В чем суть формационного подхода к развитию общества ?
Важное место в представлении общества как системы, а также его периодизации связано с именем К. Маркса, автораформационного подхода. Общественно–экономическая формация – это сложившаяся на основе господствующего способа производства конкретно-историческая форма бытия общества. Способ производства имеет две стороны: производительные силы общества (все имеющиеся у общества естественные и человеческие ресурсы) и производственные отношения (различные формы собственности на средства производства). Именно способ производства создает качественную определенность общественной формации и различает их.
Помимо способа производства, составляющего, по мнению К. Маркса, реальный базис общества, формация включает в себя и надстройку – прежде всего государство с его юридическими и политическими отношениями и институтами, а также мораль, науку, религию и искусство. Кроме базиса и надстройки формация включает в себя определенную структуру социальных классов, групп и слоев. Маркс понимает под классами такие социальные группы, которые различаются между собой по их отношению к средствам производства. Имеющие средства производства – составляют господствующий класс, как правило, он составляет меньшинство населения, но распоряжается материальными ресурсами общества, эксплуатируя чужой труд. Не имеющие собственности люди составляют класс зависимый, находящийся в прямом или экономическом подчинении от первого. На определенном этапе между этими классами возникает конфликт. Борьба между классами, это, в конечном счете, выражение борьбы между развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями. Конфликт разрешается социальной революцией, что приводит к смене формаций. Таким способом К. Маркс объясняет эволюцию общества, когда общество последовательно проходит пять формаций в своем развитии: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.
КАКОВО СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИЙ ДОИНДУСТРИАЛЬНОГО, ИНДУСТРИАЛЬНОГО И ПОСТИДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА?
Во второй половине ХХ века получили широкое признание теории индустриального и постиндустриального общества.
Общество, по мнению авторов теории индустриального общества Р. Арона и У. Ростоу, проходит две стадии – доиндустриальное и индустриальное. Под доиндустриальным (или традиционным) понимается общество с аграрным укладом и преобладающим натуральным хозяйством. Для традиционного общества характерны низкие темпы развития производства, инертность и невосприимчивость к новшествам. Этому обществу соответствует сословные и малоподвижные социальные структуры, традиционные способы социокультурной регуляции – нормы, институты, обычаи считаются незыблемыми. В этом обществе отсутствуют права и свободы личности. Индустриальное общество имеет мощное машинное производство, развитую систему коммуникации и социальной мобильности, основополагающим становится признание прав и свобод человека.
Авторы сформировали ориентиры развитого индустриального общества:
1. В сфере организации производства – частное предпринимательство.
2. В сфере организации обращения – рыночное хозяйство, не обременяющее себя при решении экономических проблем социальной ответственностью.
3. В сфере политических отношений – правовое государство и гражданское общество.
4. В сфере демократии – равномерное распределение исполнительной, законодательной и судебной власти как барьер авторитаризму и тоталитаризму; плюралистическая демократия на основе политического консенсуса социальных групп.
5. В сфере государства – обеспечение закона и порядка, осуществление эффективной социальной политики.
6. В сфере социальной структуры – приоритет технико-экономических структур общества (профессиональных, стратификационных).
7. В сфере потребления – создание общества потребления
8. В сфере отношений народов и культур – конвергенция (лат. – схождение, сближение) как движение к консенсусу на основе деидеологизации и компромиссов.
Одним из основоположников теории постиндустриального обществаявляется Д. Белл. Он утверждает, что в промышленно развитых странах в последней четверти ХХ века формируется постиндустриальное общество. Им сформулированы пять исходных измерений нового общества:
1. Переход от товарного производства к экономике обслуживания.
2. Господствующее положение в обществе класса профессиональных и технических специалистов.
3. Главенствующее значение теоретических знаний как источника новаторства и формулирования политических принципов в обществе.
4. Создание новой «интеллектуальной технологии».
5. Возможность саморазвивающегося технологического роста.
Смена технологического базиса сказывается на всей структуре социальных связей. Основными ресурсами в постиндустриальном обществе становятся знания и информация. Меняется структура занятости, соотношение профессиональных групп. Уменьшается число рабочих, занятых в материальном производстве, возрастает удельный вес людей, занятых в сфере обслуживания. По мнению автора теории, общество может считаться постиндустриальным, если в секторе обслуживания занято более половины всех трудящихся, а суммарная стоимость оказываемых услуг составляет более половины валового продукта страны. Важнейшей переменой в новом обществе следует считать быстрый рост профессиональных и технических специалистов с высшим образованием. Информационные технологии захватывают важнейшие сферы жизни: промышленную военную, политическую. Новое общество порождает иные системы ценностей, на первое место выдвигаются не знатность происхождения, а знания и личные заслуги человека. Ведущие позиции теперь занимают группы, владеющие собственностью на информацию. В своих действиях люди ориентируются на работу со структурами знания и сигнальными системами, обработку информации, научное прогнозирование. А это, в свою очередь, изменяет само содержание труда, он все больше становится творческим.
Теория постиндустриального развития получила дальнейшее развитие в концепции «трех волн» А. Тоффлера. В книге «Третья волна» он выделяет три стадии развития человечества.
Первая волна перемен - сельскохозяйственная цивилизация (до XVII в). Ее основа - земледельческие общества, основанные на «производстве для потребления». Это общество строится на простом разделении труда, сословном делении, авторитарной власти.
Вторая волна перемен – индустриальная цивилизация (до настоящего времени), она основана на «производстве для обмена». Ее технологическая основа – машинное производство, разделение и специализация труда. Произошло повышение уровня жизни людей. Но кризис второй волны связан с отрывом человека от природы, господстве машины над человеком, утратой его индивидуальности.
Третья волна перемен связана с высокотехнологичной и антииндустриальной цивилизацией. Она находится еще в стадии становления. Для обществ «третьей волны» характерны новые информационные технологии, преобладание интеллектуального труда, глобальное реструктурирование мировой экономики на более справедливой и сбалансированной основе, гуманизация всех сфер социальной жизни, создание бесклассового, бесконфликтного и неидеологизированного общества.
Рассмотренные теории представляют общество в эволюции. Каждый новый этап есть продолжение предыдущего, и характеризуется новыми качествами. Человечество в своем развитии поднимается на более высокую ступень развития. Полное процветание общества, достижение этого состояния во всех общественных структурах – вот цель социального прогресса.
Однако в рамках традиционного эволюционизма не укладывались попятные движения, кризисы и распады обществ, исчезновение целых цивилизаций. Для объяснения этих процессов исследователи второго подхода к истории общества обращались к причинам, не рассматриваемыми представителями линейного подхода к развитию общества. Этот подход воспринимает историю как совокупность не связанных между собой общественных образований. Вся история человечества есть череда бесконечного повторения одних и тех же процессов и состояний. Поэтому ничего нового внести в историю человечества нельзя. В русле этого подходов выделяют теории циклического развития, представленные, в частности, теорией социокультурной динамики П. Сорокина и теории цивилизационного развития, в которых история предстает как смена и одновременное существование различных цивилизаций.