Ii. общая и прикладная социология
(2ой промежуточный контроль знаний студентов)
(32 вопроса)
1.Аристотель считал опорой стабильности и порядка:
а) средний класс;
б) земледельцев;
в) богатых людей.
2.Основателем социологического позитивизма является:
а) Г.Спенсер;
б) О.Конт;
в) Э.Дюркгейм.
3.В социологической концепции Э.Дюркгейма целью общественного развития является:
а) развитие личности;
б) нарастание солидарности;
в) социальная справедливость.
4.Субъективный метод русской социологии создали
а) П.Л.Лавров и Н.К.Михайловский;
б) Г.В.Плеханов и В.И.Ленин
в) М.М.Ковалевский и П.А.Струве.
5.Какие из двух перечисленных признаков характеризуют действие как социальное:
а) ориентация на ожидаемое поведение других;
б) соответствие морально-нравственным нормам;
в) субъективная мотивация индивида или группы.
6. Взаимодействие индивидов или групп, находящихся в процессе совместной деятельности, объединенных общей целью или решением конкретной задачи в социологии называется:
а) конкуренция;
б) кооперация;
в) кооптация.
7. К методам социального контроля не относится:
а) принуждение;
б) убеждение;
в) манипулирование.
8.Стихийная, относительно неорганизованная реакция на социальную ситуацию, затрагивающая интересы общности людей – это:
а) массовое сознание;
б) массовое поведение;
в) массовые стереотипы.
9.Какое утверждение является верным:
а) социальное и социологическое исследование – это идентичные понятия;
б) социальные исследования проводят только профессионалы, а социологические – специалисты разного профиля;
в) социологический исследовательский проект – это система научно-исследовательских процедур, методик поэтапного изучения социальных явлений.
10.К характерным признакам традиционного общества не относится.
а) коллективная собственность;
б) ручной труд;
в) индивидуализм.
11.К признакам общественной организации не относится:
а) добровольность объединения;
б) изоляция от внешней среды;
в) общность интересов ее членов.
12.Тип семьи, характерный для индустриального общества – это:
а) пуналуальная семья;
б) нуклеарная семья;
в) расширенная семья.
13.В современную систему образования как социального института в России не входит:
а) вечерняя школа;
б) общеобразовательная школа;
в) воскресная школа.
14.К глобальным экологическим проблемам современности относятся два проявления:
а) исчезновение многих видов животных и растений;
б) загрязнение мирового океана;
в) ухудшение здоровья людей.
15.Авторитетный член группы, выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия, принимаемый группой, благодаря его способности решать важные для группы проблемы и задачи – это:
а) лидер;
б) субъект;
в) актор.
16.Социальной общностью не является:
а) молодежь;
б) горожане;
в) «дети - маугли».
17.Нравственные императивы, требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях, о должном и непозволительном – это нормы:
а) морали; в) эстетики.
б) права;
18.Постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе называется:
а) стратификация;
б) диффузия;
в) интеграция.
19.В систему критериев социальной стратификации современного общества не входит следующий:
а) наличие собственности на средства производства;
б) наличие высшего профессионального образования;
в) наличие исключительных физических данных.
20.Синонимом понятия «социальный статус» не является термин:
а) социальное положение;
б) социальная роль;
в) социальная позиция.
21.Изменение статуса детей по отношению к статусу родителей называется мобильностью:
а) межпоколенной;
б) вертикальной;
в) внутрипоколенной.
22.Концепции циклических изменений общественного процесса, из перечисленных ученых, не придерживался:
а) Н.Я.Данилевский;
б) А.Тойнби;
в) К.Маркс.
23.Общественный процесс перехода от простого к сложному, от низшего к высшему, называется:
а) регресс;
б) прогресс;
в) реформа.
24.Совокупность биологических и социальных черт, отличающих одного индивида от другого, называется:
а) альтруизм;
б) индивидуальность;
в) темперамент.
25.Процесс утраты личностью навыков социального поведения называется:
а) адаптация;
б) десоциализация;
в) ресоциализация.
26.К низшему уровню потребностей личности, согласно иерархической теории потребностей А. Маслоу относится потребность:
а) в общении;
б) в безопасности;
в) в уважении.
27.Метод сбора первичной социологической информации, путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях, называется:
а) опрос;
б) эксперимент;
в) наблюдение.
28. «Закрытыми» называют такие вопросы социологической анкеты, где:
а) респондент должен сделать выбор из нескольких, готовых вариантов ответа;
б) респондент сам формулирует вопрос;
в) респондент может сам предложить варианты ответа.
29.Социологические исследования, целью которых является приращение социологического знания и формулирование концепции, называются:
а) прикладными;
б) эмпирическими;
в) теоретическими.
30.Какое определение является правильным:
а) опросы подразделяются на включенные и не включенные;
б) контент-анализ – разновидность выборочного опроса;
в) в эксперименте создают 2 группы – экспериментальную и контрольную.
31.Что подразумевает социологический термин «выборка»
а) сбор объективной информации;
б) выбор методов исследования;
в) отбор респондентов.
32.Что можно назвать анкетой:
а) любой перечень вопросов, адресованных респонденту;
б) лист, содержащий упорядоченную последовательность вопросов;
в) определённый набор вопросов, задаваемых исследователем респонденту.
Ключ
а | б | б | а | а, в | б | в | б | в | в | б | б | в | а, б | а | в |
а | а | в | б | а | в | б | б | б | б | в | а | в | в | в | б |
С.П. Ежов, А.В. Клюев,
Т.И. Дравнина
Социология
учебное пособие для студентов
Подписано в печать 11.05.2007. Формат 60х84 1/16. Бум. офсетная.
Нач. л.1. Печ.л. 5,75 Бум.л. 1,0. Тираж 100 экз. Зак. 97 от 11.05.2007г.
Издательство Санкт-Петербургского государственного технологического института – технического университета. 190013, Санкт-Петербург, Московский пр., д.26
Отпечатано РТП ИК «СИНТЕЗ» 190013, Санкт-Петербург, Московский пр., д.26