Развитие социально-философских взглядов Карла Маркса.
Карл Генрих Маркс (5.05.1818, Трир, Пруссия – 14.03.1883, Великобритания) – выдающийся немецкий философ, экономист, социолог, политический журналист.
Научные труды и публикации Маркса сформировали:
· в философии диалектический и исторический материализм,
· в экономике – теорию прибавочной стоимости.
· в политике – теорию классовой борьбы.
Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и получили название «марксизм».
Основные периоды творчества Маркса:
1. период (1841-1848) – период молодости, написаны «Экономическо-философские рукописи», «Немецкая идеология», «Нищета философии». В этот период Маркс выступает главным образом как философ.
2. период (1848-1883) – период зрелости, написаны «Манифест Коммунистической партии», «К критике политической экономии», «Капитал». В этот период Маркс выступает как социолог и экономист.
Работы молодого Маркса строятся вокруг вращающиеся вокруг позитивных понятий – всеобщность, целостность, – либо, наоборот, понятия отчуждения, имеющего негативный смысл.
Маркс утверждает, что идея всеобщности в капиталистическом гражданском обществе не реализуется. Всеобщность – это не более, чем всеобщее избирательное право. На деле гражданин замкнут в своём специфическом мире и не имеет отношений с всеобщностью.
Также нарушается целостность человека. Целостный человек – это человек, не искалеченный разделением труда. В индустриальном обществе человек оказывается специализированным человеком. Большую часть своей жизни он остаётся замкнутым в парциальной деятельности, не используя, таким образом, множество своих способностей и склонностей.
В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» содержится критика капиталистических условий труда. Здесь вводится понятие отчуждения. Слово «отчуждение» этимологически означает «становиться чуждым самому себе». Отчуждение становится исторической, моральной и социологической критикой существующего общественного строя. При капитализме люди отчуждены, они утрачивают самих себя в коллективе. Корень всех отчуждений – в экономическом отчуждении.
Маркс выделяет два вида экономического отчуждения:
· связано с частной собственностью на средства производства;
· связано с анархией рынка, т.е. предприниматель становится рабом рынка – непредсказуемого, подверженного превратностям конкуренции.
Вывод: критика экономической реальности в учении Маркса начинается с философской и моральной критики, а затем становится строго социологическим и экономическим анализом.
«Манифест Коммунистической партии» – это пропагандистская брошюра, в которой Маркс и Энгельс представили в сжатом виде некоторые свои научные идеи. Центральная тема – классовая борьба.
Первая решающая идея Маркса: человеческая история характеризуется борьбой общественных классов. Все общества всегда были разделены на враждебные классы. Капиталистическое общество в этом смысле не отличается от своих предшественников.
Капиталистическое общество характеризуется двумя видами противоречий:
· противоречие между производительными силами и производственными отношениями;
· первое противоречие порождает второй вид противоречий – между ростом богатства и растущей нищетой большинства, который со временем приведёт к революционному кризису.
Пролетарская революция будет означать конец классам и антагонистическому характеру капиталистического общества.
Существуют только два класса:
· класс капиталистов
· класс пролетариев
Уничтожение классовых противоречий должно логически повлечь за собой исчезновение политики и государства, как побочных продуктов и общественных отношений.
Основы своей социологической концепции Маркс излагает в работе
«К критике политической экономии (Предисловие)». Маркс формулирует всеобщую теорию общества, т.е. то, что тривиально именуют историческим материализмом.
Первая и основная идея: люди вступают в определённые, необходимые, не зависящие от их воли отношения. Анализируя структуру общества, производственные силы и производственные отношения, надо исходить из исторического движения, а не брать за основу способ мышления.
Во всяком обществе можно различать экономическое основание (или базис) и надстройку. Базис образуют производительные силы и производственные отношения. В надстройке находятся юридические и политические институты одновременно со способами мышления, идеологиями, философиями.
Движущей силой истории выступает противоречие между производительными силами и производственными отношениями.
Производительные силы – совокупность средств производства и людей, занятых в производстве.
Производственные отношения – отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства и обусловленные определённым уровнем развития производительных сил и формой собственности.
В противоречие между производительными силами и производственными отношениями легко вводится классовая борьба.