Структура общества. Концепции строения общества

Основные вопросы темы

Общество как система.

Строение общества. Статус как статическая характеристика; виды статусов. Социальная роль как динамическая характеристика.

Социальные общности и группы.

Стратификация общества. Исторические типы страт.

Марксизм о классовой структуре общества.

Социальные институты и организации.

По теме 5 проводится семинар (для очной и очно-заочной форм образования), рекомендации по подготовке к которому смотрите в разделе 2.5.

Взаимодействия множества людей приводят к образованию социальных общностей, действующих обособленно друг от друга. Характерным для членов общностей является сознание принадлежности к общности и противопоставление «своих» «чужим», наличие системы духовных ценностных регуляторов внутренней солидарности. Общности могут быть формальными и неформальными, органическими, возникшими в результате саморазвития, и неорганическими, созданными искусственно. Общности можно также разделить на общества и социальные группы, разница между которыми относительна. Как большая группа может подняться до статуса общества, так и общество, поглощенное более крупным, ставится в положение большой группы.

Понятие «общество» применяется часто, но дать его определение непросто: выделяя какие-то отдельные его черты, ученые нередко упускали другие. Поэтому от самого простого определения: «Общество – это самая большая группа, в которой приходится жить людям, в которую включаются все другие группы», до почти всеобъемлющего, данного Э. Шилзом, – широкий диапазон, в который попадают все остальные дефиниции. Итак, общество – это объединение людей: 1) не являющееся частью более крупного общества; 2) допускающее браки между «своими»; 3) пополняющееся преимущественно детьми «своих»; 4) имеющее территорию, которую считает собственной; 5) обладающее собственным названием и историей; 6) управляемое собственной системой власти; 7) существующее дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида; 8) сплачиваемое общими ценностями (культурой). К этому, на наш взгляд, следует добавить язык общения, обладающий собственным набором символов.

Отличительной чертой общества является также способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей, т.е. способность к самоорганизации. Уже основоположники социологии (Сен-Симон, Конт, Спенсер) отмечали наличие в обществе функционально связанных частей, что позволяет говорить о нем как о системе. Впоследствии эти представления были развиты другими учеными, наиболее известными стали теории Маркса и его современных последователей, Т. Парсонса и др.

Стабильность общества обеспечивается его структурой. Социальная структура включает такие элементы, как статусы, роли, группы, институты, страты и др. Их взаимодействия описываются сторонниками функционализма и теории конфликта по-разному, хотя приемы анализа и были сходными.

С точки зрения функционалистов, основными элементами структуры выступают статусы – «ячейки», соответствующие отдельным функциям и чертам индивидов, которые и заполняются социальными группами. Статусы отражают положение индивидов в социальной структуре. Статусы могут быть «приписанными» от рождения, как пол, раса, этнос, титул или наследуемое звание, и достигаемыми, как профессия, религиозная, политическая, национальная и т. п. принадлежность. Статус может быть личным, имеющим значение в малой группе, и социальным, важным и для группы, и для общества в целом как часть социального института. Основными статусообразующими факторами считаются образование, власть, богатство, доходы, престиж.

Иерархия статусов снизу доверху представляет собой социальный институт – важнейший элемент структуры общества. Социальный институт представляет собой главную составляющую самоорганизации общества. Его происхождение связано с фундаментальными потребностями индивида и общества к самовоспроизводству, пище, самосохранению, управлению, передаче знаний от поколения к поколению и некоторыми другими. Сущность каждого социального института первоначально состояла в выполнении функций по обеспечению той или иной фундаментальной потребности, а затем эти функции дополнялись. Некоторые социальные институты (труд, семья) появились ранее «человека разумного» и послужили факторами формирования общества. В отличие от институтов социальные организации являются элементами структуры, целенаправленно созданными людьми для реализации своих потребностей.

Если статусы представляют собой статическую характеристику структуры, то социальные роли – это динамические черты выполнения функции, различающиеся качеством и разным пониманием прав и обязанностей, предоставляемых статусом.

Статусные «ячейки» в структуре общества заполняются социальными группами – малыми (от 2 человек, например супруги, до 2-3 десятков человек, знающих друг друга, например учебная группа, класс, бригада и т. п.) и большими (профессиональными, национальными, религиозными, политическими, возрастными, половыми и т. п.). Группы могут быть номинальными (социальные категории), реальными и агрегатными, первичными и вторичными.

Статусы, предоставляющие сходные возможности в достижении социальных благ, складываются в страты – «пласты», отражающие существующее в обществе неравенство. Исторически общество прошло и проходит через различные типы страт: касты, рабство, сословия, классы и собственно страты. Первые три типа характеризуют закрытые общества, где невозможны переходы из страты в страту; классы и страты современных обществ предоставляют индивидам такую возможность. Хотя неравенство издревле объяснялось в разнообразных научных и псевдонаучных концепциях, современная теория стратификации была предложена П. Сорокиным, показавшим наличие в обществе трех стратификационных структур: экономической, профессиональной и политической.

Им же была разработана теория мобильности, предполагающая возможность перемещения индивидов и социальных групп, а также перемен в их социальном статусе. Перемещения без изменения статуса называются горизонтальными, а с изменением – вертикальными. Вертикальные перемещения могут быть связаны как с индивидуальными усилиями по изменению достигаемого статуса, так и с переменами в обществе в результате реформ и революций – в положении социальных групп и страт.

Вариантами теории стратификации являются концепции Ч. и У. Бутов, исходивших из достатка людей (в частности, из количества комнат, приходившихся на члена семьи); классовая теория К. Маркса, согласно которой неравенство в обществе возникает из-за деления на собственников средств производства и наемных работников, производящих прибавочную стоимость для хозяев этих средств; теория М. Вебера, дополнившего экономические критерии социальным престижем и политической властью, многочисленные современные классификации.

Вопросы для самопроверки по теме 5

1. Что позволяет говорить об обществе как о системе?

2. Какие элементы структуры общества Вы знаете?

3. Что собой представляет статус?

4. Чем отличаются приписанный и достигаемый статусы?

5. Какие статусообразующие факторы Вы можете назвать?

6. Что отражает роль как динамическая характеристика?

7. Какие типы социальных групп Вы знаете?

8. Какое значение в жизни общества имеют малые группы?

9. Что отражает понятие «социальная страта»?

10. Какие исторические типы страт Вы знаете?

11. Чем отличается вертикальная мобильность от горизонтальной?

12. Особенности марксистского взгляда на структуру общества.

13. Что собой представляют социальные институты? Каково их происхождение?

14. Чем отличаются социальные институты и социальные организации?

Наши рекомендации