Какие существуют исторические типы стратификации?
Рабство – исторически первая система социальной стратификации. Оно возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме. Рабство – система расслоения общества, основанная на различиях в принадлежности индивида к этнонациональным и территориальным общностям (роду, племени, общине). Человек, являющийся членом племени (ирокезов, могикан и т.д.) или гражданином города-государства (Афин, Спарты, Рима) от рождения или приобретший гражданство, именовался «свободным». Он имел все важнейшие права и привилегии: право владения землей или другой собственностью, право ношения оружия и участия в военном ополчении, возможность участвовать в принятии значимых для племени, общины, города-государства решений, возможность избираться на высокие должности и т.д.
Древнеиндийский термин «даса» - «раб» означал первоначально «враг», «чужак», «варвар». Греки именовали варварами представителей всех племен и народов, язык которых был для них непонятен. Обычно указывают на три причины рабства. Во-первых, война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала другую, и победители использовали часть пленников в качестве рабов. Во-вторых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору. В-третьих, нарушение закона, когда казнь убийцы или грабителя заменяли рабством, то есть виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб. Таким образом, рабство было следствием военного поражения, преступления или неоплаченного долга, а не признаком некоего, изначально присущего каким-то людям более низкого статуса.
По своему положению раб является лицом несамостоятельным, полностью зависимым от своего господина, хотя на разных стадиях развития рабства степень этой зависимости менялась. Первоначально в условиях патриархального рабства раб приравнивался по своему положению к младшим членам семьи, не имел права голоса на собрании общины, не носил оружия, выполнял самые непрестижные и тяжелые работы. Обычно через определенное время рабу давали свободу или принимали в члены общины.
Положение изменилось тогда, когда рабский труд стал использоваться в массовых масштабах для производства продуктов и ремесленных изделий на продажу и когда рабы тоже стали товаром. Раб уподоблялся вещи, с которой собственник мог распоряжаться, как ему заблагорассудится. Раба можно было убить, отдать в наем в публичный дом, заставить выступать в качестве гладиатора и т.д.
Традиционно рабство рассматривается как наиболее выраженная, крайняя форма неравенства, при которой одни индивиды принадлежат другим как собственность и с помощью физического насилия принуждаются к труду. Но при этом следует иметь в виду, что подобные крайности, как правило, не распространялись на соплеменников и сограждан. При рабовладельческом строе именно этническая принадлежность определяла место индивида в системе разделения труда, объем гражданских и политических прав, характер экономических отношений, в которые он мог вступить.
Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Так, израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год, каждые пятьдесят лет. В Древнем Риме, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было пожизненным; в частности, осужденные на пожизненные работы преступники, превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.
Но не везде статус раба передавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми. В большинстве мест дети рабов автоматически тоже становились рабами. В некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников наравне с остальными детьми хозяев. Как правило, рабы не имели ни имущества, ни власти. Однако, например, в Древнем Риме, рабы имели возможность скопить какую-то собственность и даже добиться высокого положения в обществе.
Касты. Термин «каста» - португальского происхождения. Классической страной кастового строя является Индия, где эта система стратификации была отменена лишь в 50-х гг. ХХ века. В кастовом строе важнейшим фактором, определяющим положение человека в обществе, является жесткая, передаваемая из поколения в поколение система разделения труда. Каста представляет собой замкнутую социально-профессиональную группу, в пределах которой передаются профессиональные знания, навыки и привилегии.
Особенностью кастовой системы стратификации является ее тесная связь с господствующей в обществе религиозной доктриной. Все современные мировые религии в той или иной форме оправдывают социальное неравенство, но в индуизме необходимость расслоения общества вытекает как бы из самой человеческой природы. Неравенство между кастами древние индийцы объясняли естественным различием между людьми по степени их природного благородства и душевной чистоты. Высшей и самой «чистой» кастой считались брахманы, выполнявшие жреческие функции и хранившие знания; вторыми по степени чистоты были кшатрии – воины, занимавшиеся наряду с военным делом еще и государственным управлением; третья группа – вайшьи – свободные общинники, для которых допускалось занятие земледелием, скотоводством, торговлей, ростовщичеством и т.д.; низшей по степени чистоты кастой являлись шудры – неполноправные члены общины, исполнявшие самую грязную и непривлекательную работу.
Кастовая система стратификации естественным образом выросла из экономического уклада древнеиндийских общин, которые вели преимущественно натуральное хозяйство и могли существовать относительно обособленно как друг от друга, так и от государства. В каждой деревне вместе с крестьянами жили ремесленники тех профессий, которые удовлетворяли основные потребности жителей данной местности. В небольшой деревне мог жить один гончар, один кузнец, один плотник, работавшие на заказ и обслуживавшие определенный круг семей. В более крупном поселении лица этих профессий могли занимать отдельную улицу или отдельный квартал. Профессии обычно передавались от отца к сыну, что позволяло удержать в семье средства производства, необходимые для ремесла данного вида (кузницу, гончарную мастерскую и т.д.). Каждый член общины получал свою «экологическую нишу», дающую средства к существованию. Постепенно обычаи и традиции превратились в религиозные нормы и нормы права, а профессиональные группы отделились одна от другой незримыми перегородками. С течением времени система кастовой стратификации, распространенная по всей Индии, усложнилась, и внутри каждой касты выделились более мелкие социально-профессиональные группы – джати, союзы лиц конкретной профессии (торговцев, кузнецов, гончаров, музыкантов), со своими корпоративными интересами и корпоративной этикой. Джати отличались от каст наличием органов самоуправления, системы взаимопомощи, наличием общей кассы.
Кастовая система стратификации, как и рабство, характеризуется жестким ограничением социальной мобильности между слоями. Представитель касты или джати был ограничен в возможности изменения профессии, в выборе брачного партнера (супруга следовало выбирать только из своей касты), в возможности общения с представителями других каст (вплоть до запрета совместно принимать пищу). При жестком ограничении индивидуальной мобильности членов общества они в то же время могли изменить социальное положение вместе с повышением или понижением статуса своей касты.
Самым тяжелым наказанием было исключение из касты. Люди, исключенные из своей касты, получали статус «неприкасаемых», которые лишались практически всех гражданских прав. Их прикосновение к представителю высшей касты делает этого человека «нечистым». В некоторых случаях нечистой считается даже тень неприкасаемого, поэтому ранним утром и в полдень, когда фигуры отбрасывают длинные тени, членам касты неприкасаемых даже запрещается заходить в некоторые деревни. Те, кто «испачкался» от прикосновения с отверженным, должны исполнить ритуалы очищения, или омовения, для восстановления чистоты.
Хотя в 1949 г. правительство Индии объявило об отмене кастовой системы, силу вековых традиций невозможно перебороть столь легко, и кастовая система продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии.
Сословия. Сословная система получила наибольшее распространение в феодальной Европе и некоторых традиционных обществах Азии, например, в Японии. Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемая по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. В России со второй половины 18 века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество крестьянство и мещанство.
Права и обязанности каждого сословия закреплялись юридически и освещались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Различные сословия отличались друг от друга по образу жизни, уровню образования, традиционному воспитанию, культуре, принятым нормам поведения. Браки обычно заключались внутри одного и того же сословия. Принципиальное различие между сословиями заключалось не столько в экономическом благосостоянии, сколько в доступе к политической и социальной власти и социально значимым занятиям. Каждое сословие обладало монополией на те или иные виды занятий и профессии. Например, государственные и военные чины получали только дворяне; духовенство имело монопольное влияние в области идеологии, в сфере образования и распространения знаний; главной функцией самого многочисленного третьего сословия (купечество, крестьянство и мещанство) была уплата податей-налогов. Два высших сословия – дворянство и духовенство – налогов не платили.
Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между сословиями, сколько внутри сословий. В то же время границы между сословиями не были такими непреодолимыми, как границы между кастами. Дворянство, в том числе дворянство наследственное, можно было заслужить в награду за особые заслуги, богатые представители третьего сословия могли купить титул у обедневших аристократов, допускались межсословные браки.
Классы. Формирование классовой системы стратификации связано с возникновением современного индустриального общества и распространением капиталистических производственных отношений.
В условиях классового деления общества важнейшим признаком, определяющим положение человека в социальной иерархии, является уровень дохода, владение собственностью или контроль над ней. Экономические возможности индивида – наличие или отсутствие материальных или финансовых ресурсов, положение на рынке труда – оказывают существенное влияние на его образ жизни и отношение к нему других людей.
В отличие от кастовой и сословной стратификации, классы не закрепляются с помощью правовых и религиозных норм, поэтому границы между классами не бывают столь же четко очерчены, как границы между сословиями или классами.
В классовой системе стратификации принадлежность к классу не определена от рождения и не наследуется, что коренным образом отличает ее от предшествующих типов стратификационных систем. Предписанный, т.е. полученный от рождения, статус личности уже не оказывает определяющее влияние на судьбу индивида. Кроме того, не существует законов, определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов. Следовательно, основной характеристикой этой системы социальной стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможности для социальной мобильности, т.е. для движения вверх или вниз по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего социального положения, или класса, - одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться.
Все охарактеризованные типы стратификационных систем не существуют в чистом виде. Любое реальное общество является их сложным смешением, комбинацией. Различные типы стратификационных систем предоставляют большие или меньшие возможности для перемещения членов общества внутри социальной структуры, для социальной мобильности.
VI. СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА