Маршал Маклюэн как теоретик массовой коммуникации.
Герберт Маршалл Маклюэн (1911-1980) – канадский философ, социолог, культуролог, литературовед; теоретик масс-медиа, исследователь социальных и психологических последствий развития средств массовой коммуникации.
Маклюэн получил широкую известность благодаря исследованию формирующего воздействия механических, электрических и электронных средств коммуникаций на человека и общество. Некоторые его гипотезы стали аксиомами нашей цивилизации, а целый ряд его оригинальных положений и сегодня разрабатывает современная маклюэнистика.
Основные работы Маклюэна:
· «Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего» (1962)
· «Понимание медиа: Внешние расширения человека» (1964)
· «Медиа – это массаж: Перечень последствий» (1967, в соавторстве с Квентином Фиоре)
· «Война и мир в глобальной деревне» (1967, в соавторстве с Квентином Фиоре)
В книге «Галактика Гутенберга» Маклюэн попытался дать ответ на вопрос: каким образом такие коммуникационные технологии, как письменность и книгопечатание влияют на общество. Маклюэн предлагает концепцию истории, в которой в основу её типологии кладёт господствующий способ коммуникации.
В соответствии с этим он выделяет три исторических типа культуры:
1. первобытная дописьменная культура с устными формами связи и передачи информации, основанная на принципах коллективного образа жизни;
2. письменно-печатная культура («галактика Гутенберга»), эпоха национализма, заменившая естественность и коллективизм индивидуализмом;
3. современный этап «глобальной деревни», возрождающий естественное аудио-визуально, многомерное восприятие мира и коллективность, но на новой электронной основе – чрез замещение письменно-печатных языков общения радиотелевизионными и сетевыми средствами массовых коммуникаций.
Письмо расчленяет и редуцирует многообразную речь до комбинаций букв. Изобретение печатного станка окончательно механизирует, сегментирует и унифицирует письменность. Возникла «галактика Гутенберга», где все грамотные люди – в той или иной мере расщеплённые личности, шизофреники. Поощряя индивидуализм, книгопечатание в то же время порождает национализм, превращая язык как способ коммуникации в замкнутую систему.
Книга Маршалла Маклюэна «Понимание медиа» стала одним из первых социокультурных исследований средств массовой коммуникации. Маклюэн задаётся вопросом, что такое коммуникация? И отвечает на него: «medium is message». «Средство коммуникации – это сообщение».
Основная идея заключается в том, что средство массовой информации (коммуникации) влияет на общество в первую очередь не своим содержанием, а своими сущностными характеристиками. Маклюэн утверждал, что новое средство коммуникации в той или иной степени вбирает в себя предыдущее. Например, содержанием кино является роман, содержанием романа – речь.
Маклюэн проводит анализ конкретных СМИ. Он разделяет медиа на горячие и холодные. Основополагающими принципами для их различения являются степень определённости информации и, одновременно, степень участия аудитории. То есть, чем беднее и недостаточней данные (дают размытое неоднозначное представление; требуют домысливания), тем «холоднее» средство массовой коммуникации.
Использование любой новой технологической формы, так или иначе, приводит к принятию её вовнутрь, и, как следствие, к видоизменению восприятия человеком реальности сквозь призму новых возможностей. Каждая новая технология в ходе её использования, модифицирует человека, который, в свою очередь, находит новые способы её дальнейшего совершенствования.
19. Социальная симуляция и гиперреальность Жана Бодрийяра.
Жан Бодрийяр (1929-2007) – французский социолог, культуролог, один из наиболее известных представителей философии постмодернизма.
На Западе Бодрийяра именуют и культовым идеологом постмодернизма, и «новым Гербертом Маршаллом Маклюэном».
Бодрийяр был одним из тех, кто сокрушил «смысловое зеркало знака». Французский социолог одним из первых отверг идеал «зеркала» как такового в роли орудия для продуцирования самотождественных реальностей – базовых опор классического миропонимания.
Западная культура, европейская ментальность в качестве своих «общепризнанных», «естественных» оснований фундирована «бинарными» ценностными оппозициями:
· «субъект» – «объект»
· «реальное» – «воображаемое»
· «оригинальное» – «вторичное»
· «внешнее» – «внутреннее»
· «мужское – женское»
Культовое произведение Бодрийяра – «Симулякры и симуляции».
Авторство термина «Симулякр» традиционно приписывается Платону. Верные подражания-копии характеризуются своим сходством (с моделью), а неверные подражания-симулякры – своим отличием.
Бодрийяр полагает, что симуляция начинается с утопии основного принципа репрезентации, утверждающего эквивалентность знака и реальности. По Бодрийяру, симулякр никаким образом не соотносится ни с какой реальностью, кроме своей собственной. Если функция знака – отображать, символа – представлять, в отношении симулякра говорить о каком-либо соответствии не имеет смысла.
Симулякр – это копия, оригинал которой безвозвратно потерян. Концепция «симуляции» у Бодрийяра раскрыла виртуальный характер современной реальности. Социальность уступает место симуляции.
Бродрийяр приводит характеристику симулякра, приписываемую им Екклезиасту: «Симулякр – это вовсе не то, что скрывает собой истину, – это истина, скрывающая, что её нет. Симулякр есть истина».
Бродрийяр предлагает рассматривать симуляцию как заключительный этап развития знака, в процессе которого он выделяет четыре стадии развития:
1. отражение некой глубинной реальности
2. маскировка и извращение этой реальности
3. маскировка отсутствия всякой глубинной реальности
4. утрата всякой связи с реальностью, переход из строя видимости в строй симуляции, т.е. обращение знака в собственной симуляции.
Жан Бодрийяр сосредотачивает своё внимание на социальных сторонах симуляции и выдвигает тезис об «утрате реальности», на смену которой приходит «гиперреальность». «Знаки» боле не обмениваются на «означаемое», они замкнуты сами на себя. Самоподдержание социальной системы продолжается как симуляция, скрывающая отсутствие «глубинной реальности»
Речь идёт о мироустройстве, главной особенностью которого – созидание всё более обыскусствленной среды обитания, в которой человек более не страдает от тяжкого труда, болезней, голода, насилия, войн и даже не переживает экзистенциальных душевных конфликтов.
Классификация ценностей:
1. Начальная стадия, когда существовали повседневные, бытовые ценности; ей соответствовало естественное состояние мира, ценности развивались согласно существовавшим естественным обычаям.
2. Рыночная стадия, когда ценность выступает как средство обмена.
3. Структурная стадия, когда появляется ценность-символ, некие своды соответствующих правил: ценности развиваются в соответствии с существующей совокупностью образов.
4. «Фрактальная» стадия – когда уже не существует соответствия чего либо чему бы то ни было, диффузия ценностей.
Согласно Бодрийяру, вся наша реальность, в том числе и трагические события прошлого, была пропущена через средства массовой информации. Это означает, что сейчас уже слишком поздно всё проверять и исторически осмысливать, так как для нашей эпохи характерно исчезновение всех средств для выяснения исторической правды.
Бодрийяр критически оценивал реанимацию идеи свободы на Востоке: «всякое освобождение затрагивает в одинаковой степени и Добро и Зло».
Интересна оценка Бодрийяром первой Иракской кампании в качестве «войны, которой не было», «мёртвой войны». По его мнению, логика тех событий не является ни логикой войны, ни логикой мира, это некая «виртуальная невероятность» военных действий.
Бодрийяр сумел чётко сформулировать едва ли не основную философскую проблему XXI века: каким образом и до каковых пределов мир «виртуальной реальности» способен трансформировать бытие?
Его ответ: существование людей в социуме изменится до неузнаваемости, под вопросом окажется даже биосоциальная природа человека. Лишь психологическая сфера личности индивида даёт какие-то надежды на сохранение людьми своей идентичности.