Как рассматривается личность в теориях социализации?
В настоящее время имеется целый ряд теорий, отражающих те или иные процессы социализации, процессы становления личности.
Одним из первых ученых, обративший внимание на важнейшую роль в жизни человека периода детский социализации, стал основоположник психоаналитической теории австрийский ученый З. Фрейд (1856-1939). Ученый доказывал, что несообразности в поведении, как и вся структура характера человека, представляют собой реакцию на воздействия внешнего мира, особенно на те, которые имели место в раннем детстве. Механизм социализации, по Фрейду, работает на основе принципа «удовольствия – страдания», приводимого в действие с помощью вознаграждений и наказаний. Усвоение ценностей и нормативных предписаний происходит в ходе формирования супер-эго, которое закладывается в структуре личности ребенка в результате идентификации с фигурой отца.
Психоанализ основан на двух базовых гипотезах. Первая заключается в том, что каждое психическое явление имеет под собой определенную причину. Вторая гипотеза состоит в том, что бессознательные процессы играют более значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные. Человек часто не знает своих подлинных мотиваций и желаний. Этот вывод строится разработке «структурных гипотез» организации психической жизни человека.
З.Фрейд выделил три главные психические инстанции – «ид», «эго» и «супер-эго».
Ид (оно) - с ним связана сфера бессознательного в человеческой психике, инстинкты. Ид – источник человеческих желаний, которые Фрейд считал изначально сексуальными и агрессивными; ид руководствуется принципом наслаждения. Ребенок всецело состоит из Ид, делая егоагрессивным и сконцентрированном на собственном Я. Родители препятствуют осуществлению импульсивных требований Ид ребенка путем наказаний или вознаграждений. Таким образом, ребенок приучается следовать социальным нормам.
Эго (я) – наше сознание. На этом уровне человеком руководит принцип реальности и вынуждает подчиняться рассудку и логике. Эго пытается примирить ид с требованиями окружающей среды и ограничить его безудержное проявление. Рациональное эго делает человека разумным, предприимчивым, способным к постановке и достижению цели.
Супер-эго (сверх-я) – проявление нашего коллективного сознания и выступает как культура внутри нас. Оно регулирует наше поведение в обществе, осуществляет нравственную функцию, проявляясь в форме стыда или совести. Супер-эго осуществляет наши моральные принципы, определяющие приемлемость или неприемлемость того или иного способа поведения иформируется на примере морали родителей, которых наблюдает, познает и которым подражает ребенок.
Таким образом, структура психики, по мнению З.Фрейда, как бы трехслойна, включая бессознательное, сознание человека и проявление коллективного сознания. Эта структура делает личность крайне противоречивой: с одной стороны – инстинкты, с другой стороны – система запретов, направленных на подавление желаний. Противоречивость внутреннего мира является причиной психических расстройств, болезней, невротических состояний. Человек в своей основе антисоциален, общество должно очистить и ограничить его низменные инстинкты – к такому выводу приходит З. Фрейд. Ученый указывал, что все неадекватные состояния и действия взрослых связаны с психическими травмами, полученными в детстве, а также нарушениями процесса детской социализации, (он рассматривает это, в частности, в своей знаменитой теории «Эдипового комплекса»).
Американский ученый Эрик Эриксон (1902-1982) рассматривает процесс социализации через проблему кризиса идентичности. Развитие личности есть процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения. Поэтому главной частью структуры личности является не бессознательное Ид, как у Фрейда, а сознаваемая часть Эго, которая стремится в своем развитии к сохранению своей целостности. Поэтому его теория носит название Эго-психологии. В самом широком смысле понятия «идентичный», «идентификация» означают отождествление, установление соотношения с чем или кем либо. В понимании Э. Эриксона «идентичность» означает осознание человеком своего места в обществе, признание своей индивидуальности, обретение смысла своей жизни. Анализ процесса развития личности не может ограничиваться исследованием ранних этапов, а должен охватывать весь жизненный цикл человека, который, по мнению ученого, проходит 8 стадий – от детства до старости. Каждая стадия развития характеризуется возможностью обретения альтернативных черт характера, что определяет особенности адаптации человека к определенным нормам и ценностям. Этот процесс периодически нарушается столкновением интериоризированных (усвоенных) ценностей с новыми, возникающими на очередном этапе жизненного цикла, что сопровождается определенными коллизиями, которые и воспринимаются как «кризис личности». На самом деле это нормативный кризис идентичности, который стимулирует следующий этап социализации с новой идентичностью.
Этап 1. Младенчество – главная задача на этой фазе выработать бессознательное чувство «базисного доверия» к внешнему миру. Основные средства – родительская забота и любовь, через которые у ребенка развивается чувство эго-идентичности, основанное на ощущении комфорта и доверия; в противном случае проявляется чувство недоверия к миру.
Этап 2. Раннее детство – формируется чувство автономии и личной ценности, или же напротив, противоположное чувство - стыд и сомнение; на этой стадии ребенок начинает отстаивать свое чувство независимости и самостоятельности. Стадия является решающей для сохранения равновесия между любовью и ненавистью, сотрудничеством и несговорчивостью.
Этап 3. Игровой возраст - формируется чувство инициативы, желание сделать что-то своими руками, альтернатива этому - возникновение чувства вины, если он подвергается насмешкам или наказанию за свои инициативы.
Этап 4. Школьный возраст - формируется чувство достижения, трудолюбия, способность достигать поставленной цели; в противном случае в результате неудач развивается чувство неполноценности.
Этап 5. Юность - формируется чувство Эго-идентичности. Подростков, переживающих период интенсивного физического роста и полового созревания, очень беспокоит вопрос, как они выглядят в глазах других сверстников. В противном случае формируется диффузное «Я», ролевая и личностная неопределенность.
Этап 6. Молодость - формируется чувство интимности и психологической близости с другим человеком, или же напротив, чувство изоляции и одиночества.
Этап 7. Взрослость – этап развитой творческой активности и продуктивности, стремление к заботе о других, передачи своего опыта; альтернатива этому – стагнация и застой.
Этап 8. Зрелый возраст или старость – завершение предшествующего жизненного пути, характеризуется проявлением чувства удовлетворенности, исполненного долга; противоположное чувство отчаяние и разочарование, возникшее от того, что осталось мало времени «чтобы попытаться искать иные пути к целостности».
Переход с этапа на этап возможен только на основе разрешения главного противоречия, свойственного предыдущей фазе. Если противоречие не разрешено, это неминуемо позднее вызовет психиатрические симптомы.
В русле социологических концепций личности проходит теория «Зеркального Я». В основе истоков теориилежит идея американского ученого У. Джеймса о «социальном Я», которая сводилась к тому, каким признают данного человека окружающие. Теория развита и систематизирована американским ученым Чарльзом Кули (1864-1929). В работе «Социальная самость» он говорит, что когда человек в зеркале видит свое лицо, фигуру, одежду он бывает доволен ими или нет. Точно также общаясь с другими людьми ему кажется, что он ощущает некоторые их мысли о своем облике, манерах, намерениях, характере и т.д. Все это самым различным способом на него воздействует. Мнение окружающих человека людей и первичных групп становится настолько важными и существенными для него, что под их влиянием у индивида развивается чувство «Я», которое автор называет «зеркальным Я». Другие люди – это те зеркала, в которых формируется образ «Я» - человека. Самопредставление о себе у человека складывается из трех элементов:
· образа нашего облика в представлении другого (каким я кажусь другому человеку)
· образ суждения другого о нашем облике (как этот другой оценивает мой образ)
· и какое-то самоощущение, например гордость или унижение (возникшее в результате этих суждений)
Человек имеет столько социальных «Я», сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. «Мы стыдимся показаться уклончивыми в присутствии прямодушного человека, трусливыми – в глазах храброго, грубыми – в глазах человека с утонченными манерами т.д.» - говорит Ч. Кули. Таким образом, «Я» - воспринятое зеркальное отражение, сумма тех впечатлений, которые, как кажется индивиду, он производит на окружающих. Благодаря «зеркальному Я» у ребенка формируется самооценка, он может осознано выделять себя из окружающих его людей и смотреть на себя их глазами. «Я», таким образом, выступает синтезом социального и индивидуального в человеке, итогом его взаимодействия (интеракции) с людьми и социальной средой. Нужно подчеркнуть, что процесс зеркального отражения является субъективным процессом и не обязательно соответствует объективной реальности.
Теория «Обобщенного другого». Американский ученый Джордж Герберт Мид (1863-1931) продолжил разработку идей Ч. Кули. Однако у Мида проблема взаимодействия решается сложнее. Становление «Я» действительно происходит в ситуации взаимодействия, но не потому, что формирование личности есть простые реакции на мнения других, а потому, что эти ситуации есть продукт совместной деятельности. В них формируется личность, в них она осознает себя не только по типу зеркального отражения, но действуя совместно с другими. Совокупность процессов взаимодействия конституирует общество и социального индивида. Мид утверждает, что мы обретаем индивидуальность, когда подходим к себе в целом с той же меркой, как и к другим людям. Это происходит в результате того, что мы можем принять на себя роли других людей. В своем воображении мы принимаем позицию другого человека и с этой позиции изучаем самого себя. Особенно это важно в процессе детской социализации. Социальное «Я» формируется только в результате взаимодействия с другими людьми. Здесь недостаточно взаимодействия только с одним человеком, матерью, например, иначе развитие индивидуальности маленького человека будет не совсем правильным. Ребенку требуется несколько взрослых, которые выполняют разные роли и по-разному реагируют на мир (отсюда понятно, почему так важно, чтобы ребенок рос в полной семье). Главное место в формировании способности принимать на себя роли других людей отводится детским играм. Согласно концепции Мида, выделяют две стадии: «ролевые игры» и «коллективные игры» На первой стадии ребенок как бы «примеряет» на себя модель поведения какого-либо значимого для него человека, к примеру, одного из родителей. В результате такой игры у ребенка формируется образное мышление, речь, личностное «Я». На второй стадии - коллективных игр, ребенок осваивает уже множество ролей. Например, в спортивной команде ребенок выполняет свою роль (нападающего, защитника и т.п.), но при этом он в процессе игры «примеряет» по отношению к себе и другим игрокам роли полузащитника, вратаря или другие аналогичные роли. Тем самым он учится различать свою роль и свое место в группе, усваивает ее требования к себе и другим участникам коллектива. Благодаря играм ребенок, во-первых, приобретает опыт и осваивает роли, а, во-вторых, приобретает способность к взаимодействию с другими людьми, включаясь в социокультурный процесс. В результате у детей формируется представление «обобщенного другого», когда они осознают, что принадлежат к более крупному сообществу людей, которое придерживается определенных взглядов на приемлемое и неприемлемое поведение. Самым первым «обобщенным другим» становится социальная группа, к которой принадлежит ребенок. Через нее происходит интериоризация норм и моделей поведения. Стадии принятия роли другого, других, обобщенного другого, по Миду, есть этапы превращения физиологического организма «I» («Я-сам») в социальное «Me» («Меня»). «Я-сам» - это импульсивная творческая сторона «Я». «Меня» - это своего рода норма, контролирующая действия «Я-сам». Постоянная реакция «I» при помощи «Me» необходима для личности, ибо она способствует адекватному восприятию личностью себя самой и своих собственных действий.
Теория когнитивного развития. Происхождение теории связано с именем швейцарского психолога Жана Пиаже(1896-1980). Исследования ученого касаются способов восприятия детьми окружающего мира.
В течение первых двух лет дети обладают сенсорно-моторным интеллектом (через физическое восприятие). На этой стадии они «пробуют на ощупь» и познают различные предметы – игрушки, посуду, домашнюю утварь и т.п. В возрасте от двух до шести лет дети уже способны к образному мышлению через фантазии и различных воображаемых ситуаций. Это стадия интуитивных операций. В стадии от пяти до двенадцати лет дети начинают мыслить логически и соотносить свое поведение с другими людьми. Это, по мнению Пиаже, стадия конкретных операций. Дети в возрасте от двенадцати до пятнадцати лет формируют уже собственное мнение по многим вопросам, они умеют не только логически мыслить, но и обладают способностью к абстрактному мышлению. Это стадия формальных операций. Таким образом, когнитивные (познавательные) способности ребенка эволюционируют от простых к более сложным.