Современная демографическая политика государства

Современная ситуация в России обострила положение семьи. У миллионов семей резко ухудшились условия реализации социальных функций – репродуктивной, воспитательной, экономической. Среди проблем российской семьи выделяются падение рождаемости, рост смертности, уменьшение брачности и рост разводимости, увеличение ранних и сверхранних рождений, рост числа отказов от детей.

Но ограничение причин кризисных явлений только современным контекстом является совершенно неправомерным. Немаловажную роль играет длительный процесс отмирания многодетности семьи, начавшийся ещё в XVII в. в Европе. Социально-экономический спад лишь обнажил семейный кризис, но не привнёс ничего принципиально нового. Негативные процессы семьи, утрата ею столь высокого и значимого в прошлом места в социальной структуре носят глобальный характер, присущи всем без малейшего изъятия странам, пережившим или переживающим наступление индустриальной эпохи. Специфика исторического пути России состоит в том, что, продвигаясь по общему для всех пути, она оказалась полем гигантского эксперимента по насильственной и ускоренной реализации социалистической идеи.

Кризисные тенденции семьи обнажают фундаментальные процессы, на которые наше общество закрывало глаза. Необходимость семейной политики определяется неблагоприятными последствиями изменений структуры и функций семьи. Семейная политика – это деятельность государства, политических партий, общественных организаций, групп интересов и т.п., направленная на возрождение семьи, семейного образа жизни, утраченной на длительном историческом пути фамилистической культуры общества, возвращение семье органически присущих ей социальных функций. При этом семейная политика должна быть ориентирована на изменение всего строя современной цивилизации, по существу антисемейной, невосприимчивой к проблемам семьи.

Наряду с фундаментальными и долгосрочными задачами семейная политика имеет более частные, краткосрочные цели, связанные с решением актуальных задач. Диалектика связи долго- и краткосрочных целей семейной политики заключается в том, что достижение первых способствует достижению вторых. Укрепляя семью как социальный институт, можно создавать условия реализации потенциала отдельных семей при решении конкретных жизненных проблем, с которыми каждая семья может встретиться на протяжении всей жизни.

Эта сторона семейной политики носит название социальной поддержки семей. Её цель – оказание помощи семьям в преодолении разного рода стрессовых ситуаций в решении проблем, возникающих в их жизни, с которыми семьи не в состоянии справиться сами, за счёт своих внутренних ресурсов.

Проблемы и кризисы семьи имеют различную природу и происхождение. Часть из них связана с прохождением семьи через различные стадии жизненного цикла, с теми обычными, естественными событиями, которые происходят в семьях и которые отграничивают одну стадию жизненного цикла от другой. Любое «нормальное» событие в жизни семьи (вступление в брак, рождение ребёнка, поступление ребёнка в школу, чья-то смерть или болезнь и т.д.), изменения в семье или её структуре, вызываемые этими событиями, с неизбежностью порождают в семьях те или иные проблемные ситуации, кризисы, требуют от семьи принятия соответствующих решений, мобилизации для этого необходимых ресурсов.

Другие проблемы и кризисы, с которыми приходится сталкиваться семье, порождаются не её собственным развитием, а или случайными по отношению к нему семейными событиями (потеря работы, преждевременная смерть, тюремное заключение), или «внесемейными стрессорами внешней среды, которые семья не в состоянии контролировать» (стихийные бедствия, политические и экономические кризисы, инфляция и т.п.).

Многие семьи не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами и кризисами. С точки зрения способности выходит из кризисных ситуаций, семьи могут быть разделены на три группы:

1. Семьи, в которых система взаимодействий достаточно гибка, члены которых свободны в проявлении своих чувств и желаний, в которых возникающие проблемы обсуждаются всеми членами семьи, что даёт возможность находить новые образцы отношений, адекватно изменять семейную структуру.

2. Семьи, в которых основная масса усилий направлена на поддержание согласия и единства перед внешним миром и в которых поэтому исключены любые индивидуальные разногласия, а упомянутое единство достигается как подчинение воли и желания всех воле и желаниям одного.

3. Семьи, в которых взаимодействия хаотичны и основаны на беспрерывных спорах и конфликтах, ведущих к кризису и в которых прошлый опыт не служит ориентиром для поведения в будущем.

Очевидно, что объектами социальной поддержки могут быть семьи, относящиеся к любому из этих трёх типов. Однако, во-первых, степень нуждаемости их в социальной поддержке различна, как различно и конкретное содержание её, те виды помощи, в которых нуждаются семьи, относящиеся к каждому из указанных типов. Семьи первого типа могут нуждаться в социальной поддержке, скорее, в ситуациях ненормативного стресса, при возникновении опасных, но естественных ситуаций, таких как несчастный случай, несчастье, вызванное внешними факторами. Внутренний потенциал этих семей таков, что они могут выступа даже добровольными помощниками социальных служб, работающих с семьями.

Семьи второго типа в большей степени нуждаются в социальной поддержке, однако из-за их «закрытости» для внешнего мира обращение к ней возможно лишь в случае событий, «разрывающих» границы семьи и становящихся известными.

Семьи третьего типа в наименьшей степени обладают собственным потенциалом разрешения кризисных ситуаций. Поэтому они в наибольшей степени нуждаются в социальной поддержке. В целом, объектами социальной поддержки должны являться, лишь те семьи, которые действительно нуждаются в этом, которые или не в состоянии самостоятельно справиться с возникающими в их жизни кризисами и проблемными ситуациями, или справляются с ними с большим напряжением, или таким образом, что это негативно сказывается как на семье, так и на отдельных её членах.

Социальная поддержка должна быть направлена не на некую реально не существующую «среднюю семью», относительно которой можно делать лишь абстрактные, неопределённые предположения о проблемах, с которыми она может сталкиваться, а только на конкретные, реальные семьи, находящиеся на определённой стадии жизненного цикла и испытывающие те или иные нормативные или ненормативные кризисы и стрессы.

Следовательно, социальная поддержка – это всегда работа с различными типами семей, имеющими специфические потребности и испытывающими специфические трудности. Отсюда вытекает важнейшая задача создания адекватной целям социальной поддержки типологии семей, или проще говоря, чёткого определения того, какие именно семьи и с какими именно конкретными потребностями и проблемами нуждаются в каждый данный момент времени в социальной поддержке со стороны общества и государства. Подробнее о социальной политике государства и специфике социальной поддержки можно прочитать в учебном пособии А.И. Антонова и В.М. Медкова (Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. – С. 242-291).

Вопросы для самоконтроля

1. В чём специфичность подхода к изучению семьи в социологии семьи?

2. Как объясняется двойственность природы семьи?

3. Что представляют собой семья и брак как самостоятельные социальные институты?

4. Какие критерии используются в социологии для классификации типов семей?

5. Каковы основные функции семьи? Как они изменяются в ходе истории?

6. Какие существуют типы внутрисемейного воспитания?

7. Какие тенденции для развития семейно-брачных отношений характерны для современного мира?

8. Что представляет собой семейная политика? Каковы её цели и задачи?

9. Какие проблемы и кризисы вынуждены преодолевать современные семьи?

10. На какие группы по способности выходить из кризисов можно делить семьи?

11. В чём заключается адресность социальной поддержки семей?

Темы докладов и рефератов

1. Семья как малая социальная группа и важнейший социальный институт.

2. Современные направления исследований в социологии семьи.

3. Основные причины кризиса современной семьи

4. Изменение функций семьи в XXI веке.

5. Неполная семья: характеристика ситуации и пути её решения.

6. Многопоколенные семьи и их специфические черты.

7. Типы семейного поведения.

Глава 11

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

1. Сущность и содержание понятия "Социология управления".

2. Диагностика и прогнозирование социальных процессов.

3. Социальные технологии и их роль в управлении.

4. Социально-технологическая культура управленческого труда.

Долгое время вопросы управления разрабатывались в рамках экономической теории, маркетинга, менеджмента, психологии и других научных дисциплин. И только когда социальные проблемы стали чрезвычайно острыми, объективно потребовалось подключение социологии к подготовке управленческих решений. Именно это вызвало к жизни многочисленные эксперименты, новые формы организации и управления, учитывающие социальные факторы, ценностные ориентации и установки, симпатии и антипатии, возможность наиболее оптимально организовать жизнь людей. Приход социологии в науку управления знаменовал собой поиск глубинных ресурсов, резервов второго и третьего порядка, многие из которых напрямую зависели от общественного сознания и поведения людей.

1. Сущность и содержание понятия "Социология управления".

Социология управления – специальная социологическая теория, изучающая процессы управления в различных типах общностей, организаций, институтов и общества в целом, осуществляемых для сохранения и обеспечения устойчивости развития соответствующей системы, упорядочения и совершенствования её структуры, достижения её целей. Она изучает многообразную деятельность органов управления, государственных и общественных, прежде всего, как социальных систем, весь комплекс подбора, расстановки, формирования управленческих кадров, отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчинёнными им сотрудниками и организационными структурами. Она включает в свою предметную область также исследование и формирование целей управления с точки зрения социально-экономических и социально-психологических критериев, их соответствия интересам и ожиданиям управляемых, анализ и оценку социальных последствий принимаемых управленческим решений, определение эффективности управленческих действий. В центре её внимания – изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления на социальный объект для сохранения её качественной специфики и целостности, обеспечения её нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.

Одним из существенных элементов общей системы социологии управления является социальный менеджмент. В переводе с английского языка «менеджмент» означает «управление» – управление производством, управление бизнесом, управление людьми. Социальный аспект управления, или менеджмента, касается кадров, занятых в различных сферах деятельности. Он заключается в рассмотрении и решении проблемы управления межличностными отношениями в рамках профессиональных (например, отношения руководства и подчинения, развития и преобразования социальной организации, внутригруппового личностного взаимодействия, самоуправления и самоменеджмента), а также многих других вопросов. Другими словами, социальный менеджмент рассматривает социальное качество человека, включённого в процесс управления взаимодействием социальной среды и личности. Недооценка роли социального управления приводит к несоответствию организационных решений реальной ситуации в системе человеческих отношений и, как следствие, к возникновению социальных кризисов и конфликтов. Поэтому современному управленцу любого уровня необходимо знать социальные законы, составляющие основу эффективного управления социальной деятельностью людей.

Управление – это способ организации жизни и деятельности людей, основанный на праве, разделении труда и опыта, делегирования полномочий. Сущностным признаком управления является целеполагание, сознательное воздействие субъекта управления на управляемую систему. Управление представляет собой целенаправленное организационное воздействие на объект – материальное, технологическое, экономическое, административное, идеологическое и т.д. Смысл этого воздействия – упорядочение, регулирование состояния объекта управления. Однако упорядочение, характерное для процессов организации и самоорганизации в живой и неживой природе, неправомерно сводить к управлению и на этой основе полагать, что управление свойственно как социальному, так и биологическому и иным уровням материи. В природе нет управления, но есть инстинктивная регуляция и саморегуляция, т.е. проходят процессы самоорганизации.

Управление часто приобретает характер рамочного воздействия, т.е. воздействия в определённых пределах. Тогда оно становится регулированием, т.е. управляющим воздействием в соответствии с отклонением регулируемого параметра от заданной величины, необходимостью возвращения системы к оптимальному её состоянию. Частный случай управления – самоуправление, в котором субъект и объект воздействия совпадают.

В конечном счёте смысл управления – в создании предпосылок для максимального использования возможностей самоорганизации – оптимального способа взаимодействия при изменении внешних и внутренних условий человеческой жизни и деятельности. Недаром самоорганизация традиционно определяется как процесс, в ходе которого создаётся, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы, как способность системы поддерживать уровень своей организации при смене внутренних и внешних условий. Подробнее об этом можно прочитать в курсе лекций «Социальное управление» (М.: Изд-во РАГС, 2000. – С. 6-14).

Наши рекомендации