.
13. Возрождение социологии как науки начинается в конце 80 – начале 90-х гг.
14. Современная российская социология опирается в своём развитии только на западноевропейские теории.
15. Социально-классовой структурой общества – этот деление общества на классы по экономическому, профессиональному, политическому и образовательному признакам.
16. Согласно теории социальной стратификации в обществе выделяются слои.
17. оптимальная численность малой группы – 5-7 человек.
18. Социальные институты призваны удовлетворять основные общественные потребности.
19. Социальные организации как и социальные институты и группы могут иметь формальный и неформальный характер?
20. Понятия «личность», «индивид» и «человек» полностью синонимичны.
21. Человек может обладать только одним социальным статусом?
22. Социальная роль является динамической стороной статуса.
23. Социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека
24. Социальный тип личности определяется её профессией, уровнем образования и дохода.
25. Эмпирическое социологическое исследование решает практические задачи
26. Теории среднего уровня не имеют связи с фундаментальными теориями
27. Пилотажное исследование требует особенно тщательной подготовки?
28. Рабочий план исследования разрабатывается на подготовительном этапе?
29. Программа социологического исследования состоит из методологического и методического разделов.
30. Социальному измерению доступны количественные и качественные характеристики объекта социологического исследования
31. Гипотеза в социологическом исследовании выполняет организационную функцию
32. Объём выборки зависит от методов сбора информации.
33. Для сбора первичной информации используются методы количественного и качественного анализа.
34. Фиксация результатов наблюдения является обязательным условием его проведения.
35. Наиболее часто для сбора социологической информации применяется опрос.
36. Назовите основные методы проведения опроса в социологии?
37. В чём преимущества свободного интервью?
38. К какому типу относится вопрос анкеты без вариантов ответов?
39. Назовите типы шкал, используемых в социологическом исследовании.
40. Какие типы документов служат источниками первичной социологической информации?
41. В каких случаях используется метод контент-анализа в социологическом исследовании?
42. Какие виды эксперимента применяются в социологическом исследовании?
43. В чём сущность социометрии как метода прикладного социологического исследования?
44. Какие требования предъявляются к научному отчёту по результатам социологического исследования?
45. Назовите методы количественного анализа социологической информации
46. Что представляет собой корреляционный анализ?
47. Назовите методы качественного анализа социологической информации.
48. Что изучает социология молодёжи?
49. Каковы границы молодёжного возраста?
50. По каким направлениям ведутся современные исследования молодёжи в социологии?
51. Каковы основные задачи государственной молодёжной политики?
52. Почему молодёжь называют социально-демографической группой?
53. Что представляет собой семья как малая социальная группа?
54. Каково назначение семьи как социального института общества?
55. Перечислите основные функции семьи в современном обществе?
56. Что представляет собой демографическая политика?
57. Назовите основные функции социального управления.
58. Из каких стадий состоит процесс управления?
59. Покажите соотношение понятий «организация» и «управление».
60. Как взаимосвязаны между собой стратегия и тактика управления?
61. В чём состоит цель социального прогнозирования?
62. Назовите типы руководителей по стилю общения и применяемым методам?
63. Дайте определение понятия «социальные технологии».
64. Какова роль социально-технологической культуры в управлении?
65. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»?
66. Каково назначение социологии культуры как прикладного раздела социологии?
67. Какие общечеловеческие ценности служат основой современной морали?
68. Как соотносятся понятия «массовая культура» и «субкультура»?
69. Назовите нравственно-эстетические составляющие современной культуры.
Примечание: В тестах использованы некоторые вопросы из книги А.И. Кравченко «Социология: Задачник-тетрадь» (М., 1997. – С. 188-203).
В О П Р О С Ы