Становление и развитие социологии в научной деятельности Эмиля Дюркгейма.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – французский социолог, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.
В своей докторской диссертации «О разделении общественного труда» (1893) Дюркгейм подымает главную тему своего творчества: взаимоотношения между индивидами и коллективом.
Два вида солидарности:
· Механическая солидарность, или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт.
· Органическая солидарность, когда люди не схожи друг с другом и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии с частями тела в организме.
Две формы солидарности соответствуют, по Дюркгейму, двум противоположным формам общественной организации:
· Механическая соответствует архаическим обществам
· Органическая соответствует обществам, где присутствует разделение труда
Согласно центральной идее Дюркгейма, индивид возникает из общества, а не общество из индивидов.
Исследуя разделения труда, Дюркгейм раскрыл две важные мысли:
· об исторической первичности обществ, в которых индивидуальное сознание целиком находится «вне Я»;
· о необходимости объяснения индивидуальных феноменов состоянием коллективности, а не состояния коллективности индивидуальными феноменами.
Дифференциация, отличительный феномен современных обществ, служит созидательным условием личной свободы. Только в обществе, где коллективное сознание утрачивает своё влияние, индивид может обладать определённой самостоятельностью суждения и действия.
В этом индивидуалистическом обществе основная проблема состоит в поддержании минимума коллективного сознания, при отсутствии которого органическая солидарность повлечёт за собой общественную дезинтеграцию.
Один из наиболее известных трудов Дюркгейма – «Самоубийство» (1897)
Для написания своей работы Дюркгейм проводит сбор и анализ статистических данных, характеризующих динамику самоубийств в различных европейских странах. Он считал, что только социология способна объяснить различия в количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах в разные периоды.
Самоубийством называется «всякий смертный случай, прямо или косвенно являющийся результатом позитивного или негативного деяния, совершённого самой жертвой, которая знала о возможности этого результата».
Позитивное деяние: выстрелить себе в висок из пистолета.
Негативное деяние: не покидать горящего дома или отказываться от какой бы то ни было пищи до наступления смерти.
Дюркгейм признаёт наличие психологической предрасположенности к самоубийству.
Дюркгейм выделил следующие типы самоубийств:
1. Эгоистическое самоубийство – намеренный разрыв человеком своих социальных связей.
2. Альтруистическое самоубийство – возникает вследствие абсолютной интеграции индивида в социальную среду.
3. Аномическое самоубийство – самоубийство, связанное с потерей ценностной системы в обществе; когда в обществе старые социальные нормы уже не работают, а новые – ещё не сформировались.
4. Фаталистическое самоубийство – возникает вследствие чрезмерного контроля общества над индивидом, «чрезмерной общественной регламентации».
Работа «Самоубийство» зиждилась на анализе конкретного статистического материала. Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа.
Результаты исследований Дюркгейма:
· среди протестантов самоубийства случаются чаще, чем среди католиков;
· неженатые и незамужние чаще кончают жизнь самоубийством, чем в браке;
· среди военных самоубийств больше, чем среди гражданского населения;
· в мирное время количество самоубийств больше, чем во время войн и революций;
· в периоды экономического процветания и спада самоубийства происходят чаще, чем в периоды экономической стабильности;
· самоубийств больше в городах, чем в сельской местности.
Дюркгейм пришёл к выводу, что причиной самоубийств в современном обществе служит ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция.
Принципы социологии:
· общество – часть объективной реальности, включённая в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы.
· общество первично по отношению к составляющим его людям.
· изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола.