Его методическое обеспечение и организационные основы.

Одна из центральных проблем социологического исследования – это социальное измерение. В самом широком плане социальное измерение – это извлечение социальной информации из исследуемых социальных объектов или процессов. В более узком, собственном смысле социальное измерение – это определённая процедура сопоставления измеряемого объекта с каким-либо эталоном для получения соответствующего числового выражения его социальных характеристик в том или ином масштабе. Измерению подлежат любые свойства социальных объектов, как количественные, так и качественные. С первыми дело обстоит проще, так как речь идёт о таких показателях, для которых уже имеются общепринятые эталоны измерения. Значительно сложнее обстоит дело с качественными чертами и свойствами (например, с социальным статусом, общественным мнением, отношением к труду и т.д.), хотя в принципе считается, что не существует таких качественных признаков социальных объектов, которые нельзя было бы измерить и выразить в количественных показателях со стороны их пространственной и временной протяжённости, интенсивности и частоты повторяемости. Здесь социологу приходится практически в каждом социологическом исследовании конструировать такие эталоны с учётом природы изучаемого социального объекта и согласно сформулированным в программе гипотезам.

Способ выражения качественных характеристик социальных объектов и процессов в количественных величинах называется квантификацией и представляет собой один из видов формализации социологического исследования, важнейшую предпосылку использования количественных методов в социологии. Но первичное социальное измерение нельзя сводить лишь к чисто количественному, математическому действию, поскольку оно требует серьёзного знания содержательной структуры изучаемого социального объекта и определения соответствия ей инструментария измерения, что является задачей качественно-количественного анализа. Проблему социального измерения рассматривает Э.В. Тадевосян (Социология. – М.: Знание, 1998. – С. 43-46), а также Ю.Н. Толстова в курсе лекций "Измерение в социологии" (М.: ИНФРА-М, 1998).

Разработка программы социологического исследования занимает исходное, ключевое место во всём исследовании. Именно на этом этапе определяются его теоретико-методологические и методически-процедурные основы, его концепция и организация, от чего в решающей мере зависит успех других этапов и всего исследования в целом. Поэтому научно обоснованная, тщательно и всесторонне разработанная программа – важнейшая и необходимейшая гарантия получения высококачественных результатов

Гипотеза является формой предположения или допущения, в котором содержащееся знание носит вероятностный характер. Это предварительный «проект» решения проблемы исследования, истинность которого предстоит проверить. Стремление подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу движет творческое исследование. Гипотезы конкретизируют общую направленность социологического исследования, позволяют отделить главное от второстепенного, более чётко определить конкретный инструментарий, т.е. выступают теоретико-методологической основой сбора и обработки эмпирического материала, а последний, в свою очередь, как основа признания или не признания гипотез, их проверки.

Поскольку каждое социологическое исследование представляет собой уникальное сочетание объекта и предмета изучения; целей и задач и соответственно методов исследования, то готового набора исследовательских средств и схемы их применения нет. В каждом отдельном исследовании разрабатывается одна или несколько специфических процедур сбора информации описываются методы и методики сбора, способы и порядок их применения. За основу принимаются известные стандартные методы сбора первичной информации: опрос и его разновидности, тестовые методики, наблюдение, анализ документов, эксперимент. Кроме того, в практику социологических и особенно социально-психологических исследований вошли такие методы, как социометрический опрос, тестирование, шкалы приемлемости и ряд других приёмов, пригодных для специфических форм анализа.

Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.

В то же время социологическое исследование не сводится только к сбору данных. Первичная обработка эмпирического материала служит предпосылкой для углублённого анализа, поскольку цель исследования – дать научно обоснованную интерпретацию фактов, а это, в свою очередь, подразумевает необходимость обработки собранных данных на основании ранее разработанной концептуальной схемы. Работая над гипотезой, необходимо одновременно предусмотреть, как, опираясь на неё, собрать материал, как его проанализировать и обработать.

Первичный материал – это исходные эмпирические данные, полученные при помощи методов сбора. Сами по себе исходные данные, особенно если речь идёт о результатах массового опроса, совершенно не обозримы по объёму и не пригодны для теоретического анализа. Первичная обработка упорядочивает, классифицирует эмпирический материал, придавая ему обозримый вид. Такая обработка предполагает предварительную формализацию собранной информации. Обработка данных на ЭВМ помогает на основе использования законов математической статистики определить важные для подведения итогов социологического исследования зависимости. На этой основе легко составить наглядные таблицы, схемы, диаграммы и др., которые могут затем войти в отчёт.

Анализ собранной информации наиболее трудоёмкий этап, занимающий обычно примерно две пятых всего времени. Анализ информации может быть в зависимости от целей социологического исследования более или менее глубоким и обстоятельным. На этой стадии осуществляется дальнейшее обобщение данных, углублённая интерпретация и объяснение социальных фактов, получение основных выводов, проверка гипотез, теоретическое осмысление проблемы, возможное прогнозирование и выработка практических рекомендаций.

Подробнее о планировании и организации конкретного социологического исследования можно прочитать в учебнике под ред. Г.В. Осипова (Социология. Основы общей теории. – М.: Изд-во НОРМА, 2002. – С. 742-744).

Программа исследования.

Как уже упоминалось, подготовка социологического исследования непосредственно начинается с разработки программы. Программа социологического исследования это главный исследовательский документ, содержащий изложение теоретико-методологических предпосылок научного поиска, изучения социальных фактов. Назначение программы состоит в том, чтобы придать познавательной деятельности логически завершенный, целенаправленный характер и строгую научную обоснованность. Программа социологического исследования включает в себя два раздела: методологический (концептуальный) и методический (процедурный).

В методологический раздел входит:

- формулирование и обоснование проблемы;

- выяснение степени ее изученности;

- указание цели;

- определение объекта и предмета исследования;

- логический анализ основных понятий;

- формулировка гипотез и задач исследования.

В программе, как правило, формулируется проблема, в которой получают как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация, и реальное противоречие, определяющее её. При этом «важно избегать опасности постановки мнимых проблем, то есть проблем, либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно решённых»[1].

Цель организаторы социологического исследования призваны ставить такую, реализация которой смогла бы вооружить заказчика надёжными данными, помогающими выявить пути и средства решения наиболее важных, узловых на текущий момент социально-экономических или социально-политических проблем.

Социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя – социальный институт, организацию, общность людей и сферу их деятельности, с которой она неразрывно связана. Следовательно, объектом социологического исследования в широком смысле выступает определенный носитель той или иной социальной проблемы. Чёткое выделение объекта исследования способствует правильному определению предмета исследования. Последний включает в себя те стороны, свойства и состояния объекта (в их статике или динамике), которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению.

Программа предусматривает логический анализ основных понятий. Это ряд методологических процедур, суть которых заключается в логическом структурировании основных понятий, фигурирующих в исследовании, их уточнении, интерпретации и операционализации.

Любое социологическое исследование строится на предварительных явно или неявно выраженных предположениях и причинах возникновения изучаемой проблемы. Если исследователь целенаправленно пытается их предугадать, он формулирует свои предположения в виде гипотез, которые подсказывают правильный выбор объекта исследования и метода сбора социологической информации.

По значимости и характеру гипотезы можно разделить на основные и дополнительные (гипотезы-следствия).

Задачи социологического исследования формулируются в соответствии с его целью и гипотезами и также, как последние, могут быть условно распределены на основные и дополнительные.

Основные задачи исследования заключают в себе поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы?

Дополнительные задачи, как правило, способствую решению основных.

Методический раздел программы включает в себя:

- определение обследуемой совокупности;

- характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации;

- логическая структура инструментария для сбора этой информации;

- алгоритмы её обработки на ЭВМ.

Большинство исследований имеет не сплошной, а выборочный характер. Этот один из наиболее ответственных моментов при разработке программы. Выборочный метод характерен всем социологическим исследованиям, кроме тех случаев, когда объект исследования насчитывает несколько десятков единиц анализа, которые подвергаются сплошному анализу. По научно обоснованным правилам отбирается определённое количество людей, отражающих по социально-демографическим и другим признакам характеристику изучаемого объекта. На языке социологов эта операция носит название «выборка». От правильности её осуществления в огромной степени зависит и достоверность социологической информации.

В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности, в которой и будет проведён опрос. Основной принцип отбора – каждый человек исследуемой группы должен иметь равную вероятность попасть в выборку и быть опрошенным.

Различают выборки – вероятностные и целенаправленные. Модель вероятностной выборки (случайной) связана с понятием вероятности, широко используемым во многих отраслях социальных наук. В самом общем случае вероятность некоторого ожидаемого события есть отношение числа всех возможных событий к числу ожидаемых. При этом общее число событий должно быть достаточно большим. Вероятность того, что любое из событий обязательно произойдёт, всегда равна единице, то есть является достоверным утверждением.

Объём выборки рассчитывается следующим образом. Если обеспечена равновероятность попадания каждой единицы генеральной совокупности в число опрашиваемых, то число лиц, подлежащих опросу, определяется по формуле

n=1/a*a+1/N,

где N – число лиц генеральной совокупности;

a – допустимая ошибка (как правило, в социологии она равна 5%, т.е. a=0,05), поэтому для расчёта выборки при ошибке 5% можно пользоваться следующей таблицей:

Численность генеральной совокупности Бесконечная
Объём выборки

Для обеспечения большей точности ошибка собственно может быть снижена с 5% до 4%, 3% и т.д.

Методы вероятностной выборки.

Метод собственно случайного отбора заключается в том, что все элементы генеральной совокупности заносятся на карточки (пофамильно или кодом), после их перемешивания производится отбор по случайно-бесповоротному (когда карточка после фиксации не возвращается снова в ящик) или случайно-повторному (когда возвращается).

Метод механической выборки – все элементы генеральной совокупности сводятся в единый список, а из него через равные интервалы отбирается соответствующее число респондентов. Шаг отбора K рассчитывается по формуле

K = N / n,

где N – величина генеральной совокупности;

n – величина выборочной совокупности.

Метод серийной выборки. Суть его заключается в следующем. Если имеется возможность «разбить» генеральную совокупность на однородные части (серии) по заданному признаку, то отбор респондентов может быть осуществлён из каждой серии отдельно. При этом число респондентов, подлежащих выбору из каждой серии в отдельности, определяется из соотношения.

ni = Ni * n / N,

где i – число серий, выделенных в генеральной совокупности;

Ni – число единиц серии.

Метод гнездовой выборки предполагает отбор в качестве единиц исследования не отдельных респондентов, а групп или коллективов с последующим сплошным опросом в отобранных группах.

Списки или карточки в случае применения гнездовой выборки составляются только для групп путём нумерации последних.

Методы целенаправленной выборки

Стихийная выборка. Применяется когда заранее нельзя определить структуру массива респондентов. К примеру, почтовый или прессовый опрос.

Метод основного массива. Удобнее всего применять в разведывательных исследованиях для «зондажа» какого-нибудь контрольного вопроса. В таких случаях опрашивается 60-70% респондентов, входящих в выборку.

Метод квотной выборки. Его используют в тех случаях, когда до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов генеральной совокупности.

Все данные о том или ином признаке выступают в качестве квоты, а их отдельные числовые значения – параметры квоты. При квотной выборке респондентов выбирают целенаправленно, с соблюдением параметров квот. Число признаков, данные о которых выбираются в качестве квот, как правило, не превышают четырёх.

Основные процедурные мероприятия отражает рабочий план исследования. Он позволяет заранее предусмотреть и наиболее точно определить объём научных, организационных и финансовых затрат, придаёт исследованию чёткость на всех его этапах. Планирование социологического исследования имеет ряд отличительных черт, ибо это особый способ научного познания социальных явлений, опирающийся не только на общие, но и на «свои» относительно самостоятельные процедуры и формы организации.

Структурными компонентами плана социологического исследования выступают его этапы и различные по видам и форме научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в плане

1. Порядок обсуждения и утверждения программы и инструментария исследования; формирование и подготовку группы сбора первичной информации (например, анкетёров); проведение пробного исследования, размножение инструментария (бланков анкет и т.п.).

2. Время, место и сроки проведения исследования.

3. Порядок подготовки первичной информации для обработки на ЭВМ.

4. Виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, подготовки текстов предварительного и итогового отчётов, выработкой практических результатов.

Наиболее полно и удачно технология разработки программы социологического исследования раскрыта Э.А. Капитоновым (Социология XX века. – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1996. – С. 379 – 503).

Вопросы для самоконтроля

1. Какова роль общесоциологических и специальных теорий в эмпирическом познании социальных явлений?

2. Что такое социологическое исследование и каковы его виды?

3. Как вы понимаете термины «теоретическое» и «практическое» исследование?

4. В чём специфика разведывательного исследования?

5. Каковы главные этапы социологического исследования?

6. Какова роль гипотезы в социологическом исследовании?

7. Что представляет собой социальное измерение?

8. Что определяет выбор методов социологического исследования?

9. Что означают обработка и анализ первичных эмпирических данных?

10. Что такое программа социологического исследования, каковы её роль и структура?

11. Назовите разделы программы социологического исследования. Какие процедуры они включают?

12. Каковы основные модели выборочного исследования?

13. Каким требованиям должна отвечать выборка?

14. Из каких разделов состоит рабочий план исследования?

Темы докладов и рефератов

1. Сущность социологического исследования, его теоретическая основа.

2. Задачи социологического исследования.

3. Понятие «метод», «техника», и «процедура» исследования в социологии.

4. Организация, виды и этапы социологических исследований и их классификация.

5. Использование вычислительной техники в социологических исследованиях.

6. Познавательные и социальные функции социологического исследования.

7. Теоретическая подготовка программы и плана социологического исследования. Организация социологического исследования.

8. Программа как методологическая и методическая основа исследования.

9. Роль научных гипотез в проведении социологических исследований.

10. Логическая структура инструментария исследования.

Глава 6

Наши рекомендации