Видные представители современной социологической теории
Картина социологического знания была бы неполной, если не рассмотреть, помимо основных парадигм, идеи ряда наиболее ярких представителей современной социологии.
Английский социолог Энтони Гидденс (р. 1938) в своей теории пытается преодолеть двойственность социологических подходов к анализу общества. Что является первичным – структура определяет поведение людей или поведение людей создает структуры? По его мнению, одно без другого просто не может существовать. Социальные действия создают структуры, и только через действия осуществляется воспроизводство структур. Для описания их взаимодействия им используется термин «структурация». На примере соотношения языка и речи Э. Гидденс показывает, что язык – это структура, кажущаяся независимой от индивида. Но чтобы язык сохранился, на нем должны говорить и писать по существующим правилам. Однако языки меняются, появляются новые слова, другие забываются. Вывод: таким образом люди своими действиями могут изменять и воспроизводить структуры.
В социальной жизни различаются два вида структур: правила и ресурсы. Правила – это процедуры, которыми люди руководствуются в жизни. Они могут изменяться путем создания новых правил через действия людей. Ресурсы, локализованные или властные, также возникают только через действия.
Локализованные ресурсы – полезные ископаемые, земля, средства производства и товары – не существуют вне человеческой деятельности. Так, земля не является ресурсом, пока ее не обрабатывают. Властные ресурсы нематериальны и проявляются в способности одних индивидов влиять на поведение других. Власть не является ресурсом, пока человек ей действительно не воспользуется.
Подчеркивая активность людей, Э. Гидденс называет их агентами. Структура влияет на человеческое поведение благодаря «общим знаниям» агентов об обществе. Люди постоянно оценивают, достигают ли целей их действия, если нет – они могут начать вести себя иначе, изменяя образцы взаимодействия, а с ними и социальную структуру.
Французский социолог Ален Турен (р. 1925) предметом социологии считает «социальные отношения», которых, правда, в чистом виде не бывает, поскольку они всегда уже интерпретированы и находятся в движении. Целью социологии является понимание этого движения, а не каких-то внесоциальных структур. Исследовать, по мысли Турена, необходимо не институты, а власть, влияние, соответствие и конфликт.
А. Турен принимал активное участие в теоретическом обосновании участия наемных работников в управлении. Развитие участия в управлении призвано разрешить главный конфликт постиндустриального общества – между безличной системой управления и отчужденными от принятия решений работниками наемного труда. «Зависимое» участие основано на абсолютном контроле предпринимателей над информацией. Первое условие сознательного участия работников в управлении для преодоления «зависимости» – информированность. «Быть информированным – это не только знать, что происходит, но и знать историю, основания и методы решения, а не только ссылки на факты для оправдания решений.»
Французский социолог Пьер Бурдье (1930–2000) – автор «философии действия». Социология для него представляет социальную топологию. Социальный мир можно представить в виде многомерного пространства, построенного по принципам дифференциации и распределения, сформированным по свойствам, способным придавать их владельцу силу и власть. Агенты и группы агентов определяются по их позициям в этом многомерном пространстве, образованном полями сил.
Место агента в этом пространстве определяет экономический капитал в разных видах, культурный и социальный капитал, а также символический капитал, обычно называемый престижем, репутацией, именем и т. п.
П. Бурдье говорит об удвоении благ через их символическое бытие. Символический капитал, знаки различия и дистанцирующие действия позволяют индивидам отграничиваться друг от друга, усиливая экономические различия.
Общество для П. Бурдье – это не столько структура или, тем более, онтологическая субстанция, сколько общий итог активных действий «агентов» или «акторов» процесса. Актор – это субъект с имманентной внутренней активностью.
За терминологической заменой «субъекта» на «актора» скрывается глубокий методологический сдвиг. В рационалистической позитивистской традиции субъект рассматривался как мыслящий разум в ограниченном пространстве – некая элементарная частица типа атомов, рядоположенность которых образует материальную основу мира. Множество отдельных субъектов (атомов) составляют массу – то, чему возможно придать форму, и чему придается форма – вождями, государством, партиями, начальниками и т. д. Введение «актора» (или, как вариант, «агента» действия) подчеркивает современную роль и новое понимание «массы», своей деятельностью влияющей на результат социального изменения.
Немецкому социологу Юргену Хабермасу (р. 1929) принадлежит теория коммуникативного действия, синтезирующая концепции рациональности социального действия и интеракции.
Понятие коммуникативного действия отражает интеракцию по меньшей мере двух взаимодействующих субъектов, владеющих речью и вступающих в межличностное отношение. Особое значение в этой модели действия принадлежит языку. Только с языком зарождаются действия, ориентированные на взаимопонимание, а сам язык всегда предполагает возможность взаимосогласованных действий. Следовательно, ориентированное на взаимопонимание употребление языка представляет собой одно из важнейших условий социальной жизни.
Все действия по ориентации акторов делятся на два больших класса: ориентированные на успех – формальные; и ориентированные на понимание – коммуникативные.
Общество, по Ю. Хабермасу, понимается на двух уровнях: как «жизненный мир» и как «система действий». «Жизненный мир» – это символическая интерпретация общества самим индивидом, а «система действий» отражает то, каким общество кажется постороннему наблюдателю. Жизненный мир и система – это два различных способа понимания мира, состоящего из объективного мира фактов, социального мира норм и субъективного мира внутренних переживаний. Интерпретация происходит обязательно в какой-то конкретной ситуации «отрывка» жизненного мира, который выделяет из него определенные темы и цели действия.
Основной чертой и проблемой современности, по мнению Ю. Хабермаса, является разъединение системы и жизненного мира, выражающееся в овеществлении жизненных миров и их провинциализации.
Социология в России
Несмотря на то, что среди основателей современной социологии нет российских ученых, общественная мысль в России заинтересовалась социологическим проектом О. Конта уже в 40-е гг. XIX в. Русские ученые-обществоведы переписывались и полемизировали практически со всеми отцами-основателями социологии.
Первоначально, как и на Западе, российская социология развивалась в рамках философских подходов. За период с конца 60-х гг. XIX в. до 20-х гг. ХХ в. можно выделить три этапа.
На первом этапе, в 60-80-е гг. XIX в., доминирующим направлением являлся позитивизм. Он привлекал отечественных мыслителей не только «научностью», но и конструктивностью, поскольку обещал на строго научной основе построить новое справедливое общество. Проблемы разложения феодального строя и развитие промышленного капитализма были наиболее острыми вопросами русского обществоведения.
В научных трудах того времени стал появляться термин «социология», широко использовались данные земской статистики, многочисленных опросов крестьян. Как и в мировой социологии, в России был представлен широкий спектр методологических подходов: от органицизма (П. Лилиенфельд, А. Стронин) и психологизма (П. Лавров, Н. Михайловский, Н. Кареев) до географической школы (Л. Мечников) и социопсихологизма (Е. Де Роберти).
На втором этапе, приходящемся на вторую половину 80-х до 90-х гг. XIX в., усиливается критика натуралистических концепций, развиваются марксизм и антипозитивистские течения (Б. Кистяковский, П. Новгородцев, Л. Петражицкий). П. Лавров и Н. Михайловский создают субъективную школу в социологии, стремясь обосновать идеи русского социализма и народничества. Сформировались: социокультурная теория (Н. Данилевский), социологическая концепция русского консерватизма (К. Леонтьев), теория анархизма (М. Бакунин, П. Кропоткин), генетическая социология (М. Ковалевский) и др.
В 1896–1897 учебном году профессор Санкт-Петербургского университета Н. И. Кареев подготовил первый в России систематический курс социологии.
Третий этап развития социологии в России занимает первые два десятилетия ХХ в. Важным событием этого периода следует считать публикацию двухтомного труда Максима Максимовича Ковалевского (1851–1916) «Социология». Понимая социологию как науку об организации и эволюции общества, он попытался синтезировать позитивные стороны различных социологических школ и течений на почве теории социального прогресса.
В ряде российских университетов начинают регулярную работу социологические семинары, кружки. Социология начинает включаться в программы некоторых средних учебных заведений, училищ.
В 1908 г. в негосударственном Психоневрологическом институте в Санкт-Петербурге открылась первая кафедра социологии. В 1916 г., сразу же после кончины наиболее известного русского социолога М. М. Ковалевского, при Петербургском университете образовано Русское социологическое общество его имени.
После революции 1917 г. в течение нескольких месяцев в России выходят научно-популярные брошюры, газетные и журнальные статьи социологического содержания. В мае 1918 г. было принято постановление Совнаркома «О социалистической академии общественных наук», где специальным пунктом было установлено «…одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований в Петроградском и Ярославском университетах». Начинается издание учебной литературы по социологии для школ разных типов и расширяется круг учебных заведений, где вводится ее преподавание. В 1920 г. П. А. Сорокин издает свою монументальную «Систему социологии» и в том же году выходит в свет в Ярославле упрощенная ее версия, специально для образовательных учреждений – «Общедоступный учебник социологии». Институционализация российской социологии того времени завершается созданием на базе факультета общественных наук Петроградского университета первого социологического факультета. Его организатором, первым деканом и ведущим лектором до высылки из России в 1922 г. был П. А. Сорокин.
Основным направлением деятельности социологов становится попытка выявить соотношение русской социологической мысли и социологии марксизма. На развернувшуюся дискуссию решающее влияние оказала книга Н. И. Бухарина «Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии» (1923), где социология отождествлялась с историческим материализмом и становилась составной частью марксистского учения.
В конце 1920-х – начале 1930-х гг. в Советской России еще проводились эмпирические социологические исследования, среди которых следует отметить работы А. Гастева и его Центрального института труда (ЦИТ), С. Струмилина, впоследствии – академика, написавшего фундаментальные труды по социальной истории общественного труда и бюджетам времени.
Несколько особняком стоят выдающиеся работы в области экономической социологии, принадлежащие перу Н. Д. Кондратьева, в частности посвященные цикличности в экономике.
Однако после выхода в свет «Краткого курса истории ВКПб» И. В. Сталина социология была объявлена «буржуазной лженаукой», враждебной марксизму, и исключена из общественной жизни на три десятилетия.