Как понимается в социологии понятие общество?

Человеческое общество не есть простая механическая совокупность отдельных лиц, оно есть самостоятельное целое, имеющее свою собственную жизнь и организацию. Большинство ученых определяют социологию как науку, изучающее общество. Но понятие «общество» имеет много значений. Им можно обозначить круг друзей по принципу: «Как хорошо нам в нашем обществе». Из истории сословной России нам знаком термин «входить в высшее общество». Существуют различные любительские объединения, типа: «общество рыболовов и охотников» или «общество любителей пива». Однако в социологии понятие «общество» имеет иной смысл, чем в быту.

Немецкий ученый Георг Зиммель подчеркивал, что понятие общества имеет смысл только в том случае, если оно так или иначе противополагается простой сумме отдельных людей. Потому что, если бы оно совпадало с последней, то предметом исследования стали бы эти отдельные люди, а не их отношения, которые в действительности и являются предметом социологии. Вот почему Г. Зиммель и М. Вебер определяли общество как взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей, действий. С точки зрения К. Маркса, общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Таким образом, обществоможно определить как определившуюся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивую систему социальных взаимодействий как больших, так и малых групп людей, объединенными культурными, социальными и экономическими связями и отношениями, опирающимися на общие традиции, обычаи, социальные институты и нормативно-ценностные системы.

Перечисляют следующие признаки общества:

· Оно имеет территорию

· У него есть собственное название и своя история

· Оно обладает собственной системой управления

· Оно существует дольше средней продолжительности

жизни отдельного индивида

· Его объединяет собственная система ценностей составляющих его культуру

· Ему присущи самовоспроизводство, саморегулируемость и

самодостаточность.

· Хотя оно постоянно эволюционирует, оно, тем не менее,

обладает определенным консерватизмом

Нужно отметить, что данные признаки общества не отождествляют его с понятием «государство», важнейшим признаком которого является политическая организация, включающая определенный тип режима власти. Понятие «общество» шире понятия «государство».

Социология исходит из понимания общества как сложноорганизованной системы. Социальная система– это упорядоченное целое, включающее в себя отдельных индивидов, группы, организации, общности институты, объединенные социальными связями и отношениями. Составными элементами общества являются люди, социальные институты и организации, социальные группы, общности, а также социальные связи и действия, возникшие в процессе жизнедеятельности людей, нормы и ценности. Каждый из этих элементов находится в тесной взаимосвязи с другими и играет определенную роль в функционировании общества как целого. Важными системными принципами являются структурность и иерархичность входящих в нее элементов, взаимосвязь с внешней средой. Именно благодаря этому общество качественно отличается от произвольного хаотического скопления людей.

Общество как систему рассматривает одна из макросоциологических парадигм – структурный функционализм. Его представители Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и Т. Парсонс рассматривают общество как систему взаимосвязанных составляющих, функционирование которых обеспечивает жизнеспособность целого. Общество есть целостная, саморазвивающаяся система.

Наиболее полно выразил системное понимание общества американский социолог Т. Парсонс (1902-1979). Любая социальная система должна выполнять четыре основные функции:

1. Адаптация – система должна уметь приспосабливаться к внешней среде, контролировать ее и поддерживать равновесие.

2. Целедостижение – выражает потребность всех обществ устанавливать цели, на достижение которых направлена социальная активность людей.

3. Интеграция – система должна поддерживать внутреннее единство и порядок, противодействовать дезинтеграции ее структур.

4. Воспроизводство культурных образцов – этим создается база для устойчивости общества.

Перечисленные функции выполняются как всей системой в целом, так и соответствующими им подсистемами. Функция адаптации выполняется экономической подсистемой, целедостижение - политической подсистемой, интеграция реализуется через социальную подсистему, а культурные образцы воспроизводятся через культурную подсистему. В свою очередь каждая из подсистем включает в свою структуру в качестве элементов бесконечное множество подсистем менее общего порядка (трудовые коллективы, семья др.). Чем последовательнее осуществляется разделение деятельности на уровне подсистем, институтов и социальных ролей, тем стабильнее общество. И напротив, выполнение какой-либо подсистемой, либо институтом не свойственных им функций порождает хаос и усиливает социальную напряженность. Современное состояние России - это пример дезинтеграционных процессов системы.

Типология обществ.

Классификация основных типов обществ

Основания типологии Типы обществ
Способ получения средств к существованию обществ (Г. Ленски, Дж. Ленски) · Живущие охотой и собирательством · Садоводческие и аграрные · промышленное
Способ производства (К. Маркс) · Первобытное · Рабовладельческое · Феодальное · Капиталистическое · Коммунистическое
По типу социальной организации (Ф. Теннис) · Гемейншафт (община) · Гезельшафт (общество)
Степень развития технологии и знания (Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл, А. Тоффлер) · Доиндустриальное · Индустриальное · Постиндустриальное
Степень изменения и развития (К. Поппер) · Открытое · Закрытое
Наличие или отсутствие письменности · Дописьменные · Письменные
Число уровней управления и степень социального расслоения общества · Простые · Сложные
Господствующая в обществе религия · Христианское и его виды · Мусульманское · Индуистское и др.
Господствующий в обществе язык · Англоязычное · Русскоязычное · Франкоязычное

Социологи создали множество моделей классификации общества. Существуют два основных подхода к истории человечества.

Первый – восприятие всемирной истории как единого процесса поступательного, восходящего развития человечества.

Второй подход к истории общества воспринимает историю как совокупность самостоятельных общественных образований, между собой не связанных.

В русле первого подходарассматриваются формационная теория К. Маркса и теории индустриального и постиндустриального общества (Р. Арон У. Ростоу, Д. Белл, А. Тоффлер)

Наши рекомендации